№ 6 (212) Апрель (1-15) 2013 года.

Жансем. Исполнение долга

Просмотров: 2399

В Ереванском музее современного искусства открылась выставка графических работ Жансема (Ованеса Семирджяна) – одного из ярчайших художников современного французского искусства. Он – один из немногих, кто при жизни удостоился открытия двух музеев его имени, и оба – в Японии.

Родился Жансем в 1920 году в турецком городе Селез (Восточная Армения). Это было время, когда греки, надеясь возвратить захваченные турками земли, постепенно теснили захватчиков. Но в начале 20-х годов при содействии мировых держав турки перешли в контрнаступление. Под угрозой новых гонений на армян в 1922 году семья Семирджянов эмигрировала в Грецию, затем обосновалась во Франции.

Спустя годы, уже признанным художником, Жансем вспоминал: «В Лувре есть картина Делакруа. Увидев ее, я был поражен. Показалось, что она написана с жизни, которую мне пришлось прожить в детстве... Чтобы спастись, многие стали бросаться в воду. В челнах, на лодках добирались до родных мест... Мы тоже бежали с греками в Салоники. Помню – тогда мне было три года – море было зеленым, небо красным, с лодок свисали руки, кругом же были кровь, огонь и пламя...».

Учась в «свободных академиях» Монпарнаса, а затем – в Высшей школе декоративного искусства в Париже, Жансем начинает выставляться в Салоне независимых, а уже в 50-е годы удостаивается ряда премий во Франции, в нескольких других европейских странах и Мексике, избирается президентом салона молодых художников, выступает с персональными выставками в Париже, Нью-Йорке, Чикаго, Лондоне, Токио, Риме, Брюсселе, Лозанне, Бейруте и в других городах. В 37 лет ему удается приобрести имя и разбогатеть.

В основном Жансем создает литографии. Его музы – полуобнаженные женщины: танцовщицы, натурщицы, скучающие парижанки в кафе… «Сюжеты придумываю не я, они все уже существуют на улицах. Я их вижу, они меня впечатляют. И у меня появляется желание их выразить», – говорил художник.

Есть у Жансема и цикл работ на карнавальную тему. Жансем рассказывал: «В свое время я очень любил гулять, много времени проводил вне дома, В конце 60-х – начале 70-х во Франции царило общее сумасшествие, и жизнь мне казалась очень карнавальной…»

Блестящий рисовальщик, Жансем иллюстрировал также десятки книг, в частности, Камю, Бодлера, Лорку, Сервантеса.

Но большей частью герои Жансема – отверженные. Среди них – беженцы и жертвы геноцида. Не случайно французские теоретики называют его мизераблистом – художником отверженных. Работы эти несут отпечаток его детских воспоминаний, большой трагедии своего народа. Но пишет он их, погруженных в одиночество, изящно и светло.

В 1973 году Жансем впервые посещает Армению. Нахлынувшие воспоминания спаяли всю их дробность в единство.

Ему было за восемьдесят, когда он вдруг осознает, что искусство – это не просто красота, но и исполнение долга. Одна за другой создаются картины: «Голубой геноцид», «Эпизод резни», «Беженцы», «Уныние», «Насилие»… К этой теме художник возвращается вновь и вновь. В итоге появляется целый цикл из 34 картин, объединенных под общим названием «Геноцид».

Спустя 28 лет, к 90-летию геноцида, Жансем снова приезжает в Армению, привозит эти работы и приносит их в дар Музею геноцида армян. «Очень трудная тема. Невероятно сложно воспроизвести в живописи общенациональную трагедию. Рассказы матери я пропускал сквозь себя, переосмысливал много лет…» – признавался художник.

Несмотря на довольно преклонный возраст (в марте этого года Жансему исполнилось 93 года), художник продолжает творить. Сегодня его произведения хранятся в крупных музеях мира, ими активно интересуются серьезные коллекционеры.

Но Жансем, уединившись в своей мастерской в небольшом живописном городе Исси-ле-Мулино, все же задается вопросом: «Что я делаю во Франции с этими людьми? Ни голова моя на них не похожа, ни сердце, ни образ жизни. В чем причина?». И отвечает: «Причина – в геноциде, который я так долго не осмеливался описать кистью».

Кари Амирханян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 24 человека

Оставьте свои комментарии

  1. Очень узнаваемый художник
  2. Спасибо, Кари, вы прекрасно пишете, всегда находите интересные темы. Одно замечание. Турецкий город Селез - это ЗАПАДНАЯ Армения. Восточной принято называть бывшую персидскую и советскую, а ныне Республику Армения. Или это просто опечатка.
  3. Потрясающий художник!
  4. Гарзу, Жансем... какая красота!
  5. С политическими материалами в НК в целом не согласен. Слишком пророссийский курс. Но вот тему искусства газета освещает замечательно. Гаянэ Хачатурян, Гарзу, Никогосян, Франгулян, теперь Жансем... Прекрасная плеяда армянских талантов. Спасибо автору и редакции!
  6. Уважаемый Армен! Вам не нравится пророссийский курс "НК",а мне по душе.Армения не может без России.Это исторический факт.Да,Россия не всегда корректно и однозначно ведет свою политику и поэтому у некоторых складывается негативное отношение.Но это право России,а мы должны со своей стороны доказать свою преданность,а Армения-комплиментарна.Тему искусства,также как и другие темы в газете освещаются профессионально.
  7. Великий худжоник. Жансем в одном ряду среди величайших армянских художников. Какие имена!!! Рослин, Айвазовский, Сарьян, Горки, Минас, Гарзу, Жансем...
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты