№ 15 (221) Август (16-31) 2013 года.

Обнаружено истинное надгробие создателя армянской письменности

Просмотров: 4378

Упоминание села Ошакан в нашей генетической памяти неразрывно связано с именем Месропа Маштоца, создавшего в V веке армянский алфавит. Благодаря изобретению письма, были открыты школы на родном языке, где первым учителем стал сам миссионер. Вскоре был сделан перевод Библии, которым и доныне за его точность, сжатость и выразительность восхищаются специалисты. Тогда же на армянский язык были переведены труды крупнейших греческих мыслителей – Аристотеля, Платона и многих других видных ученых античного мира, часть работ которых дошла до наших дней лишь в армянских переводах. Великий культурный и религиозный армянский просветитель скончался 17 февраля 440 года и, по свидетельству его ученика Корюна, был захоронен на территории небольшого старинного поселения Ошакан.

В этом смысле уникальны подробности похорон Месропа Маштоца, которые в последующие века не раз повторялись средневековыми авторами: «После смерти его князь Ваан Аматуни и брат Вардана Мамиконяна – Амаяк с толпой мирян благословениями и с большим благоговением, с зажженными канделябрами и факелами, с миррой и благовониями крестным ходом поднялись в Ошакан и положили в освященное место. Почтили положенную память, тогда знамение Божье исчезло, и они вернулись каждый на свое место. А по истечении трех лет

Ваану Аматуни удалось с большими усилиями поднять прекрасный собор, сложенный из обтесанных и украшенных камней, а внутри храма выстроить Надгробие Святого». Кстати, здесь же, на территории Ошаканской церкви, был похоронен и сам князь Аматуни под скромным надгробием, которое сохранилось до наших дней. Восстановленный в 1645 году Католикосом Пилипосом храм вскоре был разрушен почти до основания катастрофическим землетрясением 1679 года. И лишь в 1873-1879 годах глава Армянской Церкви Геворк IV вновь возродил собор с отстроенной двухэтажной колокольней на восточной стороне.

То, что мощи армянского просветителя действительно покоятся в ограде Ошаканской церкви, сомнения ни у кого не вызывало, поскольку об этом свидетельствовали дошедшие до нас многочисленные письменные источники. Однако точное местонахождение захоронения много веков подряд оставалось тайной даже для армянских священнослужителей. «Сегодня мне трудно объяснить, по какой причине была установлена такая секретность. Возможно, боялись разграбления усыпальницы, а возможно – актов вандализма со стороны врага во время войны, – говорит настоятель церкви Святого Месропа Маштоца тер Виген Манукян, обнаруживший при ремонтных работах в прошлом году тайный ход в звонницу. – В ризе одной из стен усыпальницы еще с прошлого века был зарыт хачкар, который, как оказалось, прикрывал потайной лаз. Но нигде, ни в одном из дошедших до наших дней источников об этом не упоминалось. Лишь только тогда, когда строители сдвинули хачкар, чтобы лучше укрепить его, то обнаружился этот потайной ход».

По инициативе предводителя Арагацотнской епархии србазана Мкртыча Прошяна и по благословению Католикоса всех армян Гарегина Второго в августе прошлого года было решено провести раскопки на территории фундамента колокольни церкви, для чего были приглашены известные в Армении архитекторы и археологи. «Во время раскопок выяснилось, что территория сзади плиты (которая считалась основанием главного алтаря и фундаментом колокольни) наполнена осколками туфового камня и двумя массивными базальтовыми глыбами с остатками штукатурки, – рассказывает ст.н.с. Института археологии и этно-

графии НАН РА Фрина Бабаян, ставшая летом прошлого года одной из первых участниц уникальной экспедиции. – Сразу же стало понятным, что необходимо очистить площадь колокольни и убрать строительный мусор высотой около трех метров. После его удаления на освободившейся площади были поочередно открыты уложенные туфовыми камнями три цоколя. При этом все северные и южные стороны ступеней служили фундаментом для стен основания колокольни. Строительный мусор, крупные камни и тройные лестницы были оштукатурены. Такая же штукатурка глубиной 45 сантиметров сохранилась и в кладке основания колокольни. Кроме того, в восточной нише гробницы была обнаружена каменная коробка с костями животных. Но она, видимо, имеет отдельное объяснение».

И хотя сегодня еще не до конца раскрыты значения многих найденных археологических артефактов, тем не менее, они уже подтверждают то, о чем мы знали лишь из исторических источников и письменных свидетельств о церкви Святого Месропа Маштоца. Как отметила директор программ, архитектор Мэри Даниелян, о возрасте храма свидетельствуют открытые цоколи, датируемые V веком. Для их тщательного сокрытия была построена в сравнительно позднее время колокольня. Затем весь оштукатуренный строительный мусор, большие камни и сами цоколи уложили под прочной штукатуркой, обеспечив тем самым сейсмостойкость высокого строения. Это и есть восточная часть собора, где похоронен Месроп Маштоц.

Уникальное открытие важно не только для научного мира, которому еще предстоит очень много сделать. Правда, сегодня работы частично приостановлены из-за нехватки финансирования: ведь программа экспедиций предполагает большие исследовательские объемы. Тем не менее, собеседники уверены в поддержке со стороны соотечественников, так как этой программе сегодня присвоен статус одного из главных открытий ХХI века для всего армянского мира. «Вокруг Месропа Маштоца образовалась целая плеяда писателей и переводчиков, которые деятельно способствовали христианизации Армении и распространению в ней просвещения. Почти все видные армянские историографы и ученые

V века были его учениками: Мовсес Хоренаци, Корюн, Езник Кохбаци, Вардан Мамиконян. Нужно не утерять эту нить, связывающую наши поколения», – считает меценат и активный член армянской общины Санкт-Петербурга Грачья Погосян, который, по его словам, заинтересован в пропаганде истинной армянской культуры среди армян России и который не раз доказывал это своими богоугодными делами. «Сегодня приоткрыта еще одна тайна, – говорит предводитель Арагацотнской епархии србазан Мкртыч Прошян. – И очень важно, чтобы каждый армянин (где бы он ни проживал: на Родине или в диаспоре) всегда ощущал себя сопричастным к армянской культуре, армянскому языку и армянской письменности, которую создал для нас святой Месроп Маштоц».

Наталья Оганова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 28 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты