№ 3 (209) Февраль (16–28) 2013 года.

Святой Крест донского армянства

Просмотров: 2186

В 2012 году издательство «Ковчег» выпустило в свет книгу «Сурб Хач. Святой Крест донского армянства» (редактор-составитель Нонна Мирзабекова).

Проект осуществлен в рамках культурной программы Ростовской региональной общественной организации «Армянская национально-культурная автономия «Нор-Нахичеван».

27 ноября 1792 года было завершено строительство монастыря Сурб Хач («Святой Крест»). Однако основан он был девятью годами ранее архиепископом Иосифом Аргутинским, сыгравшим ключевую роль и в дальнейшем благоустройстве монастыря. Там же, в стенах монастыря, им была открыта первая на юге России типография, печатавшая книги на армянском языке.

Главная святыня монастыря – Хачкар («Крест-камень»), датированный IV-VI веками нашей эры. Эта реликвия передавалась из поколения в поколение, перевозилась предками современных донских армян из древнего Анийского царства в Крым, потом на Дон, где в 1779 году по указу императрицы Екатерины II были основаны город Нахичевань-на-Дону и пять армянских сел. Вот как говорится о нем в книге: «В символике Хачкара объединены солнце и крест, что говорит о его древности. Сам Хачкар сделан из базальта, без надписи. В верхней части камня на лицевой стороне – розетка, изображающая солнце как символ вечной жизни, и крупный крест под ней. Хачкар свидетельствует о том, что христианская религия в то время не стала еще господствующей».

Отдельное внимание в книге уделяется расположению монастыря. «Возвышенная, холмистая, она отдаленно напоминала переселенцам, тоскующим по родине, Крым, где также били два родника, к которым совершали паломничество крымские армяне». Ныне это часть монастырского комплекса Сурб Хач, который считается памятником федерального значения и охраняется государством.

В книге очень подробно описаны архитектура и обустройство монастыря, вплоть до расположенных вокруг него десяти захоронений. Впрочем, названия глав говорят сами за себя – «Сурб Хач в деталях», «Встает перед взором моим, как живой».

Помимо 220-й годовщины со дня освящения церкви-монастыря Сурб Хач, издание книги приурочено к 40-летию учреждения Музея русско-армянской дружбы «Сурб Хач», а также пятилетию возвращения церкви в лоно Армянской Апостольской Церкви.

Текст гармонично дополняют работы известного ростовского фотохудожника Карпа Пашиньяна, а также целый ряд редких снимков, на которых представлена церковь в разные годы. Это и дореволюционная панорама Сурб Хача, и алтарь 1900-х годов, и персоналии, участвовавшие в становлении и развитии монастыря, и много других радующих глаз читателя иллюстраций.

Но одна фотография ни у кого не вызовет положительных эмоций: на ней видно, в каком ужасном состоянии находился Сурб Хач до реставрации. Главы «Сурб Хач. Оскверненный и униженный», «Хроника реставрации» описывают, через что в эпоху господства атеизма пришлось пройти монастырю и перед какими угрозами устоять, пока не наступил день, когда миновала черная полоса в его жизни.

Это произошло в 1968 году, когда ростовские власти решили принять под охрану комплекс сооружений Сурб Хача, а после ремонта и реставрации организовать в нем музей русско-армянской дружбы, который первоначально носил название филиала Ростовского областного музея краеведения – Мемориального комплекса имени Микаэла Налбандяна. Нельзя не отметить, что решающую роль в сохранении здания от окончательного разрушения сыграл Мартирос Сергеевич Сарьян. Именно к нему в конце 1960-х годов обратилась армянская общественность за помощью как к председателю Армянского общества охраны исторических памятников и весьма уважаемому человеку.

Наряду с фрагментами биографии и деятельности Сарьяна должное место в книге уделено руководившему реставрационными работами Марку Владимировичу Григоряну, ведущему архитектору Еревана, директору республиканского проектного института «Армпромпроект». По его словам, «церковь создал замечательный архитектор, умевший находить единство интерьера и экстерьера, мастер большого масштаба».

В заключительной части книги автор напоминает читателю о ключевых моментах в истории церкви. Важнейший из них – это передача Сурб Хача в 2007 году в ведение Армянской Апостольской Церкви, которая была осуществлена по решению администрации Ростовской области с условием, что армянская община Ростова-на-Дону приобретет и восстановит здание (или построит новое) для музея, который ранее располагался в церкви. Как следствие, в Сурб Хаче возобновились богослужения, снова зазвучали молитвы.

Прошло уже 220 лет, но самое древнее каменное здание города Ростова-на-Дону, несмотря ни на что, по-прежнему возвышается на скалистом холме. Сурб Хач – это не просто церковь и важнейший памятник культуры. Это гордость каждого патриота, нерушимое олицетворение духа, сплачивающего диаспору.

Сергей Тамразян, Ростов-на-Дону

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 14 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Подобные издания можно только приветствовать! Но главное - чтобы их читали!
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты