№ 4 (210) Март (1-15) 2013 года.

Необходимо создавать экономические стимулы для интеграции

Просмотров: 3814

Представляя итоги 2012 года на отчетной пресс-конференции, министр экономики РА Тигран Давтян подчеркнул, что впервые за постсоветский период объемы производства отечественной промышленности превысили один триллион драмов, отметив при этом пять отраслей: точное машиностроение, виноделие и производство коньяка, легкую промышленность, фармацевтику, ювелирное дело и производство бриллиантов. По словам министра, не случайно прогрессивные темпы зафиксированы именно в этих сферах, так как их развитие будет продолжаться и в 2013–2014 годах.

– Господин Давтян, по всей вероятности, продукция названных отраслей рассчитана не только на внутренний рынок. Какова доля их экспорта в Россию?

– В 2012 году на долю продуктов питания, произведенных в Армении и экспортируемых в страны СНГ (в основном в Россию), приходится 35,4% от общего экспорта, коньяка – 93,5%, вина – 97%, готовой одежды – 5,3%, обуви – 74,6%, продукции фармацевтики – 68,4%. А из общего объема переработанных бриллиантов экспорт в Россию составил около 31%.

– В каких армянских продуктах больше всего заинтересован российский потребитель?

– Из предприятий точного машиностроения это продукция ванадзорского ОАО «Автоген-М» и ереванского ОАО «Электроприбор». Из предприятий фармацевтической промышленности востребована продукция компаний «Арпимед», «Витамакс», «Ликвор». Также на российском рынке пользуется спросом продукция Ереванского коньячного завода, комбината по выпуску коньяка, водки и вин «Арарат», Прошяновского коньячного завода, СП «Грейт Велли». Экспортируются вина ОФО «Армениан Вайн», ЗАО «МАП» и т.д.

– В каких российских регионах наблюдается повышенный спрос на армянскую продукцию?

– В первую очередь в Москве – это основной рынок и логистический центр. Следующие регионы, куда поставляется армянская продукция – Московская область, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Волгоград, Пермь, Ростов, Краснодар.

– Очень часто примером перспективного двустороннего сотрудничества называют прямое межрегиональное взаимодействие между предпринимателями Армении и России…

– Хорошим примером межрегионального сотрудничества является армяно-российский форум, который проводится с 2011 года.

В нем участвовали более 300 компаний из различных регионов Армении и России. Подобные мероприятия служат хорошей платформой для установления новых бизнес-связей, подписания договоров о дальнейшем сотрудничестве, обсуждения различных взаимовыгодных проектов. Укрепление прямых связей между регионами двух стран будет способствовать развитию армяно-российских стратегических отношений в сфере торговли, промышленности, услуг, транспорта, связи и энергетики.

– Заинтересованы ли в экспорте своей продукции предприятия малого и среднего бизнеса?

– Действующие в Армении субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) крайне заинтересованы в экспорте производимой продукции и предоставляемых услуг, так как вывоз позволит увеличить объем продаваемой продукции, что в свою очередь приведет к расширению масштабов действующего предприятия. Механизм государственной поддержки МСП включает в себя ряд инструментов, которые способствуют стимулированию экспорта. Национальный центр развития МСП Армении является членом Европейской сети предприятий (Enterprise Europe Network – EEN), что облегчает возможность в установлении новых деловых связей. Желание предприятий стать членом данной структуры лишний раз доказывает, что действующие в Армении субъекты МСП проявляют высокую заинтересованность в экспорте своей продукции в страны СНГ, в том числе в Россию.

– Несколько в стороне остается тема возрождения отечественного ВПК с участием российского капитала. Насколько актуально создание подобных СП для обеих сторон?

– Министерством обороны Армении была разработана Концепция развития и реформ военно-промышленного комплекса РА. На основе данного документа была разработана программа мероприятий, где особое место уделено вопросу создания совместных предприятий (СП), в том числе с РФ. Их создание с привлечением российского капитала в отечественный ВПК будет иметь стратегическое значение для дальнейшего развития сотрудничества между двумя странами.

– Не так давно парламент Армении ратифицировал соглашение о зоне свободной торговли в рамках СНГ. Представляя проект, Вы отметили, что «соглашение созвучно с экономической политикой Армении, направлено на развитие экономики, производства, промышленности, а самое важное – на стимулирование экспорта. Это еще один интеграционный шаг в пространстве СНГ». Но при столь положительных и явных выгодах данный документ может стать препятствием для вхождения нашей страны в Таможенный союз. В чем заключаются разногласия? И как быть с уже налаженными связями по продвижению армянского продукта на российский рынок?

– По нашему мнению, Договор о зоне свободной торговли в первую очередь позволит привести правила торговли на территории СНГ в соответствие с международными нормами ведения торговли. Это немаловажно в том понимании, что, во-первых, позволит странам СНГ (в том числе являющимся членами ВТО) применять единые критерии ведения внешней торговли как в отношении стран ВТО, так и в отношении стран–участниц договора. Во-вторых, позволит еще более расширить интеграцию зоны свободной торговли в мировую торговую систему. Договор о зоне свободной торговли охватывает комплекс вопросов, касающихся отмены таможенных пошлин и количественных ограничений во взаимной торговле, а также четко определяет существующие изъятия из режима свободной торговли. Одновременно следует отметить, что устанавливаемый настоящим договором режим торговли в долгосрочной перспективе требует дальнейшего развития. Необходимо также обратить внимание на полномасштабное применение режима свободной торговли как инструмента, защищающего на общем рынке СНГ интересы наших производителей и как результат – расширение на потребительских рынках стран СНГ продукции стран – участниц договора.

Относительно Таможенного союза у Армении существует определенный подход. В частности, в мировой практике нет примера, чтобы страна становилась членом такого союза, не имея с ним общей границы. В данном случае товаропроизводители при экспорте и импорте вынуждены проходить те или иные таможенные процедуры в связи с выходом товара за пределы границы Таможенного союза, что тормозит свободное передвижение товаров. Необходимо учитывать и международные обязательства Армении по торговому регулированию, принятые в рамках членства в ВТО. Учитывая все это, было предложено разработать платформу взаимоотношений между Арменией и Таможенным союзом. С этой целью уже создана рабочая группа, задачей которой является определение возможных направлений и формат взаимодействия между Арменией и Таможенным союзом.

Что касается армяно-российских торгово-экономических связей, то хотел бы отметить постоянное развитие и увеличение объемов внешнеторгового оборота между нашими странами. Вопросы развития двустороннего сотрудничества оперативно решаются в рамках межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между РА и РФ. Армения крайне заинтересована в дальнейшем развитии и углублении торгово-экономического сотрудничества с Россией и странами СНГ.

– В чем, на Ваш взгляд, плюсы и минусы сотрудничества Армении с ЕС и Армении с ЕврАзЭс?

– Правительством Армении приветствуются шаги по расширению и углублению сотрудничества как на многостороннем, так и на двустороннем уровне. Армения заинтересована в расширении рынков сбыта своей продукции. Являясь полноправным членом ВТО, мы ратифицировали также Договор о свободной торговле СНГ. Кроме того, в настоящее время нами предпринимаются необходимые усилия по разработке Соглашения о свободной торговле с Европейским Союзом, что также придаст мощный импульс развитию нашей экономики.

Уже определены 12 основных отраслей, которые на сегодняшний день обладают наибольшим экспортным потенциалом с точки зрения преимуществ наших производителей, задействованных мощностей, имеющихся инвесторов и управленцев. Весь потенциал (интеллектуальный, производственный, финансовый) был оценен при содействии Всемирного банка. Это точное приборостроение, производство коньяка и виноделие, фармацевтика, обработка драгоценных камней, ювелирная отрасль, легкая промышленность, производство часов. То есть отрасли, в которых мы реализуем совместные проекты. Необходимо вести переговоры и создать экономические стимулы для интеграции. И в этом направлении ведется последовательная работа.

– Господин министр, Вы постоянный участник ежегодного Международного бизнес-форума в Цахкадзоре, где собирается элита делового мира. Какова роль Министерства экономики Армении в этих встречах «без галстуков»?

– Подобные встречи «без галстуков», на мой взгляд, крайне важны, так как именно в ходе таких неофициальных дискуссий поднимаются актуальные проблемы и находятся оптимальные решения. Во всем мире проводятся подобные встречи, а значит, данный формат себя оправдывает. Что касается форума в Цахкадзоре, то скажу, что это площадка, на которой представители органов государственного управления, частного сектора и международных организаций (то есть люди, вовлеченные в обсуждение и решение экономических проблем) могут обменяться мнениями и информацией, а также достичь определенных договоренностей. Поэтому Министерство экономики активно содействует организации таких встреч, а я стараюсь не пропускать их.

– Каковы перспективы экспортной стратегии Армении на ближайшие годы?

– Учитывая малую емкость нашего внутреннего рынка, промышленность Армении имеет экспортную направленность. Поэтому в декабре 2011 года правительством РА была одобрена Стратегия экспортно ориентированной индустриальной политики. В ней обозначены три этапа, которые обеспечат развитие по 11 отраслевым направлениям. Основными целями являются: улучшение конкурентной среды в рамках экономической политики, динамичное развитие инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности производимых товаров, создание и усовершенствование стабильной законодательной среды, соответствующей международным нормам и способствующей развитию промышленности, привлечение в республику крупнейших мировых компаний, сокращение отрицательного баланса импорта над экспортом путем диверсификации структуры экспорта и повышения доли наукоемких производств, продвижение отечественных товаров на зарубежных рынках.

Для реализации этих целей правительством уже разработана специальная программа, выделены определенные финансовые ресурсы и создан специальный орган, регулирующий деятельность. Предусматривается развитие конкурентоспособных производств, в первую очередь основанных на внутренних ресурсах. Стратегия промышленного производства республики в ближайшее время будет построена на основе новейших технологических и управленческих решений. Первоочередным будет считаться поддержка конкурентоспособных производств, связанных с переработкой внутренних ресурсов. Осознавая важность данной стратегии, представители частного сектора уже выразили готовность участвовать в ее продвижении. С целью увеличения экспорта и утверждения на внешнем рынке продукции, производимой отечественными предприятиями, Армянское агентство развития предоставляет предпринимателям консультационную поддержку по вопросам маркетинга, а также содействует участию армянских компаний на международных выставках.

Сергей Тигранян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовал 41 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Тигран Давтян говорит о том, чего нет. Об экономике. Приколько!
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты