№ 22-23 (205-206) Декабрь 2012 года.

Возможные осложнения грузино-азербайджанских отношений

Просмотров: 2641

Приход к власти в Грузии нового правительства стал, без сомнения, политической сенсацией последних нескольких месяцев. Естественно, что главным в этом является не столько сама победа «Грузинской мечты», сколько провозглашенный ею новый курс и те изменения, который он должен вызвать в региональной политике Южного Кавказа.

Одним из основных направлений курса нового грузинского кабинета должно стать улучшение, или, как часто говорят новые грузинские власти, восстановление отношений с Россией. По словам грузинских политиков, для того, чтобы достичь этого «восстановления», они готовы пойти на ряд очень серьезных шагов. Некоторые из этих шагов уже озвучены, и, хотя в практическом плане их реализация еще не началась, сама возможность их осуществления уже вызвала широкую волну обсуждения как внутри самой Грузии, так и со стороны ее соседей и произвела на свет целую гамму эмоций – от полного восторга до такого же полного неприятия, что свидетельствует о том, что осуществление плана «мечтателей», как минимум, не будет легким.

Здесь следует сказать, что новое грузинское правительство пришло на волне очень позитивной риторики, обращенной абсолютно ко всем сторонам кавказского (и не только) политического процесса. Власти Тбилиси не собираются ломать старые связи, но вместе с тем хотят улучшить те, что зашли в тупик во время правления Михаила Саакашвили. Известный призыв кота Леопольда из старого мультфильма – «Ребята, давайте жить дружно!» – в полной мере может охарактеризовать их политическое кредо.

Вместе с тем, в крайне непростых условиях современного Кавказа, когда рядом присутствуют очень жесткие конкуренты с диаметрально противоположными позициями и интересами, реализуемость принципа кота Леопольда вызывает очень серьезное сомнение. Это сомнение в полной мере относится к грузино-российским отношениям, которые новые тбилисские власти хотят резко улучшить, продолжая называть Россию оккупантом и полным ходом идя в НАТО. Оно относится к грузино-абхазо-югоосетинским отношениям, которые Грузия будет стараться оживить и «деполитизировать», не признавая эти территории суверенными странами и не подписывая с ними договор о ненападении. Как показывают события последних двух недель, это же сомнение в реализуемости относится к отношениям между Грузией и Азербайджаном.

Камнем преткновения в отношениях Баку–Тбилиси стала обнародованная идея нового грузинского правительства запустить много лет не функционирующую Транскавказскую железную дорогу (Россия–Абхазия–Грузия–Армения). Без преувеличения, она вызвала с азербайджанской стороны бурю негодования, подкрепленную целым рядом обвинений в «проармянском курсе» новых властей Тбилиси, обещанием жестких ответных мер и т.д.

В чем же здесь причина? Почему даже первичная и неофициальная реакция Азербайджана столь резка?

Необходимо сказать, что несмотря на благостную официальную риторику, исходящую от официальных Тбилиси и Баку в течение всего новейшего времени, в действительности грузино-азербайджанские отношения никогда не были безоблачными. Их осложнял целый ряд обстоятельств и конфликтных моментов, таких как неполное совпадение экономических интересов, невозможность достичь делимитации границы, в результате чего некоторые исторические грузинские территории стали азербайджанскими, притеснение грузинских этнических меньшинств на территории Азербайджана и наоборот и немало других вопросов. Вместе с тем, обе страны всегда замалчивали сложные вопросы и до открытых конфликтов дело не доходило, т.к. в политическом позиционировании Грузии и Азербайджана всегда существовало единство в главном: наличие проигранных территориальных конфликтов, сходство позиций по их разрешению и необходимость выступать в этом вопросе единым фронтом. Отдельным пунктом, незримо витавшим над всем этим, была взаимодополняемость Грузии и Азербайджана в постановке своих вопросов наиболее жестким образом.

Можно без преувеличения сказать, что только наличие такой Грузии, какой мы видели ее последние 15 лет, дает возможность Азербайджану занимать настолько резкую позицию по отношению к Армении и Нагорному Карабаху и, точно также, только жесткая позиция Азербайджана смогла обеспечить существование современной Грузии. Убери одну из частей – и вся конструкция рухнет!

Грузинские политики привыкли превозносить до небес географическое положение их страны как ключевого фактора Кавказа и сравнивать ее с Сингапуром. Это так, но в отличие от Сингапура, положение которого по-настоящему способствует транспортным и иным связям, но не перекрывает их, Грузия скорее похожа на пробку от бутылки – если лучшие, наиболее выгодные пути в регион и обратно совсем не обязательно пролегают через ее территорию, то при наличии политических конфликтов, закупорить их и завязать все коммуникации на себя она полностью в состоянии.

При этом любое изменение политической картинки, которое сказывается на картинке экономической, просто обречено самым кардинальным образом менять ту же самую политическую картинку, но уже совершенно в других плоскостях, конфликтах и регионах.

Именно это и произошло с вопросом об открытии железной дороги. Очевидно, что грузинское правительство не намеревалось ухудшать или менять свои отношения с Азербайджаном и вообще считало, что Баку не имеет отношения к дороге, которая даже не проходит по его территории. Однако настолько же очевидно, что наличие такой дороги поставит крест на всей многолетней политике Азербайджана по максимальному осложнению положения Армении. Можно много рассуждать о том, насколько полна и однозначна была блокада Армении, но абсолютно ясно, что открытое и безусловное железнодорожное сообщение с Россией поставит на ней жирный крест, а значит, выбьет из рук Азербайджана мощный козырь в вопросе принуждения Еревана решить вопрос Карабаха по сценарию Баку. Если перспективы возвращения Степанакерта под юрисдикцию Баку уже сейчас выглядят крайне призрачными, то тогда они вообще станут близкими к нереальности.

Проблема в том, что, несмотря на всю высокую риторику, грузинские правители не до конца вольны в своих действиях и будут вынуждены действовать исходя из реальности. В реальности же взаимозависимость Грузии и Азербайджана настолько высока, что задекларированные ими шаги могут в корне ухудшить их отношения с Баку.

Вот лишь несколько фактов. Азербайджан и Турция являются наибольшими инвесторами Грузии. Азербайджанская нефтегазовая компания SOCAR – самый большой налогоплательщик Грузии. Отказавшись от российского газа, Грузия полностью перешла на его поставки из Азербайджана, причем получает его по крайне малой цене, обеспечив его транспортировку в Турцию в обход Армении. В Грузии проживают около 280 тыс. азербайджанцев, составляющих 7% населения страны, и т.д.

Совершенно очевидно, что при исходных данных, если Азербайджан захочет осложнить грузинам жизнь, у него есть для этого немало простых и крайне эффективных рычагов. Некоторые из них уже были очерчены политологами из Баку, заявившими, что их страна может прибегнуть к пересмотру газовых контрактов, уменьшению инвестиций, возбуждению недовольства среди их диаспоры и к некоторым иным, не менее «приятным» методам.

Позавидовать выбору новых властей Тбилиси нельзя. Теперь им нужно либо идти до конца и исполнять обещанное, что приведет к крайне серьезному осложнению отношений с Азербайджаном и ухудшит экономическое положение страны, либо отказаться от собственных предвыборных обещаний и не восстанавливать отношения с Россией, что, в свою очередь, тоже не улучшит экономическое положение Грузии и поставит их в неудобное положение перед своими избирателями. Как говорится, куда не кинь, всюду клин!

Считается, что аналитики, пишущие о политике, должны давать свой прогноз ситуации. Это правильно, однако в этом положении лично я такого прогноза сделать не могу – настолько сложной, многофакторной и запутанной эта ситуация является. Думаю, что, скорее всего, партия Б. Иванишвили не представляла, что столкнется с такими противоречиями там, где их совсем не ожидала, и сейчас идет судорожный поиск выходов из положения.

Для этого у них пока есть время – никаких однозначных шагов в этом направлении Грузия пока не сделала и однозначных решений не объявляла. Другое дело, что время уходит, а ситуация – равно как и ключевые интересы сторон – не меняется и добиться здесь успеха простой благостной риторикой не получится. Рано или поздно придется делать выбор.

Каким он будет, думаю, мы узнаем уже через два-три месяца.

Андрей Епифанцев, политолог

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 14 человек

Оставьте свои комментарии

  1. А.Епифанцев как всегда своим выстрелом попал прямо в яблочко!
  2. Это всего лишь истерический шантаж со стороны азерстана, а вдруг получится, пока нефть газ есть стоит попробовать, завтра все закончится вообше забудут где Баку находится, а на самом деле это азерстан больше зависим от Грузии в плане транзита, и грузинам нечего боятся, грузины должны понимать что благодаря армянам, и их конфликту с турко азиками, а также проблемой запада с Ираном и Россией, у азиков кроме Грузии нет другой дороги чтоб продовать западу свою нефть и газ, азики всеравно никуда не денутся, ведь пока из нефти делать доллары никто не умеет, нефть надо продавать, а продавать только на запад и только по территории Грузии, на юг Ирану и арабам нефть не нужна, на восток в туркмению тоже не нужно, на север России тоже не нужно, остается на запад, а туда дорога только через Грузию, Стоит Грузии наладить экономические отношения с Россией и также на уровне шантажа сказать азерам "Транзитируйте свою нефть как хотите нам всеравно" и увидите как азики включат задний ход, тем более БИПИ по шапке даст им пару раз за срыв поставок, Ведь в договоре с британской нефтянной компанией не указывалось что азера имеют право шантажировать страны по поводу как им откравать свои возможные коммуникации, Кроме того Турция тоже заинтересованна в этой дороге на Россию, и уже Турция предлогает что если через абхазию не реально открыть дорогу из за политики абхазов, то давайте построим новую дорогу через Осетию в Россию, и этой новой дорогой через Осетию и Армения может воспользоватся, и что тогда азики скажут старшему брату туркам? Что? и Грузию и Турцию будут шантажировать? по моему надорвутся, Дорога на Россию с Закавказья нужна не только Армении, но и всем, и Грузии и Турции и Ирану и самой России, я думаю после того как сегодня решился вопрос с Габалинской РЛС не в пользу России, азера всетаки отказали России, думаю вопрос открытия дороги, это вопрос времени
  3. Достаточно вспомнить, что великий Манташев провел нефтепровод из Баку в Батуми, положив начало международному нефтяному бизнесу в регионе со всеми вытекающими из этого геополитическими результатами и обретениями для и ныне пользующихся его предприимчивостью сторон.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты