№ 13 (219) Июль (16-31) 2013 года.

Вести Диаспоры

Просмотров: 1247
  • Численность армянской общины Ирана резко сократилась

  • Израильская пресса об армянской общине Иерусалима

  • Последний армянин в Бангладеш

Численность армянской общины Ирана резко сократилась

Армянская община Ирана приняла активное участие в состоявшихся недавно выборах президента страны. Об этом заявил депутат парламента Ирана Карен Ханларян на пресс-конференции в Ереване.

По словам депутата, армянская община еще в предвыборный период адресовала кандидатам ряд требований, в первую очередь – признание геноцида армян, а также включение представителя общины в работу высших звеньев власти, скажем, назначение советника президента по вопросам национальных меньшинств. Кандидаты согласились с выдвинутыми требованиями. «Теперь, после выборов, мы постараемся наладить контакты с Хассан Роухани», – отметил депутат. Он напомнил, что в канун 24 апреля вице-спикер парламента ИРИ выступил с осуждающим геноцид заявлением, еще ранее президент Ахмадинежад выступал с осуждением, а бывший президент Хатами посетил Цицернакаберд. Что касается перспектив признания геноцида, то каких-то подвижек в ближайшем будущем вряд ли стоит ожидать, и необходимо дождаться 24 апреля следующего года.

Как сообщил Карен Ханларян, в настоящее время армянская община Ирана насчитывает всего 60-70 тысяч человек. Отток продолжается, и основная причина заключается в социально-экономическом положении. «Политических проблем у армянской общины Ирана нет», – подчеркнул депутат, добавив, что армяне из Ирана уезжают в основном в США и Канаду.

В настоящее время в меджлисе Ирана двое депутатов-армян. Отметим, что еще в начале 90-х в Иране проживало свыше 250.000 армян.

Израильская пресса об армянской общине Иерусалима

Даже если Израиль признает геноцид армян, это не станет концом света. Об этом Иерусалимский патриарх Армянской Апостольской Церкви Нурхан Манукян заявил в интервью газете Haaretz. Автор – Лорен Гельфонд Фельдингер – рассказывает о жизни армянской общины Израиля.

Несмотря на историческое присутствие, крошечная армянская община Старого Иерусалима часто чувствует себя обособленно, говорит Манукян. Он обеспокоен тем, что община все уменьшается и в настоящее время насчитывает лишь несколько сот человек, балансируя между мощной еврейской и палестинской мусульманской общинами.

В статье отмечается, что многие армяне Иерусалима, в том числе Манукян – это дети и внуки тех, кто пережил геноцид. Его отец бежал через пустыню, которая известна как «поле смерти», и направился в Алеппо. Манукян родился в Алеппо в 1948 г., закончил семинарию и был рукоположен. Далее он побывал в Ливане, в Европе, в Соединенных Штатах, в Хайфе, Яффе и, наконец, в 1998 г. приехал в Иерусалим. «Что, если они признают геноцид? Это не будет концом света», – говорит он. Сам патриарх Манукян также чувствует себя обособленным, так как прождал пять месяцев, чтобы государство официально признало его титул.

Армяне в Старом Иерусалиме живут в более тесных отношениях с палестинцами и говорят, что отношения с ними лучше, чем с официальным Израилем или же некоторыми из еврейских соседей. О палестинцах епископ Арис Ширванян говорит: «Они не плюют на нас», ссылаясь на случаи, с которыми сталкиваются представители христианского духовенства в Старом городе.

«Мы не имеем никаких юридических проблем с ними», – говорит епископ о палестинцах. По его словам, все исламские страны не признают геноцид, потому что турки мусульмане.

Быть христианином в Иерусалиме является делом сложным, считает Ширванян. «Когда вы имеете дело с двумя сторонами, вы не должны принимать сторону одного, выступая против другого», – говорит он.

Последний армянин в Бангладеш

Когда-то процветающая армянская община Бенгалии уменьшилась до такой степени, что в наши дни только один человек представляет общину в Дакке, столице государства Бангладеш.

Микаел Джозеф Мартин – так на английский манер зовут единственного представителя армянской общины в этой стране, пишет местная газета The Daily Star. Армянское имя Мартина – Микаел Ховсеп Мартиросян, и он единственный, кто охраняет и заботится об армянской апостольской церкви Святого Воскресения – одной из самых древних церквей Дакки.

Кладбище при церкви можно сравнить с огромной книгой по истории армянского народа в этом регионе. Сама церковь была построена в 1781 году и является доказательством пребывания здесь армянской общины в XVII–XVIII веках. Армяне в основном занимались торговлей, и церковь была построена в одном из оживленных армянонаселенных торговых районов Дакки под названием Арманитола.

Сегодня церковь почти всегда закрыта. Такие агентства, как BBC и «Франс Пресс» сняли документальные фильмы об армянском храме, который причислен правительством Бангладеш к числу архитектурных памятников.

Смотритель церкви Мартин приехал в Дакку в 1942 г., во время Второй мировой войны, следуя зову своих отцов, которые поселились в регионе десятилетиями ранее. Будучи в преклонном возрасте, он сейчас волнуется о том, кто будет присматривать за церковью после него. «Это благословенное место, и Бог не оставит его заброшенным и без защиты. Может, когда я умру, одна из моих трех дочерей будет прилетать сюда из Канады, чтобы сохранить здесь наше присутствие», – рассказал Мартин в интервью.

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты