№ 2 (208) Февраль (1-15) 2013 года.

Будущее Саакашвили: Фухимори, Ющенко или новый Саакашвили?

Просмотров: 2725

В последние несколько месяцев оглушительное поражение на выборах грузинской правящей партии «Национальное движение» и ослабление позиций президента страны Михаила Саакашвили породили множество вопросов о перспективах курса Саакашвили для Грузии и о будущем Михаила Саакашвили лично.

Как вы понимаете, с учетом немалого раскола грузинского общества на сторонников и противников одиозного грузинского лидера разброс оценок здесь очень велик – от признания необходимости нахождения М. Саакашвили у руля государства до пророчеств о том, что он повторит судьбу ливийского лидера Каддафи, растерзанного взбешенной толпой.

Думаю, что однозначного понимания того, что ждет г-на Саакашвили, пока не может быть, т.к. это будущее решается прямо сейчас и зависит оно от множества периодически возникающих факторов, некоторые из которых еще не видны. В качестве одного из таких – уже случившихся – факторов можно назвать президентские выборы в США. Если бы в ходе них к власти в этой стране пришел Митт Ромни, это было бы подарком для подвергнутого обструкции грузинского лидера и можно было бы с уверенностью сказать, что, даже потеряв позиции в парламенте, он сохранит их в стране. Но выборы в Америке выиграл Барак Обама, и, значит, тучи над Михаилом Саакашвили еще более сгустились.

Личное будущее грузинского президента напрямую зависит от ситуации, которая будет разворачиваться в стране в последующие 2–3 года, причем самыми важными для него станут следующие год-полтора. В течение всего этого времени грузинский президент будет играть в традиционную игру политиков всех времен и народов под названием «пан или пропал» и будет чувствовать, как участники политического процесса поджаривают ему пятки.

Несмотря на то, что, по мнению некоторых авторитетных грузинских экспертов, таких как бывший омбудсмен Нана Девдариани, песня «националов» еще не спета и вполне возможно, что они смогут перегруппироваться и опять взять верх в парламенте, перспектива этого представляется довольно туманной. Дело в том, что хребет режима Саакашвили уже сломан: он потерял парламент, правительство и контроль над СМИ, люди перестали бояться его репрессий, сторонники покидают его, а из тюрем выпускают десятки противников его режима, ненавидящих Саакашвили лично.

С учетом настроений, витающих в грузинском обществе, и принимая во внимание, что противники Саакашвили постоянно вбрасывают в общество все новые и новые факты о вопиющих нарушениях его режима, можно предположить, что в дальнейшем позиции Михаила Николозовича будут только ослабевать и, не исключено, что это будет происходить с большой скоростью. Двадцать лет назад при таких же условиях моментально развалилась КПСС, а уж она-то была намного сильнее опального грузинского политика.

Вместе с тем, существует немалая вероятность того, что в течение 3–4 последующих лет проявится популистская сущность Бидзины Иванишвили: он не сможет выполнить своих предвыборных обещаний – и грузинское общество может качнуться назад.

На фоне этой политической канвы у Михаила Саакашвили может быть несколько вариантов его персонального будущего.

Скорее всего, ему удастся досидеть до конца своего президентского срока, причиной чего является даже не принципиальная невозможность процедуры его импичмента, а то, что для его противников спокойный – «не революционный» – уход с поста представляется наиболее политически целесообразным. Тогда победившие «мечтатели» предстанут в глазах как соотечественников, так и Запада не мстителями-реваншистами, а  принципиальными политиками, основывающимися на законе. При этом в течение всего оставшегося ему времени Михаил Саакашвили станет свидетелем того, как вокруг него будет рушиться его мир – его соратники будут отправляться под следствие и в тюрьму, его реформы будут останавливаться и раскручиваться назад, его правление будет демонизироваться, а сам он превратится не просто в свадебного генерала, но в свадебного генерала без самой свадьбы. Кто-то из великих сказал, что в мире нет ничего нелепее героя, который уже совершил свой подвиг. Саакашвили будет таким нелепым «героем», даже не совершив подвига!

После окончания срока правления опасность для него только возрастет. Выпроводив Саакашвили из президентского кабинета, новая грузинская власть может поддаться соблазну «спросить с него по полной», сделав из нелюбимого экс-президента показательный пример для остальных. Примерно так, как это случилось с Юлией Тимошенко.

При этом если М. Саакашвили надеется прикрыться грузинским законом о неприкосновенности личности президента, то он совершает большую ошибку!  Нельзя  путать закон и политику!  Все будет зависеть не от закона, а от того, сколько грязи его политические противники смогут накопать на него в течение следующего года и как сильно общество станет его за это ненавидеть. Если степень этой ненависти зашкалит за определенные рамки (что вполне возможно), то закон о неприкосновенности президента будет конституционным образом отменен, как, целя в любимого кума Саакашвили – пана Ющенко, это сделали на Украине в 2009 году, и фактический иммунитет М. Саакашвили от преследования сразу пропадет.

Тогда перед Михаилом Саакашвили предстанут две возможности – повторить судьбу  бывшего президента Перу Альберто Фухимори,  отбывающего сейчас 25-летний срок за коррупцию, или пойти по пути Виктора Ющенко – т.е. уйти из политики и больше никогда туда не возвращаться под страхом преследования.

Оба эти варианта вполне возможны. Первый из них прольет бальзам на раны российских политиков, многократно заявлявших о том, что Саакашвили нужно судить, и самим фактом своего наличия приблизит Россию к Грузии. Второй – устранит для новых грузинских властей возможность его перехода в лагерь оппозиции.   

Уверен, что сам Михаил Саакашвили, так или иначе, примеряет на себя обе эти возможности. Не исключено, что противодействие им связано для него с оставлением Грузии. В первом случае это может быть побег из страны во избежание ареста – так, как это уже сделали целый ряд его вчерашних соратников и друзей – от Ираклия Окруашвили до Дмитрия Шашкина. Конечно же, это будет подано как уход от незаконного политического преследования, но в действительности все будут понимать, что человек просто боится сесть в тюрьму из-за невероятно большого количества грехов перед законом и перед грузинским обществом.

Во втором случае это будет вполне пристойное и благообразное будущее преподавателя права или политологии в крупном и уважаемом западном университете или громко звучащая, но совершенно малозначимая должность в какой-нибудь крупной международной организации.    

Но, как мы знаем, Михаил Саакашвили – молодой и активный политик. Вряд ли он желает себе попасть в положение политического старца в возрасте 46 лет. Скорее всего, наиболее предпочтительной для него самого выглядит ситуация, при которой он проходит до конца своего президентского срока с наименьшими потерями и оказывается в состоянии сохранить «Национальное движение» как более-менее значимую парламентскую партию, не до конца ненавидимую населением страны. В этих условиях он плавно переходит из президентского кабинета в кресло лидера оппозиционной партии и в этом качестве занимается активной политикой, направленной против своих политических оппонентов, до того времени, как народ начнет в них разочаровываться.

Нельзя сомневаться, что, исходя из личностных качеств Михаила Николозовича и из особенностей политической ситуации в Грузии, в этом качестве экс-президент Саакашвили будет являться настоящим кошмаром для «Грузинской мечты» и лично для Бидзины Иванишвили. Как никто другой, он сможет давить на их слабые места (которых, безусловно, будет немало) и сравнивать их со своими достижениями. В результате можно предположить, что, несмотря на сегодняшнее плачевное состояние, в этом случае у него могут оказаться шансы на возвращение в политику через несколько лет – или лично, в качестве одного из лидеров грузинского государства, или посредством выведения в лидеры своего политического движения. Думаю, что именно этого варианта опасаются сейчас оппоненты Михаила Саакашвили, занимающиеся долгосрочным политическим прогнозированием.

Как бы то ни было, практика показывает, что гадание на политических картах – это всегда интересное, но часто неблагодарное занятие… Что должна вынести Армения из происходящего вокруг нынешнего грузинского лидера?

Во-первых, это то, что пиар не должен далеко отрываться от действительности. В последние несколько лет прекрасный грузинский пиар, подлинным мастером которого являлся Михаил Саакашвили, совершенно явно диссонировал с печальной грузинской явью. Безработица, низкий уровень жизни населения, коррупция в верхах и т.д. шли на фоне великолепных рейтингов и хвастливых отчетов правительства, что очень раздражало людей, считающих все это ложью.

Это особенно актуально на фоне благостных отчетов армянских властей о своих экономических победах и недавнего доклада «Индекс экономической свободы 2013», сделанного американским фондом «Heritage Foundation», в соответствии с которым по итогам 2012 года в рейтинге экономической свободы Армения заняла 38-е место среди 177 рассмотренных государств, опередив все страны СНГ и заняв 17-е место среди 43 стран Европейского региона.

Не поймите меня превратно – я совершенно не против подобных рейтингов. Это прекрасно, что уважаемый международный фонд видит Армению в таком свете. Проблема в том, что сами армяне критически относятся к экономическому положению страны и собственному уровню доходов.

Считать нужно не по рейтингам, а по деньгам в кошельке!

Вторым уроком, наверное, должно стать то, что даже в самых благих намерениях по улучшению ситуации в стране правительство не должно скатываться к деспотии. Именно это, возможно, стало главной причиной провала Саакашвили. Иллюзия того, что административными мерами можно добиться своих целей быстрее и эффективнее, чем мерами демократическими, привела Михаила Саакашвили к политическому поражению.

Ну и в качестве третьего важного урока для Армении я бы назвал последствия слишком большого отрыва правительства от народа. Когда такой разрыв оформляется, его не заретушировать никаким  контролем над СМИ и популистскими шагами. Это всегда означает: главенство имеет народ, а не правительство, и политик, у которого хотя бы сохранилось чувство самосохранения, должен пойти ему навстречу.

Но мы не в школе, друзья! Не надо смотреть на соседнюю братскую страну, лишь как на доску со списком невыученных ее лидерами уроков. Жизнь продолжается, пусть каждый займет в ней свое место, и пусть оно будет достойным его деяниям. Вне зависимости, на какой путь это его приведет – на путь Альберто Фухимори, Виктора Ющенко или Маргарет Тэтчер.

Андрей Епифанцев, политолог

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 14 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Саакашвили как был пешкой в американском раскладе на шахматной доске, тем и остался. Сейчас ему на смену пришел Иванишвили, которого тот же американский посол ухватил за яйца и не пускает в дамки Евразийского пространства.. От него требуют, чтоб даже в конституции Грузии была зафиксирована ориентация не в Евразийского пространства, а в разваливающийся Евросоюз.
  2. О как! Уже похоронили Евросоюз! Жорик, евразийскому населению такой уровень жизни, который был в старых странах Евросоюза, не достичь и через сто лет (жители Рублевки не в счет). Армении в этой сомнительной компании делать нечего. С Рахмоном или Лукашенко можете дружить лично или семьями :))
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты