№ 15 (221) Август (16-31) 2013 года.

Ереванские автобусные хроники

Просмотров: 2045

Протестная волна армянской молодежи, изначально вспыхнувшая в Фейсбуке в связи с поспешным и ничем не обоснованным 50-процентным повышением тарифов за проезд в городском общественном транспорте, увенчалась убедительной победой активистов.

Известный блоггер Тигран Кочарян (Слон) обозначив ее образной фразой «Достучаться до небес», заметил: «В любом случае я рад за мэра, за его пусть запоздалое, но верное решение. А начальникам нескольких управлений мэрии было бы логичнее подать в отставку за «фантастические» советы градоначальнику и подобное обострение ситуации». Кстати, в те дни о противостоянии между городскими старейшинами и движением «Не будем платить 150 драмов» не писал только ленивый. При этом красноречивые заголовки местных СМИ, пожалуй, лишь подливали масла в огонь.

В течение нескольких дней экономисты-оппоненты всеми силами пытались доказать друг другу правомерность или неправомерность сорвавшихся с тормозов цен. Впрочем, их довольно заумные, а заодно и противоречивые расчеты мог легко перечеркнуть любой среднестатистический гражданин Армении житейской логикой своего ежедневного бюджета. «Вскоре начнутся занятия в вузе. И если раньше мои транспортные расходы обходились родителям в 200 драмов, то теперь они составят уже 300. А это целая буханка хлеба. То есть из моей потребительской корзины вытащили определенное количество калорий», – резонно мотивирует свой протест 20-летняя студентка Марианна Степанян, мнение которой поддержала ее ровесница Карлета Осипьянц, работающая продавщицей в небольшом бутике. На фоне такого здравого размышления удивительным оставался тот факт, что в первые дни протест молодых активистов воспринимался значительной частью обывателей по меньшей мере осторожно: мол, побузят-побузят – и успокоятся... Как метко заметили представители фракции «Здравствуй, Ереван», сегодня к социально уязвимым слоям населения у нас относятся около 80 процентов жителей страны, среди которых самыми беззащитными остаются люди преклонного возраста. То есть те, кто из своей крошечной пенсии теперь вынужден будет изъять основу дневного рациона – хлеб.

Путаясь в понятиях «гражданское сознание» и «гражданское неповиновение», многие из них действительно долго не решались открыто выступить за свои права. Да и в автобусах, несмотря на призывы активистов, в первый день молчаливо и послушно протягивали водителю 150 драмов. Возможно, такое неверие осталось где-то в уголках их долгой памяти еще со времен безропотного повышения цен «по желанию советских трудящихся», а возможно, навеяно всесилием не столь уж отдаленного беспредела первых лет нашей независимости. Как бы там ни было, но уже к третьему дню пикета молодых активистов поддержала значительная часть жителей Еревана. Среди них можно было увидеть общественников, политиков, звезд отечественного шоу-бизнеса, вышедших на улицы армянской столицы не из праздного любопытства. Многие стали инициаторами бесплатного извоза пассажиров на личных автомобилях. В этой связи обозреватель телекомпании «Кентрон» Петрос Казарян, сам участник акции «Free car», даже призвал мэра столицы Тарона Маркаряна объявить 25 июля Днем бесплатного проезда. «Эти 50 драмов были для многих моих сограждан последней копейкой. Мэрия говорит: повышаем цены, чтобы решить вопрос качества. Извините, но мы должны видеть, за что платим. А если авансом… то, может, и не увидим?» – задается вопросом популярный артист Айк Марутян (Каргин Айко), который тоже счел своим долгом помочь людям, для которых 50 драмов чувствительная сумма.

Между тем молодежная аудитория армянского сегмента соцсетей по полной отрывалась на мультфильме «Чиполлино». Судя по количеству «лайков» и посещений, наибольшей популярностью пользовались фрагменты про синьора Лимона, грозящего своим жителям налогом на воздух и осадки, что, по мнению активистов, довольно прозрачно намекало на сложившуюся в городе ситуацию: по цепной реакции началось подорожание газа, электроэнергии и, наконец, платы за проезд в общественном транспорте. На срочно созванных пресс-конференциях мнения политологов сильно разнились. Но если оппозиционеры предрекали политический исход, как, кстати, и демографический, то их оппоненты видели в «транспортной» инициативе социальный подтекст. «Нынешнее движение, свидетелем которого стал Ереван, спонтанно и не носит политического характера. Конечно, некоторые партии уже пытаются воспользоваться сложившимся моментом, однако истинные причины движения – это стремление к социальной солидарности и справедливости, что вполне понятно. В Армении формируется мощное гражданское общество, и мы должны считаться с ним при принятии каких-либо решений. Конечно, вопрос повышения цен находится в ведении мэрии, однако правительство обязано держать эту проблему в центре внимания», – подчеркнул в те дни на заседании правительства премьер-министр РА Тигран Саркисян, одновременно потребовав, чтобы отныне перед принятием любого решения, представляющего общественный интерес, проводились обсуждения с общественными структурами. Это выступление премьера в прессе сразу же назовут спортивным термином «хук», но зато именно после него, спустя всего несколько часов, мэрия временно приостановила (но не отменила) свое решение.

И хотя в этот вечер (и почти всю ночь) город ликовал, тем не менее, часть активистов все же решили продолжить сидячую забастовку, требуя внесения ценовой конкретики и отставки нескольких чиновников мэрии. «В ходе нашей борьбы стояла задача, которую общими усилиями мы смогли временно решить. И мы будем добиваться окончательного результата». Однако во время этого процесса обществу пытались помешать начальник управления транспорта мэрии Еревана Генрих Навасардян и директор ЗАО «Еревантранс» Мисак Амбарцумян. Срывая акции, они вели себя, как криминальные элементы. «Люди с подобной системой ценностей не имеют права не только находиться на таких ответственных должностях, но и близко стоять к какому-либо звену госуправления. Человек, бьющий, ругающий, презирающий гражданина, не имеет права оставаться на должности», – отмечалось в распространенном активистами заявлении. С несколькими пунктами требований активистов согласен и политтехнолог Карен Кочарян, отметивший, что тоже будет бороться за их выполнение: «Чиновники с лицами динозавров и руганью не имеют права работать  в государственной системе».

Сегодня молодежная инициатива по коренному улучшению транспортной сферы Еревана все еще продолжается, но уже в более инертной форме: в сквере Маштоца с протестующими встречаются видные общественники, а у мэрии продолжают дежурить активисты. В соцсетях идет осмысление и анализ пятидневной акции, где вдобавок ко всему местный Wikileaks выложил компроматы на владельцев столичных городских маршруток, среди которых оказались… «Ба! Знакомые все лица». Впрочем, знакомые (больше по телевизионному «ящику») олигархи, конечно, открещиваются от приписываемых им пассажирских линий, но зато акцентируют внимание на убыточности (?) данного вида бизнеса. А затем переходят к качеству цивилизованного обслуживания, которое якобы наступит в доисторических маршрутках сразу же после повышения цен. Естественно, в подобную ложь никто не верит: ни пассажиры, давно привыкшие к селедочной утрамбовке на маршрутах следования, ни водители, которые откровенно признаются, что в ближайшее время арифметика семейного бюджета не позволит им приобрести современные микроавтобусы. Хотя у владельцев маршрутных линий (гцатеров) своя цифирь, которая в их расчетах почему-то постоянно возрастает в арифметической прогрессии в сторону собственной прибыли.

Возможно, именно поэтому многие пользователи Сети прогнозируют ход дальнейших событий под довольно радикальными лозунгами, смысл которых сводится к тому, что победа армянской фейсбуковской (и как синонимы – твиттерной, перманентной, транспортной) революции набирает обороты. «У движения всегда есть перспективы развития, если учесть, что новое поколение воспринимает его именно так. Это поколение, которое, дай Бог, возьмет страну в свои руки, создаст совсем другое общество, потому что это поколение выросло другим. Но то, что есть сейчас – это лишь ростки, период становления. Возможно, разные ветви власти примут странные решения и движение активизируется, – считает Карен Кочарян, одновременно подчеркивая отсутствие в действиях молодежной инициативы политического оттенка. Хотя и не исключает этого в будущем. – Есть силы, которые попытаются не допустить затухания движения хотя бы до осени. А потому, каким бы жарким ни оказалось нынешнее лето, осень будет намного жарче. Поскольку в тот период будут иметь место серьезные процессы, в которых заинтересованы не только внутри страны, но и внешние игроки – Россия и Европа в связи с Соглашением об ассоциации. Потом очередь дойдет до других проблем: именно в осенне-зимний период подорожание газа и электроэнергии существенно скажется на кошельке рядовых гражданах. И вот тогда не исключается, что у власти возникнут внутренние проблемы в виде социального бунта».

Наталья Оганова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 7 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты