№ 22-23 (205-206) Декабрь 2012 года.

Армяне Прибалтики сохраняют свои обычаи и культуру

Просмотров: 10190

Историки указывают на присутствие армян в странах Прибалтики еще в 1400 г.

600 лет назад, в июле 1410 г., объединенная польско-литовская армия разгромила войско Великого магистра Тевтонского ордена. Эта легендарная победа внесла существенное изменение в ход общеевропейской истории. Решающая битва состоялась на территории современной Польши, около деревни Грюнвальд, населенной преимущественно литовцами. В объединенной польско-литовской армии, кроме самих поляков и литовцев, бок о бок сражались украинцы, белорусы, русские, чехи, армяне, а также татары.

Более или менее активно армяне в Прибалтике появились после Второй мировой войны, начиная с 1949 года. В 1960-х годах среди русскоязычного населения армяне составляли маленький процент. В Эстонию, Латвию и Литву армяне стали переселяться из некоторых городов России, и в основном это были представители смешанных семей. Армяне Прибалтики всегда отличались своим социальным статусом, занимая места в таких отраслях, как наука, образование, культура и др. Численность армян в этих странах всегда была незначительной, и даже после развала Советского Союза армяне особо не стремились попасть в Прибалтику. Всему виной жесткая миграционная политика, не позволяющая иным этническим группам адаптироваться и получать гражданство этих стран. Однако значительный процент наших соотечественников в странах Прибалтики оказался после спитакского землетрясения 1988 года. Только в Латвии оказались свыше 5000 армян из зоны бедствия, большинство которых, однако, вернулись обратно в Армению или же перебрались в восточноевропейские страны. Маленькая группа армян из Баку оказалась в 1991-1993 гг. в Прибалтике после депортации армянского населения из Азербайджана, а также из Тбилиси. Официальные данные приводят скромные цифры относительно численности армян в странах Прибалтики.

К примеру, в 1959 году в Эстонии проживало всего 648 армян, в Латвии и Литве соответственно 1060 и 471 человек. Уже в начале 70-х прошлого столетия в Эстонии числилось 604, в Латвии и Литве соответственно 1511 и 508 армян. Ныне, по различным данным, в Эстонии проживает 2000 этнических армян, в Латвии 5000 и в Литве почти 2700. Большинство армян в Эстонии проживают в столице Таллине и в городе Тарту. Среди этнических армян Таллина выделяются русскоговорящие армяне из смешанных семей и армяне, полностью интегрированные в эстонское общество. В Латвии армяне сконцентрированы в столице Риге и Даугавпилсе, незначительная группа проживает в Лиепае, Елгаве и Юрмале. В Литве армяне также в основном проживают в столице Вильнюсе, но на северо-востоке страны располагается городок Висагинас, имеющий пестрый этнический состав населения. Здесь проживает 20 армянских семей. Усилиями армянской общины литовского городка была открыта воскресная школа. В целом ассимиляционные процессы среди армян Прибалтики не носят массовый характер. Это в первую очередь обусловлено тем, что армяне этих стран в силу своей малочисленности пытаются держаться обособленно, создавая культурные очаги и школы. Почти во всех городах, где проживают армяне, имеются воскресные школы. В Риге и Таллине действуют армянские церкви.

В 1993 г. была зарегистрирована Армянская Апостольская Церковь в Латвии. И 17 декабря 1997 г. был заложен фундамент храма. Церковь Св. Григория Просветителя в Риге построена на собранные народные деньги по проекту, согласованному со Св. Эчмиадзином. При церкви имеется воскресная армянская школа. Инициатива возведения храма и руководство первоначальным этапом его строительства принадлежат рижанину Спартаку Тер-Аветисяну. Во дворе церкви установлен хачкар (крест-камень) из туфа, доставленный из Армении.

В Таллине действует спортивный армянский клуб, ансамбли, две молодежные организации. Функционирует Союз армян Эстонии. Армяне Эстонии тесно сотрудничают с органами самоуправления, министерствами культуры и просвещения, фондами поддержки интеграции. Армянская Церковь является полноправным членом Совета церквей Эстонии.

В Таллине действует армянский храм. Идея учреждения в Эстонии общины Армянской Апостольской Церкви была претворена в жизнь с благословения Католикоса всех армян Вазгена I Ванушем Карапетяном и Суреном Саакяном. В декабре 1993 года архиепископ Гарегин, ныне Католикос всех армян Гарегин II, освятил будущий храм.

Действующие в Эстонии, Латвии и Литве армянские структуры организовывают мероприятия, приуроченные к Дню независимости Армении, геноциду армян в Турции, годовщинам армянских погромов в Азербайджане. Особенно активно армяне прибалтийских стран консолидировались после экстрадиции Рамиля Сафарова. Армянская общественность Эстонии, Латвии и Литвы совместно с общественными организациями и правозащитниками этих стран провела акции протеста. Армянская молодежь Эстонии организовывает благотворительные акции и сбор пожертвований в поддержку сирийских армян. В целом, несмотря на свою малочисленность, армяне Прибалтики имеют активную гражданскую позицию. В парламентских выборах Литвы участвовали и армянские кандидаты. В ряде муниципалитетов Эстонии и Литвы работают этнические армяне.

С 1988 г. армяне Латвии слушают ежемесячную 30-минутную радиопередачу «Аревик» (на армянском языке) на канале «Домская площадь» Латвийского радио-4. Ее запись и трансляция финансируются из бюджета страны. Латвийское общество хорошо знакомо с такими личностями армянского происхождения, как скульптор Грайр Аветян, живописцы Александр и Бабкен Степаняны, Григорий Лалаян, Варуж Карапетян, Артур Акопян, Карине Паронянц, широко известный пианист, профессор, доктор искусствоведения Раффи Хараджанян – единственный из армян, удостоенный высшей награды Латвии ордена Трех звезд (2002 г.), скрипачка Нелли и пианистка Лилия Саркисян, режиссер театра и кино Айк Карапетян и другие. Ранее признание обрели художник-график Каруш Акопян, керамист Левон Агаджанян и др. В Эстонии и Литве активно работают представители армянской молодежи. Известным эстонским музыкальным коллективом «Атлас» руководит Бригитта Давидянц.

Находясь вдали от Родины, армяне прибалтийского региона сохраняют свои национальные обычаи, традиции и культуру. Большая часть этнических армян в Эстонии, Латвии и Литве имеет гражданство этих стран и полностью интегрирована в прибалтийское общество. Контакты представителей диаспоры с Родиной также ведутся, и этот фактор может сыграть положительную роль в укреплении связей между Арменией и странами Прибалтики.

Арман Акопян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 68 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Арман, вы много делаете для популяризации армянских общин, разбросанных по всему миру. Вас читать интересно. Понятно, в Бейрут или Лос-Анжделес в командировку нет возможности поехать, вот и приходится пользоваться материалами из Интернета, то есть заниматься компиляцией. В этом нет ничего предосудительного, если делать это с умом, что вам удается. Но порой ставите свою подпись под откровенной, простите, халтурой. Как, к сожалению, получилось в данном случае. Нельзя пользоваться только одним источником. И даже статью из Википедии можно было переработать творчески. Нельзя позволять себе так много фактологических ошибок. Явный перебор... 1. Армяне переселялись после войны в Прибалтику не из городов России, как вы пишете, а в основном из Закавказья. 2. Сам термин "Прибалтика" - из далекого советского прошлого. У нас говорят - страны Балтии, Балтия. 3. 5 тысяч армян оказались в наших краях после землетрясения? Кто это над вами так пошутил? Мы приняли 3-4 сотни соплеменников из зоны бедствия. Не более. Дети проходили реабилитацию в пансионатах Юрмалы и Цирулиши. Были еще семьи из Ленинакана, которые жили у своих рижских родных. 4. Никакая "группа армян из Баку" после погромов в Латвию, Литву или Эстонию не приезжала. Были отдельные люди, которые поселились у своих родных. Кто-то остался, кто-то уехал. 5. Армянская церковь есть не только в Риге и Таллине, но и в Вильнюсе. 6. Да, во дворе церкви в Риге не так давно установлен хачкар. Но ни слова не сказано о первом хачкаре, установленном прямо в Старом городе еще в 1990 году. Там целый сквер образовался. 7. О какой консолидации армян после "дела Сафарова" вы говорите? Мы были сплочены в период землетрясения и Карабахской войны. А в случае с Сафаровым в Риге и Вильнюсе прошли пикеты у посольства Венгрии (в Таллине ограничились акцией в церкви). Пришли только те, кто имеет гражданскую позицию, кто активен. По 30 человек в каждом городе, не более. Никаких правозащитников не было. 8. Армяне баллотировались не только в Сейм Литвы, но и в латвийский парламент. 9. Радиостанция "Аревик" не могла быть создана в 1988 году, так как 30 ноября создали только Латвийско-армянское общество. Передачи стали идти позднее. 10. Молодежь активно работает не только в Эстонии и Литве. В Латвии парни и девушки не менее активны. Но про них вообще ни слова. 11. Вы пишете, что армяне Латвии "сконцентрированы" в Риге и Даугавпилсе. Из второго города страны не знаем ни одного армянина. Во всяком случае никто о себе не заявил, ни разу в общине не был. Из Лиепаи тоже.
  2. 1. И таких ляпов, ошибок, небрежностей довольно много. Вот, к примеру, под шахматным снимком вы пишете, что это "чемпионат среди армян Эстонии". Разве не видно, что это детский турнир? Написали бы о человеке, который создал в Таллине целую шахматную академию им. Т. Петросяна, который занимается с детьми, - о Григоре Айрапетяне. Увы, ничего этого нет... 2. С персоналиями вообще интересно получилось. Отмечаете одних, но игнорируете других. Есть армяне, которые вообще никакого отношения к общинам не имели и не имеют. Так, сами по себе. Многие, прочитавшие эту статью, удивлены. 3. Особенно поразил ваш пассаж, связанный с церковью. Ни слова не сказали о настоятелях церкви в Риге отце Маркосе и отце Хосрове, зато отметили Спартака Тер-Аветисяна. Да, он был инициатором создания церковной общины и строительства церкви. Но строил ее, видимо, исключительно для себя. А когда ни он, ни его сын не стали священниками, Тер-Аветисян стал поливать грязью священников, посланных Эчмиадзином. В прокуратуру жаловался, депутатам Сейма жаловался, в прессу писал... Мы же всегда старались не выносить сор из избы. Вот и сейчас Тер-Аветисян дает интервью "от армянской общины", хотя в его обществе "Хаватк" состоят только два человека - он и его жена. История, похожая на историю с Тираном, лишенным в Москве сана священника... 4. История армян в Прибалтике тоже подана своеобразно. Вспомнили про Грюнвальдскую битву, но ничего не сказали, что в Дерптском университете учился Хачатур Абовян, в РПИ - Степан Шаумян, что в Риге служил маршал Баграмян и т.д. 5. Говорили о консолидации армян Балтии, но ни слова не сказали, что символом нашего единства стал хачкар, установленный в 2001 году на Горе крестов под Шауляем. Ни слова не сказали о Конгрессе армян Балтии и его председателе Араике Туняне. Во многом благодаря ему Сейм Литвы признал Геноцид армян, чего не решаются сделать парламенты Эстонии и Латвии. Но мы работаем в этом направлении. 6. Вспомнили о передаче "Аревик", но ни слова не сказали о газете "Арарат", которой, кстати сказать, исполнилось недавно 10 лет. В Латвии всего две общины (из почти 20!) регулярно выпускают свои газеты - белорусы и армяне. 7. Ни слова не было сказано об армянских рестораторах. А они в Балтии пользуются огромным успехом. Рига является, наверное, единственным городом мира, где армянская кухня стала таким же брендом, как китайская, итальянская, японская. В Риге и Юрмале более 20 армянских кафе и ресторанов. Все эти материалы имеются в Интернете. Просто надо было не лениться и добросовестно подойти к делу. Творческих вам успехов!
  3. Я слышал эту рижску историю с церковью. Спартак Тер-Аветисян сыграл там примерно такую же роль, как Тиран Кюрегян в Москве. Не надо таких рекламировать.
  4. Вы правы,статья написана поверхностно,но согласитесь,что в таком маленьком объеме невозможно вместить все,о чем вы пишите. Почему бы вам не написать статью в "Ноев Ковчег"? Думаю,редакция опубликует.
  5. Мне кажется, дело не в объеме статьи. Арман Акопян писал и другие краткие статьи, но без ошибок. А тут, оказывается, столько фактов, которые автор просто переврал, поступив недобросовестно. Обидно за способного парня. Надеюсь, он напишет, объяснится.
  6. В Эстонии столько патриотичных армян, но автор статьи почему-то выбрал лишь Бригитту Давидянц. А она, армянка по отцу, смотрит на своих соплеменников, как на каких-то диких туземцев. Читал ее заметки про армян Турции, к примеру. Мне это напомнило про ту энергичную барышню-"политика" с армянской фамилией, кажется, Галоян, которой армяне сто лет не нужны. Ничего полезного для своего народа она не сделала. Карьеристка и авантюристка. Но НК почему-то именно о ней писал. Теперь на нее какое-то дело завели... А вот прекрасная писательница из Таллина Гоар Маркосян-Каспер, к примеру, не удостоилась внимания автора. И не только она.
  7. Чистейший воды халтура! Удивляет, что мой тезка не отвечает на форуме и удивляет, что некоторым все по барабану, ставят за такое "творчество" пятерки.
  8. Я уже больше 3 года читаю статьи автора и могу констатировать, что автор несмотря на свой молодой возраст, вполне заслуженно может войти в список самых патриотичных журналистов. Не надо так строго судить господа!Мы и так мало знаем об армянах Прибалтики а тут и нападки начались, на того кто хоть что-то про вас написал. Ну что за манера атаковать, вместо того чтобы оценить должным образом а если возникают какие-либо объективные вопросы, то лучше связаться с самим автором.Во всяком случае,на мой взгляд так будет честнее. Многое из того что написано соответствует правде.У самого родственники, которые после землетрясения переехали с Ленинакана в Ригу. Манучаряны. До сих порт там живут. Так что будем корректны. А автору все же спасибо за работу. С уважением, Марлен Бегоев-Кутаиси
  9. Нет, парон Бегоев, все наоборот: это сам автор или редакция должны были связаться с местными армянами и попросить написать материал. К тому же люди с мест пишут бесплатно, никаких гонораров от редакции не просят. А тут возмутительная небрежность и халтура способного и патриотичного, как вы справедливо отметили, журналиста. Как бы отреагировали, скажем, армяне Москвы, если бы НК написал: храм строит самый духовный армянин Тиран Кюрегян, а всю общественную работу в Москве ведет Ара Абрамян и его помощники? Как?
  10. Стыдно.Ведёте себя как обиженные дети.Ничего вам никто не должен.И Тиран Кюрегян с Абрамяном-плохое сравнение,тем более,что "ЭТИ герои" к "НК" никакого отношения,СЛАВА БОГУ,не имеют.И если молодой журналист не удовлетворил ваших духовных потребностей,это не значит,что вам нужно рвать на себе тельняшку.Предлагаю вам написать статью и попросить редакцию её опубликовть.Больше узнаем Об армянах Балтии.
  11. Как я поняла тут автор вовсе не причем. Проблема в грызне внутри общины,как, впрочем, всегда бывает в армянской диаспоре.Видите ли в материале стоит одно имя а нужно было перечесть имена всех амбициозных лидеров армянских общины Эстонии, Латвии и Литвы..... Для этого уважаемые недовольные наши соотечественники имеются иные площадки! Мое личное мнение, не надо ваши меркантильные проблемы выставлять на показ всему армянству. Вас там всего-то в целом порядка 5 тыс. а шумите словно на 100.000. Спасибо редакции и спасибо автору! Всегда читаем!
  12. Прискорбно читать ребята, об армянских внутренних проблемах, обидно как-то. Будучи в текущем году в феврале, в Риге, первым делом я разыскал армянскую церковь, она оказалась новая, им. св.Григора Лусаворича, поставил там свечу. Србазан Хосров мне очень понравился и армянская община тоже. Для меня важно одно: армяне нигде не пропадают и их везде уважают. Остальное же, наносное, безжалостный судья - время, все уносит. Кто где-то подвизается, тех ветер времени совсем не щадит. Да, статья может и сыровата, но давайте будем добрее. У кого из нас нет недостатков? Разве Арман исключение? Но все ж вам всем спасибо - вы болеете душой за армянство. Вот это и есть главное. Так говорю, поскольку, я внутри армянства. Болор вохчуйн.
  13. Уважаемый Уфаеци, Вас всегда приятно читать, словно с давним другом говоришь. Жаль, что не довелось встретиться здесь с Вами. Да, церковь у нас очень красивая. Два с половиной армянина (около 3 тысяч всего), но такое отгрохали! Да и вообще община активная, в ней задают тон образованные и культурные люди. Она в количественном отношении в 10-20 раз меньше, чем некоторые российские, разных областных центров. Но мы делали и делаем столько, сколько остается пожелать всем нашим соотечественникам. Статью комментировать не буду - она вся какая-то общипанная. К тому же очень много фактологических ошибок, о которых было сказано в самом начале обсуждения (Автору). Подписываюсь под каждым словом. Повторяю, хотелось бы, чтобы в России все общины были такие уважаемые и активные. Вместе с тем, уважаемый Уфаеци, перед вами "выступила" одна дамочка, которая показала свой культурный уровень. Никакой грызни в Латвии нет. Да, были амбициозные люди, которые себя любят больше всего. Да, был отлученный от церкви и почему-то восхваляемый здесь Спартак Тер-Аветисян... Но люди "шум поднимают" из-за несправедливости, а эта дама пишет, что "автор вовсе не причем". Как Вам это нравится, Уфаеци? Оказывается, тут "меркантильные интересы" недовольные форумчане из Прибалтики выставляют напоказ. Эта дамочка не знает, что меценаты, о которых никто не требует писать, вложили огромные суммы в строительство церкви. Никто их не агитировал и не принуждал! Не знает, что активисты, о которых тоже не требуем писать, работают многие годы безвозмездно ( у нас нет посольства, так что приходится и некоторые посольские функции на себя брать). Никто никого не заставляет и не принуждает! Просто люди любят свою нацию и свою культуру, стараются высоко держать марку армянства в Латвии. И вот так легко эта дамочка, к сожалению, разбрасывается словами... Армана Акопяна, считаю, хватит критиковать. Он сам, надеюсь, все понял. Просто надо быть уважительней друг к другу, господа армяне! А если все армянские общины России, повторяю, будут на таком же высоком уровне (идеальных, разумеется, не бывает), как в Латвии, я был бы бесконечно счастлив.
  14. Может господа руководители армянской общины Латвии назовете имена меценатов, которые участвовали в возведении церкви? а то как-то все без имен, да без имен.......
  15. А вам какая разница, кто у вас меценат? Церковь же построили, очень красивую, результат налицо, молодцы! Видимо, ваши рижские меценаты люди скромные, себя не афишируют.
  16. Я бы на месте Армана Акопяна ,бойкотировал тему армян Латвии и не возвращался бы к ней.Эти претензии к автору и к редакции некрасиво выглядят,тем более,что газета "Ноев Ковчег" несколько лет назад в каждом номере писала об армянах Латвии.
  17. Действительно,напрасно обижают журналиста,он ведь ничего плохого не написал.А если есть что добавить,то никогда не поздно.Видимо,некоторые наши соотечественники в Прибалтике слишком большого мнения о себе,и думают,что Земля крутится вокруг них.Периферия!
  18. Дай Бог, чтобы в ваших столицах был такой культурный уровень, как у армян Прибалтики! Я был там несколько раз, все видел своими глазами. А вы, Левон, ничего умнее не могли предложить, как бойкотировать армян Прибалтики? Тогда предложите, пусть регулярно пишут про братков-армян, которые создают общины и общаки в Сибири, Магадане, на Колыме, на Дальнем Востоке, в разных российских деревнях. Да что с вами говорить!
  19. Статья, конечно, куцая, самая, пожалуй, неудачная у Армана Акопяна. И не очень объективная. Не хочу обидеть российских армян, но до наших соплеменников из Прибалтики им очень далеко. В трех республиках около 7 тысяч армян. Но если взять их вклад в дело армянства (на душу населения, так сказать), они, безусловно, идут впереди, далеко обогнав россиян. Надо просто больше читать, если кто интересуется диаспорой. Вместе с тем в России угрожающими темпами растет армянское население (общинами я бы их не назвал) за счет переселенцев из Армении и Арцаха. Самара, Саратов, Волгоград, Нижний Новгород, Екатеринбург, за Урал уже наши перевалили, стали Сибирь осваивать... В этих городах по 20-40 тысяч армян!!! Ну и что толку??? Что вы, критики прибалтов, слышали о достижениях в культурной жизни армян вышеназванных городов, что??? Вот, непонятно для чего, армяне стали осваивать Якутию. На алмазы потянуло? В Якутске для чего-то церковь построили... В Магадане кучкуются... Да что там говорить! Привет Ара Абрамяну, послушному мальчику для Путина :))
  20. Уважаемый Макс! Соглашусь с Вами,что статья Армана Акопяна получилась слабенькой и куцей.Но очень хочется знать каких это высот достигли армяне Прибалтики?И какой "великий" вклад они внесли в армянство? Ара Абрамян сейчас ничем примечательным не занимается и армяне Якутии,Самары или Екатеринбурга своими силами оказались в этих регионах России,добывать свой хлеб,чтобы прокормить семью.
  21. Уважаемый Гор! Ара Абрамян не выдает подъемные и не перевозит лично армян в Россию. Но он всячески это массовое переселение поддерживает и приписывает себе. Мол, это его заслуги. Создает там свои филиалы САР. Но дело даже не в нем. В этих российских городах армянское население превышает сегодня население Гориса, Капана, Раздана или Эчмиадзина. Это удаленность от Армении, это путь к ассимиляции, это катастрофа! Китайцы мигрируют, но миллион туда, миллион сюда - никто и не заметит. А тут республика с населением всего в 3 миллиона - и такая массовая миграция. А далеко не самые культурные и не самые доброжелательные к армянам города. Что касается армян Прибалтики... Загляните в Интернет, там много написано. Не буду их рекламировать. Они молодцы!
  22. А не в Риге армяне передрались и перессорились несколько лет тому назад?Чему учиться?
  23. Всех благ армянам Прибалтики! А статья... так себе, никакая. Арман может лучше писать. А что значит "перегрызлись", Арам, в Риге? У вас в Москве при епископе Тиране разве "не перегрызлись"? Или в других российских общинах? И у нас в Америке хватает амбициозных дураков, которые из себя изображают и лезут во власть. И еще я тоже категорически против массового и трагического для армянства переселения армян в российские дебри. Читаю НК и просто ужасаюсь!!! Пределом мечтаний армянина сегодня становится, оказывается, быть постоянным жителем какого-нибудь Барнаула или Магнитогорска и иметь российское гражданство. А на меня налетать не надо, я живу в Америке уже больше 30 лет. Из старых эмигрантов:))
  24. Хочется верить, что таких недоразумений, как эта статья, в вашей журналистской деятельности больше не будет. Критика по делу, не обижайтесь. С Новым годом!
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты