№ 14 (220) Август (1-15) 2013 года.

Эдуард Маркаров: Золотые голы как в чемпионате, так и в Кубке приближали «Арарат» к заветной цели

Просмотров: 4712

В 1963 году название библейской горы Арарат люди футбола заключили в кавычки и наша любимая команда – ереванский «Спартак» стал величаться «Араратом». И уже на 10-летие команда завоевала Кубок СССР и золотые медали чемпионов страны.

Ровно 40 лет назад был звездный час армянского футбола, великой команды «Арарат», которая достигла своей вершины, став сильнейшей не только в Советском Союзе, но и не последней в мировом футболе, где в те годы властвовали такие величины, как Йохан Круифф, Франц Беккенбауэр, Герд Мюллер и еще играл сам Пеле.

О великолепной армянской команде писала на первых страницах советская и мировая спортивная пресса, а армянский футбол сравнивали с бразильским, голландским и германским феноменами.

Все эти 40 лет народ не забывал своих любимцев, в октябре в Ереване намечаются юбилейные торжества, в рамках которых, видимо, появятся новые книги и фильмы, рассказывающие о золотых вехах отечественного футбола, о пройденном жизненном пути золотых араратовцев после незабвенного их триумфа.

В стороне не могла остаться и «НК», и сегодня мы начинаем портретную серию араратовцев 1973 года с самого титулованного, единственного среди них заслуженного мастера спорта и обладателя высшей награды Олимпийского комитета Армении «Золотого ордена» – Эдуарда Маркарова – «армянского Пеле», как нарекли его мои московские коллеги.

С легендарным форвардом встретились для беседы накануне презентации альбома-книги в честь Маркарова, подготовленного его зятем Грантом Петросяном и дочкой Эрикой.

– Эдуард Артемович, что нового известно о торжествах в честь 40-летнего золотого дубля «Арарата»?

– Кто сказал, что к чему-то готовятся? Я об этом не слышал. Знаю, что Грант при твоей поддержке работает над созданием еще одного подарка любителям футбола – альбома-книги «Арарат»-1973». Остальное, это только разговоры...

– Что для Вас триумфальный 1973 год?

– В первую очередь консолидация, единение нации для нашей общей победы – спортсменов, болельщиков, руководства республики, армян диаспоры. Народ почувствовал себя силой, объединившись, коллективно, что не столь нам свойственно. В индивидуальных видах спорта, в искусстве у нас было много побед, а вот в коллективных соревнованиях – впервые. Мы побеждали сильные команды России и Украины, Тбилиси, Минска, Ташкента… Выходили на поле в присутствии 50-70 тысяч зрителей и забывали все семейные и бытовые проблемы, сплетни, если хотите, и, отключившись на два часа, всё отдавали победе ради народа, ради чести. На наши игры приезжали армяне со всего Союза, из-за рубежа. Их было очень много. Честно говоря, у меня чуть ли не вся зарплата шла на приобретение сезонных абонементов на наши матчи на «Раздане» для друзей из Баку и Москвы, Тбилиси и Украины. Без их мощной поддержки, может быть, и не стали бы мы чемпионами и обладателями Кубка.

– В чемпионате 73-го Вы забили 10 мячей, в том числе «золотой» «Зениту», еще 5 в Кубке, три из них решающие. Какой из них больше всего запомнился?

– Я уже говорил, что каждый гол – это чудо. А разве бывает одно чудо чудеснее другого? Мне одинаково дорог каждый гол. Другое дело, что среди них были решающие, единственные в матче, как в кубковых матчах в Баку и оба с «Днепром», которые приблизили нас к завоеванию хрустального Кубка. Помню, в Днепропетровске с интервалом в два дня провели матч чемпионата и кубковый. Матч чемпионата проиграли в серии пенальти. Симонян в панике. Не волнуйтесь, говорю, все будет нормально. А он: мол, видел, как они здорово играли, а ты говоришь, не волнуйся. «Легко не будет, Никита Павлович, но выиграем обязательно». Я забил по голу в Днепропетровске и в Ереване, и мы вышли в финал. Решающие голы как в чемпионате, так и в Кубке – все золотые, приближающие команду к заветной цели.

– В сезоне 75-го Вы продолжали много забивать, но решили повесить бутсы на гвоздь и рискнули принять у Маслова разваливающийся «Арарат».

– Можно было поиграть еще года 2-3 и продолжать забивать, но тогда футбол превратился бы для меня в «шагреневую кожу». Уходить надо вовремя. После Маслова остались развалины. Он убрал из команды Заназаняна, Коваленко, Иштояна, Казаряна, Погосяна. К тому же я уже не играл и надо было создавать по большому счету новую команду. Кое-кто говорит, будто я развалил команду. А я вернул Иштояна и Казаряна (он в весеннем чемпионате чуть лучшим бомбардиром не стал), Заназанян уже был в московском «Спартаке», Погосян ушел работать в прокуратуру.

В тот год проводились два отдельных чемпионата. В весеннем мы завоевали серебряные медали. Причем до золота нам не хватило всего минуты в матче с московским «Динамо», в котором нас устраивала и ничья. На последней минуте при подаче углового Армен Саркисян неправильно выбрал позицию и упустил Шепеля, который головой забил нам гол. Мы пробились и в финал Кубка, могли и победить, если бы не намудрили. Команда была на пике формы, и удерживать ее до начала осеннего чемпионата было трудно. Надо было готовиться по особой программе, но опыта не хватало, не только у меня – начинающего тренера, но и у наших великих. На ошибках учатся, их надо было исправлять. Но исправить мне не дали.

– Вы успешно работали главным тренером в Республиканской детско-юношеской школе и неожиданно в 1984 году вернулись в «Арарат» с Симоняном.

– Не мог отказать Никите Павловичу. «Арарат» пошел неудачно, играл с перепадами, там были нюансы. У Симоняна вроде бы сердечко забарахлило, и он уехал в Москву. Из команды были удалены лидеры – Хорен Оганесян и Ашот Саакян. Я тут же написал заявление об уходе. Мог остаться и возглавить «Арарат», но не хотелось опять стать объектом сплетен, попасть в жернова, которые перемалывают все косточки. Во всесильном республиканском ЦК к моей отставке отнеслись отрицательно, и мне по партийной линии досталось. Ну, а дальше «Арарат» еще больше затрясло, настали времена так называемой перестройки.

– Новые команды Вам пришлось создавать еще не раз, в том числе и с нуля, как это было в 1992 году, когда вы стали первым в истории независимой Армении главным тренером национальной сборной страны.

– Арцах вел освободительную войну, Армения оказалась в блокаде, вокруг голод и холод. Собрал молодых ребят, не имевших международного опыта и лишь слегка зацепивших последние чемпионаты СССР. В Марсель на 10-дневные сборы перед отборочным матчем чемпионата Европы с Бельгией, которые нам организовали французские соотечественники, прибыли кто в чем. Нас там буквально одели и обули. В Марселе в кратчайший срок удалось привести команду в боевую готовность, насколько мы способны были тогда. Игра с Бельгией показала, что команда была на уровне, но не хватало опыта. В самом начале игры Ерванд Крбашьян головой срезал мяч в собственные ворота, а во второй половине игры Саркис Овсепян устроил обводку в своей штрафной на мокром поле, потерял мяч, и нам забили второй гол. Играли за копейки (сегодня вокруг игроков сборной миллионы долларов крутятся), но Мальту в том году победили.

Как божье наказание затем пришлось мне создавать еще ряд команд. «Эребуни» я вывел в бронзовые призеры, что было нелегко, так как чемпионат страны был намного сильнее нынешнего, в нем участвовали команды приличного класса. Руководству «Эребуни» показалось, что теперь в футболе они спецы и стали меня воспитывать – кого выставлять на игру, кто должен играть на какой позиции и так далее. Сказал им, что, раз вы уже все знаете, можете и без меня обойтись, и покинул команду. А команды вскоре не стало.

В Бейруте пришлось восстанавливать некогда сильную армянскую команду «Хоменмен». Разобрался с игроками, среди которых были три игрока из Армении. Тактически грамотно заиграли, стали призерами, финалистами Кубка. А тем временем в Ереване Михаил Багдасаров создавал новую команду, которая приняла участие в первой лиге чемпионата страны. Он уговорил меня принять его команду, когда она после первого круга сильно отставала от лидера. Чтобы занять первое место, дающее право на переход в высшую лигу, «Мике» нужно было выиграть все оставшиеся 8 матчей, в том числе у лидера – ванадзорского «Лори» на его поле. Это невозможно, где-нибудь да потеряем очко, говорю Багдасарову, а он в ответ: Эдик, ты сумеешь, я уверен. Всех обыграли, даже «Лори» (1:0) в гостях. Их устраивала ничья, они были уверены в успехе, у них даже столы для банкета заранее были накрыты.

Два года подряд потом были обладателями Кубка Армении. Последние годы я работал директором детско-юношеской школы ФК «Мика». Наши команды были чемпионами и призерами страны среди сверстников, школа выдавала на-гора талантливых «звездочек», которые в последние годы полностью сменили легионеров в первой команде «Мики», сэкономив деньги нашему инвестору. Но нагрянул кризис, у Багдасарова настали тяжелые времена, и меня отправили на отдых. Михаил Иванович сказал, что временно. Хочется верить.

– После проведения торжеств в честь Вашего 70-летия, в организации которых активное участие приняли и Ваша дочь Эрика с супругом Грантом, они преподнесли Вам самый дорогой подарок – внука, названного в Вашу честь.

– Они назвали своего второго сына Эдуардом, а в метрике, с одобрения Гранта, он записан под двойной фамилией – Петросян-Маркаров. Теперь твои предсказания могут осуществиться. Он пока еще только ползает, но уже с мячом. Как там в твоей книге: «Дожить бы до счастливого момента, когда вновь над стадионом раздастся радостный голос диктора: «Гол в ворота… забил Эдуард Маркаров!» А если он будет забивать голы со старшим братом! Вот ради чего мне еще стоит жить и трудиться.

Александр Григорян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 23 человека

Оставьте свои комментарии

  1. Отличная идея в год 40-летия победы "Арарата-73" написать обо всех футболистах нашей золотой команды. Браво "Ноев ковчег", браво Александр Григорян! Ждем новых очерков!
  2. Маркаров-футбольный гений, не уступавший в технике никому в мире, включая Пеле. В юности был его фанатом, видел практически все голы, забитые им в чемпионатах и кубках. Мальчишками перелезали через высокую, охраняемую милицией, ограду бакинского стадиона, в основном, чтобы увидеть Маркарова. Увидеть ,как он "через себя" забил потрясающий гол тбилисскому "Динамо". Вратарь Урушадзе даже не шелохнулся. А как он шел вдоль "ленточки",укладывая трех, четырех защитников, вратаря, а затем держал мяч на линии ворот, вызывая восторг стадиона. Ему всегда не хватало атлетизма, чтобы встать вровень с величайшими футболистами мира. С величайшим уважением, долгих лет счастливой жизни. А ,кстати, у него же был сын, подававший надежды. Где он?
  3. Год назад в одном из интервью Эдуард Маркаров говорил, что его сын Эрнест живет в Москве, занимается бизнесом, а в футбол играет на ветеранских турнирах (http://www.golosarmenii.am/ru/20280/sports/19763/).
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты