№ 8 (214) Май (1-15) 2013 года.

Новые традиции к Дню космонавтики в Армении

12 апреля в Ереване была заложена новая традиция отмечать День авиации и космонавтики зрелищным авиашоу. В этом году впервые личный состав российской авиационной базы при поддержке представительства Россотрудничества в Армении устроил День открытых дверей на ереванском аэродроме «Эребуни». На праздник пришли представители руководящего состава Министерства обороны Армении, 102-й российской  военной базы и Пограничного управления ФСБ России в РА, сотрудники российского посольства, представители российско-армянских  предприятий, ветераны войны, российские соотечественники, студенты, школьники, в том числе учащиеся двух школ российского погранотряда. «Это большой праздник для всех наших авиаторов, которые служат здесь и защищают наше небо», – подчеркнул командующий Объединенной группировкой войск (сил) РА и РФ генерал-лейтенант Михаил Григорян, поздравляя на митинге российских авиаторов с Днем авиации и космонавтики.

«Мы сегодня отмечаем 52-ю годовщину начала освоения космического пространства. Человечеству стало мало Земли, потребовался космос, – отметил на открытии праздника руководитель представительства Россотрудничества в Армении Виктор Кривопусков, одновременно подчеркнув, что этим мероприятием закладывается хорошая традиция празднования Дня авиации и космонавтики в Армении. – И это справедливо, поскольку вклад армянских ученых и специалистов в освоение космического пространства несоизмерим с вкладом остальных представителей стран СНГ». Армения действительно внесла большой вклад в космическую науку. Благодаря своим научным достижениям Бюраканская астрофизическая обсерватория им. В. А. Амбарцумяна стала одним из ведущих научных учреждений Национальной Академии наук Армении и известным центром мировой астрофизики. Среди разработок – ракетные обсерватории К-2, К-3, К-4, астрофизическая обсерватория «Орион», рентгеновский телескоп «Альтаир», различные приборы для космических экспериментов. Кстати, для инструментальной посадки многоразового космического корабля «Буран» также была создана специальная система радиолокационного сопровождения на базе антенных разработок армянских ученых. А 30 марта 1987 года на астрофизическом модуле «Квант» для работы на космической станции «Мир» был выведен на орбиту телескоп «Глазар», разработанный в Бюраканской астрофизической обсерватории и Академии наук Армянской ССР. «Глаз армян», как в шутку называют его космонавты, функционирует на орбите до сих пор. «В этом году Бюраканская обсерватория станет участником ряда космических программ. Молодежь должна знать и гордиться сотрудничеством не только по охране границ, но и в мирном освоении космоса», – отметил в своем выступлении Виктор Кривопусков, напомнив, что между правительством Армении и «Роскосмосом» достигнуты договоренности, в рамках которых Россия поможет создать и запустить телекоммуникационный спутник для Армении.

Самой зрелищной и впечатляющей частью праздника стала демонстрация полетов истребителей Миг-29, где неизменный восторг зрителей вызывали «петля Нестерова», пролеты на большой и малой высоте, перехватывающие дух пике...

Впрочем, сложные фигуры высшего пилотажа полковник Александр Петров скромно назвал повседневной работой. «Сегодня мы никаких особенных фигур не показывали. Была продемонстрирована ежедневная подготовка летного состава. Это наши штатные полеты», – рассказал летчик журналистам, обступившим его после полета. По данным Южного военного округа, за прошедший 2012 учебный год летный состав авиабазы совершил около 800 вылетов. Пилоты истребителей Миг-29 провели более 500 учебных воздушных боев как в рамках одиночной подготовки экипажей, так и в составе групп.

В советские годы аэродром «Эребуни» обслуживал пассажирские рейсы. Но теперь это военный объект, где дислоцируется российская авиабаза в составе 102-й военной базы. Ее личный состав несет боевое дежурство в рамках Объединенной системы ПВО государств – участников СНГ. Расположенный на высоте 998 метров над уровнем моря аэродром «Эребуни» находится в особых условиях: со всех сторон окружен горными вершинами, а рядом – мирный город, древняя армянская столица. «Это предъявляет особые требования к нашему летному составу, – рассказывает полковник Александр Петров, а затем, развивая тему взаимодействия и сотрудничества с армянской стороной, уточняет: – Армянские летчики тренируются и здесь, и на базе в Гюмри. У наших боевых товарищей очень высокий уровень подготовки». И хотя попасть на летное поле «Эребуни» непосвященным удается очень редко, тем не менее, 12 апреля вход был свободным для всех. Сюда приходили целыми семьями. Желающие смогли увидеть не только красочное авиашоу, но и познакомиться с экспозицией летательных аппаратов различных типов, сфотографироваться в кабине истребителя, попробовать солдатские блюда полевой военной кухни. «Это прекрасный праздник, который нужно проводить всем вместе», – считает начальник Военно-авиационного института им. А. Хамферянца Даниел Балаян, разделяя мнение российской стороны о необходимости торжественно отмечать День авиации и космонавтики в Армении.

Наталья Оганова

1. Кривопусков делает большую работу по сближению Армении и России.Спасибо ему.
  2. Это правда.Россотрудничество в Ереване,практически участвует во всех мероприятиях.
  3. Виктора Кривопускова я бы назначил послом России В Армении.Он очень полезную работу ведет по поднятию имиджа России в Армении,помогает во многих делах,реально.