№ 22-23 (205-206) Декабрь 2012 года.

Праздники Армянской Апостольской Церкви

Просмотров: 3695

1 декабря

День Первых Просветителей Армении – свв. апостолов Фаддея и Варфоломея

Святые апостолы Фаддей и Варфоломей счи­таются Первыми духовными Просветителями Армении, поскольку принесли в нашу страну свет христианства. В Армению они пришли в разное время и проповедовали независимо друг от друга. Но существует предание, что однажды они встре­тились в армянском поселении, которое в память об этом событии народ назвал Отъяц Хач – Крест Пристанища.

Один из 12 апостолов Иисуса Христа, Фаддей проповедовал в Аравии и Месопотамии, откуда ок. 40 года пошел в столицу Осроенского царства Эдессу, где излечил от мучительного не­дуга царя Абгара, который еще при жизни Хри­ста просил Спасителя прийти и исцелить его. В ответе Абгару, который Иисус продиктовал од­ному из апостолов, Он обещал по вознесении направить к царю ученика, который избавит его от недуга. Известны слова Фаддея, сказанные Аб­гару: «Так как ты крепко уверовал в Пославшего меня, то я и послан к тебе. И если будешь веро­вать в Него, как веришь, то исполнятся желания сердца твоего». Фаддей возложением рук и мо­литвой исцелил Абгара, и тот крестился вместе с домочадцами и всем двором. В благодарность за обретение физического исцеления и душевного покоя царь предложил апостолу золото, которое тот отверг со словами: «Мы оставили свое, возь­мем ли чужое?»

Далее путь апостола лежал в Великую Ар­мению, куда он пришел в 43 году, принеся с собой наконечник копья, которым римский солдат пронзил распятого Христа. Реликвия ныне хра­нится в Эчмиадзинском кафедральном соборе. В Шаваршаване, где находилась резиденция царя Санатрука, его дочь Сандухт под воздействием апостольской проповеди приняла крещение. В 66 году св. Фаддей был схвачен в Артазе, приведен в Тарон, подвергнут пыткам и предан казни – «повешен на древе» и пронзен стрелами. Спустя три столетия на месте захоронения апостола был возведен монастырь Тадеи. Мощи св. Фаддея хранятся в Эчмиадзинском соборе.

Варфоломей также был одним из двенадцати апостолов. Впервые увидев Христа и поняв, пе­ред Кем он стоит, Варфоломей воскликнул: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев».

В 60 году Варфоломей пришел в Армению, куда принес рукотворный лик Богородицы. В мeстечке Дарбноц Кар (Кузнечный Камень) Андзевской области он основал обитель Пресвятой Богородицы на месте храма богини Анаит. При монастыре апостол основал женскую пустынь, которой передал на хранение лик Богородицы. Пустынь получила название Огеванк – Духов монастырь.

В городе Агбаке (Албанополис) апостол крестил сестру царя Санатрука царевну Вогуи. Санатрук отправил к ней тысяцкого Теренция с тре­бованием отречься, но Вогуи сумела склонить военачальника к крещению. Этот случай пере­полнил чашу терпения князей: в 68 году Терен­ция, Вогуи и Варфоломея схватили и после дол­гих пыток казнили в Агбаке. Вместе с ними были казнены 2000 христиан.

4 декабря

Св. Абгара, первого уверовавшего во Христа царя Армении

Представитель боковой ветви армянского цар­ствующего дома Абгар (ок. 4 – 50) правил Осроенским царством в армянской части Месопотамии со столицей в Эдессе. Имя Абгара получило широ­кую известность в IV веке, когда «отец церковной истории» Евсевий Кесарийский обнаружил в эдесских архивах сирийский перевод переписки Абга­ра с Иисусом Христом. Этот документ пролежал в константинопольском книгохранилище вплоть до взятия города турками-османами в 1453 году. С бо­лее поздними приписками он фигурирует также в сирийской рукописи Doctrina Addaei и в греческих редакциях.

