№ 3 (209) Февраль (16–28) 2013 года.

В Липецкой области состоится выставка экспортной продукции Армении

Просмотров: 3012

Предпринимательский потенциал Армении позволяет говорить о том, что продукция местных товаропроизводителей не только обеспечивает определенные потребности внутреннего рынка, но еще и экспортируется за пределы страны. При этом значительная часть вывозится в различные регионы России. «Содействие в развитии двусторонних торгово-экономических отношений между деловыми кругами Армении и России оказывают торгово-промышленные палаты обеих стран», – отметил исполнительный директор ТПП Армении Араик Варданян, одновременно подчеркнув, что с ТПП РФ и региональными палатами уже подписано более десятка соглашений о сотрудничестве.

– Не так давно сопредседателями Межправительственной комиссии была утверждена Программа долгосрочного экономического сотрудничества Российской Федерации и Республики Армения на период до 2020 года. Включает ли она экспорт продукции армянских товаропроизводителей на российский рынок?

– Конечно, включает. И мы поддерживаем данную концепцию, где важная роль отводится взаимодействию непосредственных участников внешнеэкономической и хозяйственной деятельности. Хотя я уверен, что окончательное решение всегда должны принимать хозяйствующие субъекты. А успешная реализация Программы в основном означает выявление и устранение торговых барьеров административного, технического или фискального характера.

– Какова роль ТПП Армении в развитии торгово-экономического сотрудничества между Арменией и Россией?

– У нас прекрасные и давние отношения с ТПП Российской Федерации и региональными палатами. Особенно в Липецкой и Ростовской областях, Новгороде, Краснодарском крае, что, возможно, связано с многочисленной армянской диаспорой в этих регионах. Во всяком случае, мы точно знаем, какая армянская продукция там в особом спросе. Причем знаем не понаслышке, а по официальным письмам ТПП этих регионов с указанием конкретного интереса к той или иной армянской продукции.

– Традиционно принято считать главным трендом Армении на внешних рынках, в том числе и российском, коньяк. Что еще входит в номенклатуру экспортируемой в Россию продукции?

– Ассортимент остается довольно широким. Это свежие фрукты и консервы, соки и пиво, рыба и раки, а также сладкая продукция от «Гранд Кенди». Компания «Юнифиш», наладив производство свежей и замороженной рыбы, а также красной икры от радужной форели, экспортирует значительную часть своей продукции в Россию. Поставки раков на столы российских потребителей осуществляет фирма «Артак-Нельсон». Пользуются спросом консервы Арташатского завода, а также детское питание, томатная паста и полуфабрикаты компании «Евротерм». Основанная в 2001 году, компания SPAYKA изначально занималась логистикой в Россию и страны Европы, став сегодня крупнейшим международным автоперевозчиком Армении. Компания расширила сферу деятельности, занявшись сельским хозяйством и наладив производство изделий из пластика. Именно это направление можно считать достаточно перспективным с позиций экспорта экологически чистой фермерской продукции за пределы Армении. В частности, за короткий промежуток времени премиум-бренд «Арарат-Фрут» стал достаточно популярным в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Челябинске и других городах России.

– Не тормозит ли армянский экспорт наземная блокада со стороны Азербайджана?

– Тут можно говорить не столько о торможении, сколько об увеличении себестоимости продукции. На мой взгляд, торможение заключается не в том, что наземная дорога закрыта. Армения – маленькая страна. И в соотношении с другими странами ей вполне хватает для перевозки своих экспортных объемов дороги через Грузию. Другой вопрос, что Верхний Ларс иногда закрывается: то по политическим причинам, то по погодным условиям. Тогда на границе скапливается наш автотранспорт, что особенно неприемлемо для перевозчиков скоропортящейся продукции. Срываются сроки поставки, что грозит предпринимателям штрафными санкциями. В мировой практике подобные ситуации «разруливают» торгово-промышленные палаты, которые выдают предпринимателям соответствующий документ о форс-мажоре с указанием причины простоя автотранспорта. Все проблемы мы решаем оперативно.

– Очень часто на различных международных экономических форумах, презентациях и выставках между предпринимателями вроде бы достигается согласие. Но затем протоколы о намерениях так и остаются намерениями. Что препятствует успешному сотрудничеству армянских и российских бизнесменов?

– Наша цель – совместно с российскими коллегами создать площадку для общения между бизнес-кругами двух стран. А вот окончательное решение принимается на уровне предприятий, где учитывается большое количество факторов. Среди самых распространенных причин – наш небольшой внутренний рынок, разница в масштабах между армянскими и российскими предприятиями, а также альтернативные предложения из других стран. И хотя на межгосударственном уровне сделано очень много, тем не менее, существуют нерешенные проблемы, мешающие развитию торгово-экономических отношений. Но мы следим за ситуацией и как бы аккумулируем у себя проблемы, чтобы затем поднимать эти вопросы на государственном уровне.

– Что входит в планы ТПП Армении на этот год?

– Мы не производственное предприятие. У нас своя специфика работы. Поэтому, читая формулировки наших перспектив, иногда может показаться, что из года в год речь идет об одном и том же: содействие бизнесу, поиск новых рынков и так далее. Но в каждом отдельном случае это большая работа. Через торгово-промышленные палаты мы организовываем бизнес-встречи, форумы, презентации. Находим по нашим каналам деловых партнеров. Например, армянский товаропроизводитель обратился к нам с просьбой найти контакт в российском регионе. Такие же заявки мы получаем от российских коллег. То есть мы являемся связующим звеном. По итогам нашей деятельности нам важен результат, когда предприниматели нашли друг друга. Нам важно, чтобы контракт был заключен. Но только сам контракт, а детали (суммы, объемы производства и поставок) остаются в компетенции бизнесменов, так как являются коммерческой тайной компании. Повторю, главное заключается в том, чтобы интересы (в данном случае – армянского и российского) бизнеса совпали.

В этой связи хочу отметить, что по инициативе наших российских коллег в Липецкой области очень скоро состоится выставка экспортной продукции Республики Армения. Пока рано говорить, какие компании будут представлять нашу страну, так как проект находится на организационной стадии. Однако могу сказать, что интерес к этому мероприятию уже проявили многие отечественные фирмы.

Наталья Оганова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 11 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты