№ 2 (208) Февраль (1-15) 2013 года.

После продажи телеканал «ТВ АРМ РУ» перестанет быть армянским

Просмотров: 5415

Армянский телеканал «ТВ АРМ РУ», вещающий с 2010 года, оказался перед угрозой закрытия. Масштабный и, безусловно, необходимый многим медиапроект, который должен был стать информационным мостом между всеми русскоязычными диаспорами мира, выставлен на продажу. По предварительным прогнозам, после продажи телеканал, вероятнее всего, перейдет не-армянской компании. О причинах столь печального развития событий «Ноеву Ковчегу» рассказал основатель и руководитель телекомпании Армен Казарян.

– Армен Араратович, в 2010 году Вы вместе с женой Татевик Агамирян основали и возглавили первый российский армянский телеканал «ТВ АРМ РУ». Как сегодня Вы оцениваете проделанную работу? Проект был амбициозным, но удалось ли реально создать информационный мост, соединяющий армян всех русскоязычных диаспор в мире?

– Нашему телеканалу исполнилось уже 3 года, начало его работы приходится на середину января 2010 года. Какую цель мы преследовали три года назад? Канал просто реализовал ожидания армянской диаспоры, которая много лет мечтала иметь свой телеканал. В России – огромная диаспора, армян здесь едва ли не в два раза больше, чем в самой Армении. И когда мы выдвинули свою идею, придумали, как ее раскрутить и обеспечить стартовые вложения, нашлось множество людей, которые ежедневно воодушевляли нас обещаниями непосредственного финансового участия в бизнесе.

Желающих принять участие в старте первого армянского телеканала в России было достаточно, но теперь я понимаю, что никто всерьез не ждал, что эта идея обретет реальные очертания и действительно может претвориться в жизнь. Мы попались на удочку армянского хвастовства, стали жертвами простодушной веры в обещания. Когда 1 апреля 2010 года мы вышли в эфир, для многих предпринимателей это событие стало шоком.

Все, кто щедро раздавал обещания, бросились к нам со своими идеями, требующими инвестиций, но с нашей стороны. Да-да, идей хватало у всех и все просили у нас денег и технических ресурсов для претворения в жизнь их личных проектов на телевидении, но никто не желал платить. Все восхищались и хвалили нас, впечатленные огромной, хорошо работающей инфраструктурой, которую мы создали за рекордно короткие сроки, говорили: «Молодцы, что сумели, держитесь, у вас все получится, мы скоро подключимся…»

Мы понимали, что на такой странной модели бизнеса долго не продержимся. В конечном итоге я принял решение продать свои акции в банке «Анелик» и вложить средства в капитал ЗАО «ТВ АРМ РУ». Тогда же, в 2010-м, нас поддержал известный бизнесмен Левон Айрапетян, выдав телеканалу кредит в один миллионов долларов. Мы взяли еще несколько крупных кредитов в банках в надежде, что через три-четыре года обеспечим репутацию телеканалу, стабильный рейтинг, завоюем свой сегмент медиарынка и доверие зрительской аудитории. Это значило бы, что телеканал станет привлекательным для реального, а не мифического рекламодателя и инвестора, а мы выйдем на безубыточность. Трех-четырех лет нам вполне хватило бы, чтобы довести проект до рентабельности. За три года работы финансовые вложения только нашей семьи уже превысили 4 миллиона долларов, это не считая привлеченных средств частных инвесторов, долговых и кредитных обязательств перед банками и частными заимодателями.

Нас радовало и вдохновляло то, что «ТВ АРМ РУ» действительно стал узнаваемым и востребованным брендом. Причем не только среди армян – почти половину доли нашей зрительской аудитории составляли русскоязычные представители других национальностей: представители других этнических диаспор России, выходцы из стран СНГ, русские иммигранты, проживающие в Европе, Штатах…

Популярность росла, но на одних только кредитных деньгах и ограниченных личных средствах невозможно продвигать бизнес в жесткой конкурентной среде медиарынка. Телевидение – это длинные деньги, долгосрочные инвестиции. Национальный телеканал в России не может содержаться исключительно на средства одной семьи, если доходы от деятельности не покрывают хотя бы части расходов на развивающийся бизнес. Благо, летом 2011 года к нашему проекту присоединился еще один бизнесмен из Европы. Впоследствии он стал для нас не просто партнером по бизнесу, но и очень хорошим другом. Без его бескорыстно инвестированных

3 миллионов долларов телеканал «ТВ АРМ РУ», наверное, завершил бы свое существование еще год назад.

– Насколько мне известно, Вы выставили канал на продажу. Есть ли иные причины отказа от столь грандиозного и нужного проекта, кроме финансовых?

– Как я уже рассказал, наш медиапроект, который должен был соединить армянские диаспоры мира, все три года своей жизни по факту полностью содержался за счет двух-трех преданных идее людей. Это абсурд! Государства тратят миллиарды долларов на формирование позитивного имиджа своей страны, воспитание толерантности по отношению к своим согражданам в других странах, урегулирование межнациональных и межрелигиозных конфликтов.

Но полноценно работающая телекомпания для российских армян, с офисом в самом центре Москвы, располагающая собственными производственными мощностями, студийным павильоном и профессиональной инфраструктурой для бесперебойного спутникового, кабельного телевещания по всему миру, обладающая готовой целевой аудиторией – такая телекомпания была оставлена на произвол судьбы…

В создание и развитие «ТВ АРМ РУ» вложено уже свыше 10 миллионов долларов. Уставный капитал компании составляет 90 миллионов рублей, а совокупные активы компании – уже свыше 115 с половиной миллионов рублей. Вещает канал в сетях всех крупнейших операторов платного ТВ в России, контролирующих свыше 95% рынка: «Триколор», «Ростелеком», «МТС Стрим», «Эр Телеком». Это огромный, технически полностью оснащенный, действующий телеканал, с общей площадью арендуемого помещения 700 кв. м,

у нас собственный парк оборудования, студийный павильон, активно посещаемый веб-ресурс www.tvarm.ru, мы собрали профессиональный технический и творческий штат сотрудников. Только созданный за это время видео- и аудиоархив контента занимает свыше 80 терабайтов, 35 собственных телеформатов.

Да были бы у нас хоть малейшие возможности в продолжении деятельности, мы бы ни за что не продавали «ТВ АРМ РУ». Но, к сожалению, у нас уже не хватает дыхания, чтобы и дальше финансировать этот проект.

– Но во многих странах – в США, Франции, Ливане – армянские общины создали телеканалы, которые успешно существуют долгие годы. Почему же в России такое время не настало? Местным армянам не нужно собственное телевидение?

– Время настало уже давно! Такое телевидение нужно было создавать лет десять назад. Оно обязательно должно существовать и процветать, по крайней мере, в такой огромной стране, как Россия, где средний уровень жизни армян по всем показателям достаточно высок. А потенциальная платежеспособность целевой аудитории – это один из самых важных критериев как для рекламодателя, так и для владельца медиаресурса.

Наверное, все дело в том, что в других странах армянская диаспора острее чувствует нужду в едином информационном пространстве и ближе к сердцу принимает национальные интересы. А у российских армян проявления патриотизма ограничиваются отправкой денег родным на Родину, а у более обеспеченных – редким участием в каких-то инвестиционных проектах, но исключительно в самой Армении. За ее пределами все национальное становится просто бизнесом.

– Господин Казарян, я-то Ваш канал смотрел и заметил, что очень много эфирного времени занимали музыкальные программы. Может быть, в нынешнее время, когда общество крайне политизировано, Вы мало проявляли интереса к общественным и политическим проблемам?

– С одной стороны, Вы правы, но с другой – общество и так предельно политизировано. Мы хотели делать доброе телевидение, мы никогда не выдавали в эфир непроверенных фактов, не гнались за громкими сенсациями, не распространяли информации, сеющей раскол, способной опорочить чей-либо авторитет, честь, имя, достоинство. Мы добивались единения и взаимной поддержки представителей нашего народа. По сути, это позитивный телеканал для взрослых, где добро всегда побеждает зло, где создатели, ответственные за ресурс, щадяще относятся к своим телезрителям. Да, за три года мы могли бы стать скандальным телеканалом, пиарясь на острых, злободневных темах и скандалах вокруг известных армян. Если бы любители скандалов знали, сколько случайно попавшего в кадр во время съемок компромата на влиятельных персон мы вырезали на монтаже, нас, наверное, сочли бы глупцами.

Мы с Татевик хотели создать телеканал, смотреть который могли бы и дети. Контент, созданный нами в первые два года жизни канала, точно соответствовал заданной нами редакционной политике. Но потом нам пришлось идти на компромиссы, и все из-за недостатка финансовых возможностей.

– Вы долгие годы успешно работали в банковском бизнесе. Вернетесь в эту сферу или у Вас уже есть новые медиа-проекты?

– У меня есть предложения от банков. И что интересно, пока я работал председателем правления банка, мои конкуренты по бизнесу меня пытались «съесть», а теперь те же люди пытаются переманить меня к себе. На самом деле, вне бизнеса большинство банкиров – мои хорошие друзья. И возможно, когда мы полностью решим все вопросы с будущим телеканала, я, скорее всего, вернусь в этот бизнес. Если, конечно, мой многолетний опыт управления банком, обогащенный бесценным опытом в медиабизнесе, не породит какую-нибудь другую взрывную идею для реализации.

– Кого бы Вы хотели видеть новым владельцем Вашего детища –«ТВ АРМ РУ»?

– «ТВ АРМ РУ» – состоявшийся медиаресурс и узнаваемый бренд с действующей лицензией на вещание. Он уже заинтересовал крупные российские и зарубежные телехолдинги. Тем более предложенная нами цена в три-четыре раза ниже рыночной. Мы не ищем собственной выгоды в этой сделке, для раскрученного канала цена в 80 миллионов рублей – просто смешная. Но мы заинтересованы в порядочном отношении с нашими партнерами, честном погашении долгов компании и передаче активов и опыта в надежные руки.

На нынешнем этапе с потенциальными покупателями мы обсуждаем два возможных пути совершения сделки.

Первый вариант – продажа акций в размере 94% за 80 млн рублей, в результате чего акционеры полученные средства перечисляют на банковский счет ЗАО «ТВ АРМ РУ» в виде беспроцентного целевого займа для погашения всей оперативной кредитно-займовой задолженности компании.

Второй вариант – продажа долгов (в общей сумме 80 млн рублей), в результате чего перечисленные финансовые средства в размере 80 млн рублей на банковский счет ЗАО «ТВ АРМ РУ» в виде беспроцентного, целевого займа от инвестора (будущего владельца) полностью пойдут на погашение всей оперативной кредитно-займовой задолженности компании, а пакет акций в размере 94% акционерами будет продан инвестору за 1 (один) рубль.

Пока мы ведем множество переговоров, и они не завершены. Ожидается, что окончательное решение может быть принято к концу января, а сделка купли-продажи будет закрыта до конца февраля текущего года. Имена потенциальных покупателей я не могу разглашать до заключения сделки, однако вероятность того, что после продажи телеканал останется армянским, к сожалению, ничтожно мала. Приобретение контрольного пакета акций позволит новому владельцу в короткие сроки произвести полный ребрендинг телеканала в любое другое ТВ.

Будет очень жаль, если после завершения сделки вдруг окажется, что кто-то из армян, например, не знал о продаже «ТВ АРМ РУ», а то, глядишь, купил бы этот ресурс для сохранения первого российского армянского телеканала. Будем надеяться, что этот номер «Ноева Ковчега» попадет в руки именно такому человеку и мои слова не останутся без внимания. Нам бы очень хотелось видеть новым владельцем нашего детища армянина.

Беседу вел Григорий Анисонян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 38 человек