Абгар болел проказой, и врачи не могли исцелить его. Наслышанный о чудесах и исцелениях Иисуса Христа, а также гонениях на Него, Абгар отправил к Спасителю гонца с посланием: «До­стигли слуха моего чудеса и дивные исцеления Твои без всяких врачебных пособий. Гремит мол­ва, что слепые прозревают; хромые и увечные по глаголу Твоему ходят; прокаженные очищаются; что Ты изгоняешь бесов и злых духов; что возвращаешь здравие неисцелимо больным и что вызываешь мертвых к жизни. Животворясь сим духом, верю, что Ты Сын Божий, производящий сии чудеса. А потому и осмелился препроводить к Тебе сие послание и умолять Тебя благодушно посетить меня и уврачевать от мучительного не­дуга. Слышал я также, что Иудеи Тебя преследу­ют, ропщут на чудотворения Твои и грозят Тебе погибелью. У меня здесь есть город, хотя не об­ширный, но спокойный. В стенах его встретишь Ты все обильные потребности».

Посланцев Абгара приняли апостолы Андрей и Филипп, а устный ответ Спасителя записал апостол Фома и вручил царскому гонцу. Вот что передавал Абгару Христос: «Блажен уверовавший в Меня, не видев Меня. Ибо обо Мне писано, что увидевшие Меня не уверуют, чтобы не видевшие уверовали и обрели жизнь вечную. Прежде надлежит Мне ис­полнить дело, на которое я послан. А когда вознесусь к Пославшему Меня, пришлю к тебе апостола Моего, да исцелит он тебя от недуга и да принесет с собою жизнь тебе и твоему народу».

Когда, выполняя царскую волю, посланцы по­просили у Иисуса Его портрет (образ), Господь умыл лицо, приложил к нему белый плат и протя­нул изумленным гонцам: на ткани запечатлелось Его лицо. С этого нерукотворного образа в средневековье списывались копии – т.н. Абгарские образа, нашедшие широкое распространение в христианском мире.

Когда в Эдессу ок. 40 года пришел апостол Фаддей, царь спросил его: «Воистину ли ты тот, который сумеет исцелить меня?» «Если веришь, что Иисус – Сын Божий, исполнится твое жела­ние», – ответил Фаддей. Он крестил царя с его до­мочадцами и исцелил силой молитвы. Весть о чуде распространилась по городу, и многие уверовали в Христа, Чьим именем творил чудеса апостол. Так Абгар стал первым в истории крещенным царем. В награду за исцеление он предложил Фаддею цен­ные дары, которые тот отверг со словами: «Мы оставили свое, возьмем ли чужое?»

6 декабря

Свв. отцов Египетских

Конец III века породил движение отшельни­ков – людей, искавших уединения из презрения к мирской жизни либо скрывавшихся в пусты­не вследствие гонений на христиан. Раздав свое имущество нищим, вдовам и сиротам, эти люди удалялись в пустынные края и жили здесь деся­тилетиями, нередко до самой смерти, в покаянии, посте, молитве и стремлении к духовному совер­шенству. Хотя пустынники избегали общения с людьми, слухи об их святости ходили по всему Востоку, и христиане шли к ним за благослове­нием или советом. Уже в начале IV века вокруг египетских «отцов пустыни» стали собираться их последователи.

Основателем пустынножительства считает­ся Антоний Великий (250–357), который первым решился на это новое подвижничество. Другими видными представителями пустынножительства являются Павел Фивейский, Серапион Синдонит, Евагр Понтийский, Макарий Александрийский, Иоанн Низкорост, Нил Синайский и другие.

8 декабря

Свв. патриархов Григория и Николая Чудотворцев и епископа Мирона

На судьбу Григория Чудотворца (213–270) оказал влияние выдающийся богослов Ориген, крестивший его и воспитавший в нем истинное богопочитание. Молодым человеком Григорий стал епископом в Кесарии. По преданию, перед рукоположением Григория сам апостол Иоанн в видении передал ему Символ Веры. Проповеди Григория сопровождались знамениями и чудеса­ми, привлекавшими к Церкви все больше народа. В 258 году Григорий учредил ежегодные празднования памяти христианских мучеников. Благода­ря ему Кесария стала христианским центром.

В отеческом ряду святой Николай (260–345) занимает место великого молитвенника и чудотворца. Родители оставили Николаю большое наследство, которое он раздал нищим и сиротам, а сам отправился в Иерусалим поклониться Гробу Господню. Посетив святые места, он решил стать монахом и поселился в Сионской обители. Но Бог внушил Николаю, что его удел не монастырь, а проповедь: «Николай, не здесь та нива, на котоpой ты должен принести ожидаемый мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе имя Мое».

Св. Николай был любим народом за истинно христианскую кротость и любовь к пастве. Его уже при жизни именовали «правилом веры и образом кротости». Он прославился чудотворениями, которыми сопровождались его проник­новенные проповеди, за что был прозван Чудот­ворцем.

Умер он глубоким старцем. Когда в 1087 году турки захватили Миры, итальянские купцы увезли отсюда останки святого Николая и пере­захоронили их в городе Бари.

Епископ Критский Мирон (250–350) отли­чался благочестием и милосердием. Во время гонений на христиан он личным примером укре­плял дух единоверцев. Мирон прославился как чудотворец.

9 декабря

Зачатие св. Анной Пресвятой Богородицы

Иоаким из галилейского города Назарета и Анна из иудейского Вифлеема прожили вместе не один десяток лет, но не имели детей. Супруги непрестанно молились Богу, прося послать им ребенка, которого обещали посвятить Всевыш­нему. Когда они дожили до пожилого возраста, Господь послал ангела возвестить о предстоя­щем рождении у них дочери, которую следует наречь Мариам (Мария) – «возвышенная, пре­вознесенная».

Праздник зачатия Пресвятой Богородицы Анной, связанный с постройкой церкви Божией Матери в Иерусалиме, утвердился на Востоке в конце V столетия. А в VII веке византийские монахи принесли на Запад традицию празднования этого события, и Римский папа Сергий I внес его в церковный календарь.

15 декабря

Сурб Акоб Мцбнаци – Св. Иакова Низибийского. Свв. отшельника Маругэ (Маврикия) и епископа Мелитоса (Мелетия)

Один из отцов вселенской Церкви епископ Акоб Мцбнаци происходил из княжеского рода и приходился родней Патриарху Григору Просветителю. Акоб получил христианское воспита­ние в Кесарии Каппадокийской. Придя в город Мцбин, он остановился в горном монастыре от­шельника Маругэ и решил оставить мирскую жизнь, чтобы вести подвижническую жизнь. В 290 году епископ Мелетий Антиохийский назна­чил Акоба епископом Мцбина, где тот основал огласительную школу.

В 325 году св. Акоб вместе с Армянским Патриархом Аристакесом, еписко­пами Леонтием Кесарийским и Эфталием Эдесским отправился в Никею для участия в Первом Вселенском Соборе.

От Фавстоса Бюзанда известен рассказ, как св. Акоб просил Бога показать ему ковчег на горе Арарат. «Отправившись к священной горе, Акоб предпринял восхождение на нее. Когда путник находился уже близ вершины, он погрузился в глубокий сон, и во сне ему явился ангел и ска­зал: «Акоб, Акоб, Бог услышал молитвы твои и исполнил твою просьбу: то, что у ног твоих, есть часть ковчега. Возьми ее и не пытайся идти выше, так угодно Богу». Проснувшись, Акоб уви­дел доску, будто отрубленную от большого древа. Он взял ее и пустился со своими спутниками в обратный путь». Эта часть древа ныне хранится в Эчмиадзинском Кафедральном соборе. Часть обретенного древа Католикос Симеон I подарил российской императрице Екатерине II.

Св. Акоб завершил свой жизненный путь в 347 году. На месте, где ему было видение, впоследствии воздвигли монастырь его имени.

Маругэ (IV век) проповедовал христианство в Сирии и армянской части Месопотамии, за­тем вел отшельнический образ жизни. Он был настоятелем горного монастыря в Мцбине, стал духовным наставником будущего епископа Акоба Мцбнаци.

Выдающийся святитель и богослов св. Мелитос (IV век) служил епископом Себастийским в Западной Армении, затем занял Антиохийскую кафедру. Мелетий боролся с арианством, за что оппоненты трижды добивались его изгнания. Итогом непримиримой борьбы с ересями стал его богословский трактат «Изложение веры», способствовавший возвращению многих ариан в лоно ортодоксального вероучения. Мелитос вошел в число ста пятидесяти епископов, участвовавших во Втором Вселенском Соборе (381 год) в Константинополе. Под его председательством происходили первые заседания Собора, на одном из которых епископ и скончался.

Календарь церковных праздников Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ, 2012 г.

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 10 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты