№ 8 (214) Май (1-15) 2013 года.

Кто получит контроль над столицей?

Просмотров: 2474

9 апреля нынешнего года президент Армении Серж Саргсян официально вступил в свою должность. По формально-правовым признакам выборы главы государства можно считать полностью завершенными. Впереди формирование правительства и начало нового политического цикла. Однако в политике, а тем более в постсоветской, зазор между формальным и фактическим положением дела зачастую бывает велик. Ситуация в сегодняшней Армении – прекрасное тому подтверждение.

Когда в конце прошлого года в республике стартовала президентская кампания, многие аналитики предрекали Саргсяну гарантированную победу, а сами выборы рассматривали как проходное событие. В самом деле, такие политические тяжеловесы, как лидер «Процветающей Армении» Гагик Царукян, первый президент республики и лидер Армянского национального конгресса (АНК) Левон Тер-Петросян, второй глава государства Роберт Кочарян по разным причинам уклонились от участия в избирательной гонке. Среди оставшихся кандидатов не было тех, кто брал бы на выборах разного уровня более 10% голосов. Однако и аналитики, и действующие политики не учли такой важный момент, как недовольство властью.

Между тем, именно этот фактор и стал главным сюрпризом президентской кампании. И если раньше отсутствие единства в рядах оппозиции и качественного альтернативного предложения с ее стороны работало на власть, то в 2013 году получился иной результат. Неожиданно лидер партии «Наследие» Раффи Ованнисян набрал 36,75% голосов. Это притом, что на прошлогодних парламентских выборах его партия даже не дотянула немного до 6%. «Серебряная медаль» Ованнисяна практически мгновенно изменила его роль на армянской политической авансцене. Из лидера одной из оппозиционных колонн он стал претендовать на роль главного оппонента власти. Естественно, как и любой политик, Ованнисян попытался конвертировать свой успех в нечто более ощутимое. С одной стороны, он начал выступать против власти, обвиняя ее в фальсификациях итогов выборов, а с другой – попытался вести с ней переговоры, перемежая риторику компромиссов с угрозами. Впрочем, действующая власть Армении – непростой партнер, совсем не готовый к тому, чтобы делать уступки кому бы то ни было.

Наверное, политическое недовольство итогами президентских выборов постепенно бы улеглось. Не исключено, что не обошлось бы без эксцессов. Однако сохранить интригу послевыборной ситуации помогли другие выборы. Речь, конечно же, об избрании Совета старейшин города Еревана. Агитационная кампания стартовала за два дня до президентской инаугурации, 7 апреля 2013 года. Она продлится до 4 мая, когда в столице республики будет объявлен «день тишины». Система городских выборов такова. В ней участвуют только партии и избирательные блоки, никаких одномандатников и самовыдвиженцев. По итогам голосования первый номер в пропорциональном списке партии или коалиции становится мэром столичного города. По такой схеме выборы в Ереване проходят уже второй раз. В 2009 году победу на них с 46% одержала партия власти – республиканцы. Однако и оппозиция в лице АНК смогла получить немалое количество голосов избирателей – 17%. Именно с этого момента начался переход конгресса из формата улично-митинговой оппозиции в системную. В 2012 году АНК получил свою фракцию в национальном парламенте.

В сегодняшних условиях выборы в Совет старейшин вряд ли будут легкой прогулкой для действующей власти. Избиратель только что своими глазами увидел высокий уровень недовольства президентом и правительством. И пусть это недовольство пока еще плохо артикулировано и густо замешано на популизме, оно является фактом, данным в ощущениях. Плавный переход от одних выборов к другим позволяет это недовольство поддерживать. И что самое главное – оставлять его в публичном пространстве. Сама агитационная кампания позволяет это сделать как нельзя лучше. Впрочем, дело не только в близкой соотнесенности во времени и пространстве двух избирательных гонок.

Политическое значение Еревана для Армении невозможно переоценить. В памяти сразу встают образы поздней «перестройки», когда столица Армении превратилась в один из важнейших центров общественного протеста на просторах бывшего СССР. И произошло это еще до того, как на Западе заговорили про феномен Прибалтики и Грузии. Между тем, именно тогдашняя роль Еревана во многом предопределила выход нагорно-карабахской темы на международный уровень. Уже после распада СССР Ереван так и остался главным политическим центром Армении. И, как правило, окончательные итоги любых выборов общенационального уровня определяются в армянской столице. В этой связи хочется вспомнить фразу «вождя мирового пролетариата» о важности не «численного перевеса вообще, а численного перевеса в столице». Между тем в Ереване сосредоточена треть всех избирателей страны.

Таким образом, получение контроля над столицей становится важной политической задачей не только местного, но и общенационального значения. В случае поражения партии власти и победы оппозиции теоретически возможно установление особого типа двоевластия, при котором мэр города и глава государства окажутся оппонентами, а городская власть может, с одной стороны, превратиться в оппозиционный авангард, а с другой стороны, сама оппозиция перестанет быть таковой, получив определенный сегмент власти. Но все эти расчеты приводятся здесь лишь для того, чтобы сформулировать два важных тезиса. Выборы в Совет старейшин важны для перспектив Армении в целом. Помимо этого, их результаты станут серьезным фактором, который определит, завершатся ли окончательно президентские выборы или нет. Ведь неудача оппозиционеров может подтолкнуть их к активизации деятельности за пределами городского парламента. И в этом случае два недовольства имеют шанс сплестись в единое целое. Остроту ситуации добавляет и тот факт, что после выборов в Совет старейшин следующая избирательная кампания в республике пройдет лишь в 2017 году. Это будут парламентские выборы.

Кто же вовлечен в предстоящую борьбу за Ереван? 22 марта ЦИК Армении завершил прием заявок на участие в избирательной кампании. В них начнут соревноваться 6 партий и 1 политический блок. Среди партий представлены две провластные силы – Республиканская партия (она имеет парламентское большинство, а ее выдвиженец в феврале избран президентом) и «Оринац еркир» («Страна законности») (вошедшая в правительство после прошлогодних выборов в парламент и имеющая шансы на получение кресел в новом составе кабинета). К ним присоединится «Процветающая Армения» (некогда младшая партия власти, взявшая определенную дистанцию от республиканцев в прошлом году), а также различные оппозиционные колонны – АНК, «Дашнакцутюн», «Миссия». Последняя партия – самая молодая. Она возникла только в 2012 году, и она – единственная, не имеющая парламентской фракции в высшем представительном органе страны. Во главе списков идут политики, имеющие серьезную «раскрутку» и известность. Республиканцев, понятное дело, возглавляет действующий мэр города Тарон Маргарян. Список «Оринац еркир» – глава МЧС Армен Ерицян, а среди кандидатов в депутаты от «Процветающей Армении» – бывший министр иностранных дел республики Вардан Осканян. Во главе списка АНК – Ваагн Хачатрян, который в тяжелые 1990-е годы уже был мэром столичного города Армении.

Но, пожалуй, основное внимание сегодня привлечено не к партиям, а к предвыборной коалиции «Здравствуй, Ереван». Основой этого блока стала партия «Наследие», ведомая главным возмутителем спокойствия 2013 года Раффи Ованнисяном. Почувствовав за собой ресурсы народного недовольства, этот политик стремится к расширению электорального поля. Отсюда и интерес не к партийному, а «блочному» участию в кампании. Нельзя не заметить, что в предвыборном блоке собрались разные по ресурсам, идеологии и задачам силы. «Наследие», имеющее репутацию либеральной (и даже прозападной) силы, вошло в альянс с Рабочей социалистической партией Армении и партией «Демократический путь».

Однако Ованнисян не возглавил список блока, во главе него встал заместитель лидера «Наследия» Армен Мартиросян. Таким образом, «серебряный призер» президентской гонки четко дал понять, что для него городские выборы – это инструмент для политической капитализации, но не конечная цель. Пока что он не видит себя мэром, несмотря на то, что в ходе встречи с Сержем Саргсяном тот даже подсказывал ему и такой вариант.

Таким образом, цели ясны, а задачи определены. И для власти, и для оппозиции городская кампания подведет черту под циклом, начавшимся парламентскими выборами-2012. И успех власти позволит завершить главу под названием «президентские выборы». И хотя недовольство властью сегодня высоко, а напор со стороны Раффи Ованнисяна силен, в городских выборах есть своя специфика. В свое время ее сильно недооценил Тер-Петросян, а также лидеры «Дашнакцутюн». Сделав акцент в ходе выборов 2009 года на общеармянской проблематике, они были совсем невнятны в том, что касалось вопросов городского хозяйства. И есть большие сомнения, что представители блока «Здравствуй, Ереван» изберут тактику прагматичного разговора в ущерб обвинениям в адрес властей и риторике о строительстве «новой свободной Армении». Но если прагматики не получится, то высоких результатов (даже при всем недовольстве) трудно ожидать. Тем паче что власть не будет сидеть сложа руки, она задействует не только пресловутый административный ресурс, но и информационное воздействие, в котором акценты как раз и будут сделаны на местные сюжеты, заботящие именно городского избирателя.

Впрочем, многое зависит и от того, насколько Ованнисян адекватно оценивает собственные возможности. Его действия последних месяцев выглядят, как эклектичная политика. В ней угрозы перемежаются с мотивами откровенного торга. Вопрос – в какой точке он сам и действующий президент смогут договориться. В случае нахождения неких общих точек накал страстей может улечься. В случае же желания Ованнисяна обострить игру появляются новые риски. И не только для внутренней политики, но и для внешней тоже. Следовательно, кампания по выборам в Совет старейшин может стать еще и каналом для некоторой внутренней трансформации власти, что позволит также снизить недовольство ее действиями. Впереди новая кампания, итоги которой сильно повлияют на весь последующий политический цикл страны до 2017 года.

Сергей Маркедонов, приглашенный научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований (Вашингтон), обозреватель газеты «Ноев Ковчег»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 19 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты