№ 1 (207) Январь 2013 года.

Праздники Армянской Апостольской Церкви

Просмотров: 3855

24 декабря

Свв. пророка Давида и апостола Иакова – брата Господня

Царь и пророк Давид был прямым предком Иисуса Христа, почему Иисуса нередко называ­ли Сыном Давидовым. Давиду было предсказано, что его преданность Богу вознаградится и один из его прямых потомков станет основателем вечного царства на земле.

В юности Давид был пастухом, при нашествии филистимлян победил в единоборстве великана Голиафа, убив его выпущенным из пращи камнем. Став народным героем, Давид был помазан на царство пророком Самуилом и царствовал сорок лет. Давид основал новую столицу Иерусалим – «Город мира», перенес сюда Ковчег Завета, где хранились скрижали с десятью заповедями. Созданные Давидом псалмы являются сво­дом пророчеств о многих важнейших событиях из жизни грядущего Мессии.

Апостол Иаков был одним из четырех «братьев Господних». Он звался Иаковом Младшим для от­личия от другого апостола – Иакова Зеведеева. После казни Иисуса Иаков стал первым Иерусалимским епископом и на протяжении восемнадцати лет возглавлял христианскую общину. На первом Апостольском соборе в Иерусалиме он предложил принять языческие народы в лоно христианской церкви.

За свою добродетель Иаков звался Овлием – Праведным. В 62 году, решив покончить с иеруса­лимскими христианами, первосвященник Анания обвинил Иакова в нарушении закона, предатель­стве национальных интересов и призвал горожан расправиться с ним. Толпа, воспаленная патриоти­ческими лозунгами Анании и народных старейшин, столкнула Иакова с крыла храма и стала добивать камнями. Истекавший кровью святой продолжал молиться о народе, когда из толпы раздался крик: «Остановитесь! Что вы делаете! Молится за вас Овлий!» – но кто-то уже занес над Иаковом палку и добил его. Иаков является автором одного из вошедших в Новый Завет соборных посланий (61 год), которое он адресовал христианам, жившим вне Иерусали­ма, а также литургии, называемой по его имени.

Кафедральная церковь Армянской патриар­хии в Иерусалиме носит имя Святых Иаковов в честь двух апостолов: Иакова – брата Господня и Иакова Зеведеева.

25 декабря

Св. первомученика архидьякона Стефана

Один из 72 учеников Христа Стефан стал од­ним из первых семи дьяконов иерусалимской Апостольской церкви. «Исполненный веры и Духа Святого», Стефан нередко вступал в ожесточенные богословские споры с законоучителями, которые «не могли противостоять мудрости и Духу, Кото­рым он говорил». Дьякон проповедовал мессианство Христа и клеймил тех, кто приговорил Его к смерти, обличал преступность представителей власти, которые призывали соблюдать закон Божий, а сами использовали его в корыстных целях. Следствием одного из таких споров ок. 38 года стало оклеветание Стефана через лжесвидетелей и обви­нение его в богохульстве. Защитная речь Стефана в Великом Синедрионе вылилась в обвинительную: «Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили». Последни­ми словами приговоренного к побитию камнями Стефана были: «Господи! не вмени им греха сего».

Дьякон Стефан стал первомучеником за хри­стианство. День его памяти Армянская Церковь совмещает с Днем дьяконов.

27 декабря

Свв. апостолов Петра и Павла

Память апостолов Петра и Павла отмечается вместе не случайно. Они сыграли исключительную роль в распространении христианства. Апостолу Петpy Христос вверил Свою церковь, а апостола Павла направил зажечь свет христианства среди языческих народов.

Настоящим именем апостола Петра было Симон. Петром («камнем») его назвал Христос: «И Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свя­жешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на не­бесах».

Накануне суда над Иисусом Петр, как и пред­сказал Христос, трижды отрекся от Него, чтобы избежать ареста: «И тотчас, когда еще говорил он, запел петух. Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра; и Петр вспомнил слово Го­спода, как Он сказал ему: «Прежде, нежели про­поет петух, отречешься от Меня трижды». И, выйдя вон, горько заплакал». О том, что это рас­каяние было принято Господом, говорит явление воскресшего Христа Своему ученику со словами: «Паси овец Моих».

В 44 году правитель Палестины Агриппа I арестовал Петра, чтобы публично казнить его на устрашение единоверцам. Накануне казни апостолу в темнице явился ангел, сбросил с него цепи и вывел на свободу. Петр погиб спустя два с лишним десятилетия, в годы правления импера­тора Нерона. По преданию, римские христиане организовали побег арестованному Петру, но в пути ему явился Христос, велевший испить чашу страданий до дна. Петр вернулся в Рим и добро­вольно сдался властям. Считавший себя недо­стойным участи Учителя, он потребовал, чтобы его распяли вниз головой.

Апостол Павел – величайший проповедник христианства, именуемый «апостолом языч­ников», поскольку посвятил жизнь духовному просвещению языческого мира. Он родился в киликийском городе Тарсе и был наречен Савлом (Саулом). Он готовился стать раввином, был ярым преследователем христиан, получил от первосвященника полномочие отправиться в Дамаск для ареста бежавших туда иерусалимских христиан. Близ Дамаска его неожиданно ослепила мощная вспышка света. Ослепленный, он упал и услышал голос: «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня?.. Я Иисус Назорей, Которого ты гонишь». Поняв, за что его карает Всевышний, Савл покаялся. Через три дня он прозрел, крестился и стал исповедовать Христа. Крестился он от апостола Анании, чья могила находится в ереванской церкви Зоравор.

Павел также был казнен в Риме в период правления Нерона. Павлу приписывается авторство вошедших в Новый Завет четырнадцати соборных и пастырских посланий, являющихся богодухновенным источником христианского вероучения.

29 декабря

Свв. апостолов Иакова Зеведеева и Иоанна Евангелиста

Иаков Зеведеев, как и его младший брат Иоанн Богослов и Евангелист, был учеником Иоанна Kpестителя, затем вошел в число двенадцати апостолов Христа. За присущую братьям горячность и импульсивность Христос прозвал их Воанергес – Сыны Грома. Характерность прозвища раскрыва­ется в эпизоде неприятия самаритянами Иисуса, когда братья, разгорячившись, воскликнули: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их?»

Иаков был свидетелем преображения Господня на горе Фавор, присутствовал при воскрешении Христом дочери Иаира, находился в Гефсиманском саду в ночь ареста Иисуса. Св. Иаков считался од­ним из столпов христианской общины. Он стал первомучеником среди двенадцати апостолов: по приказу правителя Ирода Агриппы I ему, как гла­ве иерусалимской христианской общины, в 44 году отрубили голову.

Иоанн Богослов и Евангелист, как и его старший брат Иаков, жил в Вифсаиде и занимался рыболов­ством. Очевидно, Иоанн был младшим по возра­сту среди двенадцати апостолов. Он пользовался особой любовью Учителя, Который уже на Кресте поручил ему Свою Мать: «Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе». Иоанн оказался единственным из двенадцати апостолов, кто присутствовал на казни Иисуса. По зову Марии Магдалины он пер­вым прибежал к Гробу Господню, чтобы убедить­ся в Его воскресении, и первым узнал явившегося ученикам воскресшего Христа.

После Успения Богородицы Иоанн переехал в столицу Малой Азии Эфес, где возглавил местную церковь. Здесь он создал свое Евангелие. Во время гонений на христиан при императоре Домициане Иоанн был арестован, закован в кандалы и отправлен в Рим. Ок. 95 г. апостола сослали на пустынный остров Патмос в Эгейском море. Здесь ему было поразительное видение, описанное в Откровении (Апокалипсисе).

В 97 году Иоанну наконец разрешили поки­нуть остров: он вернулся в Эфес, где скончался на 105-м году жизни.

29 декабря

Масленица Рождественского поста

30 декабря

Начало Рождественского поста

Календарь церковных праздников Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ, 2012 г.

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 9 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты