№ 6 (212) Апрель (1-15) 2013 года.

Социальный заказ – доведение до самоубийства

Просмотров: 2280

Писатели и поэты, особенно талантливые, часто оказываются психологически уязвимы. Можно долго философствовать и рассуждать на эту тему, но факт остается фактом: среди этой категории людей высокий процент самоубийц. Существует даже термин «литературицид», пытающийся выявить причину частых самоубийств в среде «инженеров человеческих душ». Марина Цветаева, Сергей Есенин, Егише Чаренц, Стефан Цвейг, Джек Лондон… Покончил с собой даже Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, оказавшего влияние на литературу. Были самоубийцы и среди античных писателей и философов: Лукреций, Сенека…

Не буду пытаться понять трагическое пристрастие писателей и вообще людей искусства к суициду, ограничусь общепринятой мыслью о том, что писатель живет с обнаженной, легко ранимой душой. И чем более талантлив писатель, тем больше ранима у него душа, тем больше он подвержен приступам депрессии и меланхолии и беззащитен перед «всеобщим осуждением». Последнее, как способ доведения до самоубийства или даже принуждения к суициду, ныне широко используется в Азербайджане по отношению к выдающемуся писателю Акраму Айлисли.

На то, как страдает и стенает душа А. Айлисли, указывают его слова, сказанные в самый разгар «всенародного» сожжения книг недавно лишенного этого звания народного писателя Азербайджана: «Пусть сожгут все мои книги, потому что они никого не спасли!» и «Я хотел бы, чтобы люди забыли «Каменные сны» и я бы спокойно жил в Азербайджане, без опасений гулял по городу». Убийство (сожжение) книг – последний шаг на пути принуждения к самоубийству их автора. Не обвинения в предательстве, не публичные угрозы отрубить ему ухо, не беснующиеся под окнами писателя безграмотные молодые люди, а именно убийство книг. К сожалению, в Азербайджане это хорошо понимают и пытаются «дожать» Акрама Айлисли, заставить его переступить эту фатальную черту.

Несколько лет назад мне довелось написать о проведенном в теперь уже далеком 1963 году знаменитом эксперименте по социальной психологии профессора Йельского университета Стэнли Милгрэма. Побудительной причиной для потрясшего весь ученый мир эксперимента явилось желание Милгрэма понять, как могли нормальные граждане Германии принять участие в уничтожении миллионов невинных людей в концентрационных лагерях. Какая сила заставляла их совершать чудовищные преступления и убивать безвинных людей?

Участникам эксперимента С. Милгрэм «объяснял», что проводятся исследования по влиянию боли на память. В эксперименте принимали участие экспериментатор, испытуемый (учитель) и актер (ученик). «Учителю» заявляли, что «ученик» должен заучивать пары слов из длинного списка, пока не запомнит каждую пару, а сам «учитель» – проверять его память и наказывать за каждую ошибку все более сильным электрическим разрядом. После этого «ученика» привязывали к креслу с электродами. Как «ученик», так и «учитель» получали «демонстрационный» удар в 45 вольт.

«Учитель» уходил в другую комнату, начинал давать «ученику» простые задачи на запоминание и при каждом неправильном ответе нажимал на кнопку, вследствие чего, как он считал, «ученик» получал удар током (актер, игравший «ученика», искусно притворялся, что получает электрические удары). Начав с 45 вольт, «учитель» с каждой новой ошибкой должен был увеличивать напряжение на 15 вольт вплоть до 450 вольт.

При напряжении в «150 вольт» актер-«ученик» начинал требовать прекратить эксперимент, однако экспериментатор говорил «учителю»: «Эксперимент необходимо продолжать. Продолжайте, пожалуйста». По мере увеличения напряжения актер разыгрывал все более сильный дискомфорт, затем сильную боль, и, наконец, кричал, чтобы эксперимент прекратили. Если испытуемый проявлял колебания, экспериментатор заверял его, что берет на себя полную ответственность как за эксперимент, так и за безопасность «ученика» и что эксперимент должен быть продолжен. При этом, однако, экспериментатор никак не угрожал сомневающимся «учителям» и не обещал никакой награды за участие в этом эксперименте.

Результаты эксперимента ошеломили самого Милгрэма: свыше 65% испытуемых дошли до конца, пустив в «ученика» смертельный «разряд» в 450 вольт. Они «убивали», ибо такова была воля экспериментатора, начальника, бравшего ответственность за результаты истязания. Милгрэм проведет параллель между ними и подсудимыми на Нюрнбергском процессе нацистскими преступниками, пытающимися оправдаться тем, что они «всего лишь» выполняли приказы Гитлера.

Однако факт оставался фактом, многочисленные повторы эксперимента в разных условиях и даже в разных странах приводили к схожим результатам: свыше двух третей испытуемых «убивали» своих «жертв», повинуясь «начальству».

Кто в Азербайджане отдает приказы убивать?

Эксперимент Милгрэма подтвердил: самые обычные в быту люди готовы совершить убийство или довести жертву до смерти, если на то дана команда руководства. И именно в этом феномене следует искать причину массового осуждения Акрама Айлисли в республике, в которой власть целенаправленно доводит писателя до состояния, при котором «добровольный» уход из жизни может показаться естественной мерой самообороны. 

В самом деле, то, что сегодня творится в Азербайджанской Республике, иначе как целенаправленным принуждением к самоубийству трудно назвать. Недостатка в экспериментаторах, берущих на себя ответственность за последствия, нет – начиная с президента Азербайджана Ильхама Алиева и сотрудников его администрации и кончая мелкими чиновниками учреждений, в том числе и образовательных. Подобное поведение власть имущих – «экспериментаторов» – раскрепощает «учителей», высвобождает дремавшие в подсознании животные инстинкты.

Толпы мулл, воодушевленных озвученным духовным руководителем Азербайджана Шейх-уль-Исламом Аллах Шукюром Паша-заде вердиктом «отлучить от ислама!», проклинают писателя во время пятничных молитв. Десятки и сотни тысяч верующих уже видят в Акраме Айлисли «врага ислама».

Обвиненный в плагиате заурядный журналист, годящийся во внуки писателю, в качестве подтверждения собственного «патриотизма» позволяет себе в выступлении по телевидению обратиться к народному писателю: «Акрам Айлисли! Где вы? Вы так крохотны, что я вас даже не замечаю». 

В Азербайджане жестко подавляется все, что представляется хотя бы намеком на право писателя свободно излагать свои мысли. Для этого власть в Азербайджане прибегает к услугам известного во всем мире фактора турецкой толпы: вооруженной топорами и железными прутьями толпы с пробудившимся инстинктом убийцы-насильника.

Среднестатистический современный житель Азербайджана – это человек, ведущий полуголодную и бесправную жизнь на фоне роскошных вилл и особняков «хозяев жизни». Он вынужден закрывать глаза на «работу» своей дочери в одном из многочисленных публичных домов, принадлежащих все тем же хозяевам жизни, и… искренне шельмует книгу, которую не только не читал, но и не в состоянии прочитать: роман-реквием Акрама Айлисли был издан в журнале «Дружба народов» на русском языке.

Жители Азербайджана живут в постоянном страхе, и этот страх умело направляется против тех, кто, по мнению руководства Азербайджана, выпадает из зомбированной пропагандой массы. Ильхаму Алиеву, как и любому диктатору, нужна безропотная, запуганная и безвольная масса. Ему нужны граждане, аплодирующие его речам и обещаниям. Ему нужны люди, для которых жизнь потеряла всякий смысл. Чем больше в Азербайджане самоубийц, тем крепче власть Алиева. Именно по этой причине власть в Азербайджане поощряет существующий в республике произвол сильного над слабым.

Приобретенная беспомощность

Все вышесказанное не дает ответа на вопрос: почему в Азербайджане терпят деспотизм? Почему люди столь легко трансформируются в злобную беснующуюся массу? В качестве ответа на этот вопрос предлагаю ознакомиться с результатами другого психологического эксперимента, проведенного в 1966 году психологами Марком Селигманом и Стивом Майером на собаках. 

Животных поместили в клетки и стали подвергать регулярным ударам электрического тока, от которых они не имели возможности избавиться. У собак выработалась так называемая «приобретенная беспомощность» – основанная на убежденности в беззащитности перед окружающим миром, реакция на неизбежные неприятные раздражители. Через некоторое время у животных начали появляться признаки клинической депрессии. После этого их выпустили из клеток и посадили в открытые вольеры, из которых легко можно было убежать. Собак вновь подвергли воздействию электрического тока, однако ни одна из них даже не подумала о бегстве. Они пассивно реагировали на боль, воспринимая ее как нечто неизбежное. Собаки усвоили для себя из предыдущего негативного опыта, что бегство невозможно, и не предпринимали никаких попыток выскочить из клетки. 

Марк Селигман и Стив Майер пришли к выводу, что люди, так же, как и собаки, становятся беспомощными после нескольких чередующихся неудач. Однако если животные в большинстве своем пассивно принимают «неизбежное» зло, то, как представляется, люди с подавленной волей пытаются «влиться в струю», тем самым обезопасив себя от новых болевых ощущений. Студент, бросивший книгу Айлисли в разожженный преподавателем костер, надеется на послабление во время экзамена, журналист, обливший грязью политического оппонента Алиева, вправе удостоиться поощрительного похлопывания по плечу. Это – будни Азербайджана, в котором беспомощные и подавленные люди живут инстинктами самосохранения, даже если это становится причиной смерти другого.

Акраму Айлисли удалось возвыситься над этой толпой, он сумел сказать правду тем, для кого правда подобна приговору. И мне хочется от всей души пожелать писателю не только здоровья, но и мужества для преодоления нынешней ситуации. Среди писателей Азербайджана Айлисли – первопроходец в художественном описании агрессии Азербайджана против Республики Арцах, и я надеюсь, что осознание этого факта придает ему сил и мужества.

Левон Мелик-Шахназарян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 16 человек

Оставьте свои комментарии

  1. За всю "древнюю" историю Азеристана (целых 90 лет!!)было написано всего две книги-"Али и Нино", автор с типично азерской фамилией- Лев Абрамович Нуссибаум и "Каменные сны"-автор Акрам Айлисли, народный писатель,заслуженный деятель искусств, награжденный высшим орденом страны "Истиглал" и орденом "Шохрат" за выдающиеся заслуги перед Азеристаном.Сейчас же официальная азерастия,как и рядовые обрезанты открыли шлюзы фекальной канализации и вместо слов из их хайла в адрес Айлисли выходит конечный продукт деятельности прямой кишки.В мазутной помойке,в этом отстойнике средневекового феодализма,зла,насилия,мракобесия,дикости, экстремизма и бескультурья иначе и не может быть."Отрубить топором ухо"-недаром же я предлагал внести изменения в госсимволику азерастов-герб в виде топора,окаймленного пучками петрушки.
  2. А кто сказал, что Чаренц - "самоубийца"? Он был убит в тюрьме.
  3. Нда, мягко говоря, странное начало статьи получилось. Сама идея о "пристрастии людей искусства к суициду" надумана, а некоторые упомянутые в качестве примера личности притянуты сюда за уши. Замученный в тюрьме Чаренц вообще отношения к самоубийцам не имеет. Цветаева хоть и покончила жизнь самоубийством, но это трудно связать с особенностью ее творческой натуры. На человека столько несчастий обрушилось, что любой мог бы всего этого не выдержать. Вообще фигура Айлисли несомненно интересна для нас, но от ЛМШ можно было ждать более удачной статьи на эту тему. Куда-то не в ту степь его понесло.
  4. А я очень рад, что у чушек такая реакция на рамиля сафарова и Акрама Айлисли. Писателя, конечно, жалко. Но рад, что у них вот такое дикое общество. Пусть все нормальные азербайджанцы, которые там еще остались, уедут. Тогда легче будет бомбить этот мазутный султанат. Чушек не жалко! Эти дикари и мизинца писателя Айлисли не стоят.
  5. вы морально падшие уроды.Айлисли мы дарим вам, берите и полюбуйтесь с предателем своей нации сколько душе угодно...Но предателей и враг не принимает и презирает....
  6. У апшеронских чушек развит стадный инстинкт. Толпой любят идти, громить и рушить. А по одному они трусы. Жаль Айлисли, что живет среди зверей.
  7. Сказал правду и сразу записали в предатели? Сегодня, в Азербайджане многие честные люди так думают,как Айлисли,но боятся.А режиссер Ибрагимбеков тоже предатель? Здесь,в Германии,я знаю некоторых азербайджанцев,которые также думают как Айлисли и Ибрагимбеков.
  8. Дискредитировав,унизив и морально уничтожив Айлисли,азерастия нашла новый объект для облаивания,и только,поскольку он недосягаем для азерастической инквизиции.Этим объектом явился "азербайджанец"(ну такой же азербайджанец,как и Низами,Зорге,Ландау,Ростропович,ГаджибековМагомаев,Каспаров и др.)Рустам Ибрагимбеков-известный писатель,кинодраматург, сценарист,режиссер и т.д.Вся вина его заключается в том,что он защитил право карабахских армян на жизнь.
  9. Долгое время бакинские эмиссары рыскали по белу свету в поисках городских свалок,помоек,мусорок и пустырей.Затем,найдя подходящий объект,с кейсми,полными долларов и банками икры, прийдя в мэрию,муниципалитет или ратушу, предлагали превратить помойку в цветущий сад,но с условием установить в нем памятник общенациональному №1 Гейдару Алирза-оглу.Соблазненные халявой и деликатесами в некоторых случаях, чиновники давали добро.После чего азерасты,потратив несколько миллионов,устанавливали на постаменте улыбающегося истукана.Затем чиновники "кидали" азерастов,выкидывая на свалку общенационального,как это случилось в Канаде,Мексике и других местах.Потерпев фиаско,азерасты нашли новое амплуа долларо-икорной дипломатии- признание "ходжалийского геноцида".Уже есть успехи-"геноцид" признали общество сексуальных меньшинств штата Висконсин, объединение лесорубов штата Айдахо,организация "серых волков" в Турции,а потратили всего то ничего- 30-35 миллионов зеленых.
  10. Меня удивляет,почему азерасты не называют врагом гадюку повышенной гнусности, любителя "малчыков" Гейдара Джемаля,который в порыве откровенности,открыв свое мерзопакостное хайло,набитое нефтедолларами,выдал убийственную для азерастов фразу-"Мы,азербайджанцы,наверное(!!!) тоже люди,жаль,что об этом нам надо часто напоминать".А вот г-на Жириновского, кстати,тюрколога по профессии,который сказал абсолютно верную фразу о том,что если бы турков вообще бы не было на свете,мир бы этого не почувствовал.Странные эти обрезанты...
  11. Всякий настоящий писатель в любой стране говорит о том, что его волнует, а не о том, что желательно власти или народу. Примеров тому множество в европейской культе. В азиатских культурах это сложнее, а в странах, склонных к тотальному феодализму, это практически невозможно. Капиталистическая система сама по себе не гарантирует свободы творчества, если общество пребывает на низкой ступени развития. В чем мы убеждаемся не раз и не только в случае с Акрамом Айлисли. В такой сложной ситуации Художник обычно покидает свою страну, но тут ничего не посоветуешь, это личное дело каждого. А звание Народного писателя - это и вовсе глупость. Что касается самоубийства писателей, то это не совсем так, если иметь в виду прямой смысл слова: число покончивших с собой не так велико. А в переносном, метафорическом смысле - совершенно согласен.
  12. Как удалось уцелеть Человеку среди недочеловеков?!
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты