№ 17 (223) Сентябрь (16-30) 2013 года.

Самцхе-Джавахети: новые реалии и вызовы

Просмотров: 2983

Современная Грузия играет важную роль в обеспечении жизнедеятельности Республики Армения. После смены власти в республике новое руководство страны заявило о желании углубления взаимоотношений с соседней Арменией. Так, параллельно новым инициативам правительство Бидзины Иванишвили взялось за деполитизацию органов государственной власти и за «восстановление справедливости». Появилась надежда на то, что эти изменения коснутся также и армянонаселенного региона Грузии Самцхе-Джавахети и повлияют на либерализацию внутриполитической жизни региона и снижение полицейского контроля со стороны Тбилиси.

Начнем с того, что количество армян в современной Грузии, согласно данным переписи 2002 года, составляет порядка 248,9 тыс. человек, хотя, по некоторым неподтвержденным данным, не менее 300 тыс. человек, что составляет порядка 5% населения страны. Территориально армяне проживают в Грузии в столице – Тбилиси, в Аджарии и регионах Самцхе-Джавахети (Джавахк – по-армянски) и Квемо-Картли. В Самцхе-Джавахети проживает больше половины армян всей Грузии, а в двух районах – Ахалкалакском и Ниноцминдском – армянское население составляет порядка 90-95%. «Духовное кормление» армян проходит в 47 церквях Грузинской епархии Армянской Апостольской Церкви, большая часть которых также располагается в вышеотмеченном регионе, тогда как в Тбилиси функционирует всего одна, а вторая находится в процессе реконструкции. В регионе также имеется несколько десятков общественных организаций, которые из-за определенных факторов, на которых мы остановимся ниже, достаточно пассивны и на сегодняшний день не пользуются публичным доверием.

Анализируя современную ситуацию в регионе Самцхе-Джавахети и положение армянского населения, следует отметить, то за новейший период истории Грузии он прошел путь от разрухи и дезинтеграции к более стабильному функционированию, уже после «революции роз». В те же годы, особенно после вывода российской военной базы, которая выполняла функцию основного двигателя экономики региона, активизировались общественные организаций, которые выступали за права населения и за присвоение армянскому языку регионального статуса. В тот же период участились репрессии по отношению к политическим активистам и организациям, а также завершилось формирование полицейского режима в регионе, подконтрольного Тбилиси, призванного не допустить т.н. «сепаратизма» в Самцхе-Джавахети.

Социально-экономическое положение армян Самцхе-Джавахети до сих пор остается на низком уровне. Регион является одним из самых экономически неразвитых субъектов Грузии, так как из-за скудности земли и сурового климата нет возможности заниматься сельским хозяйством, на которое ориентируются сегодняшние власти страны. Показателем является доля региона в совокупном ВВП страны, которая, по данным на 2011 год, составляла порядка 3,1%. По традиции большинство мужского населения Самцхе-Джавахети выезжает на сезонные заработки в Российскую Федерацию.

С президентством Михаила Саакашвили в регионе начались инфраструктурные проекты, такие как строительство ГЭС и самый крупный проект Грузии – строительство железной дороги Баку – Тбилиси – Карс, которые были обещаны руководством страны населению в качестве инвестиций в регион, что должно было послужить основой для развития Самцхе-Джавахети и трудоустроило бы его население. На практике получилось наоборот: армяне региона остались за бортом этих проектов, в которых были задействованы в основном турецкие и азербайджанские строительные компании. На сегодняшний день Министерством регионального развития ведется работа по стимулированию сельскохозяйственной деятельности, в том числе и путем раздачи ваучеров на определенные суммы и грантов со стороны государства, однако осязаемых результатов можно ждать не ранее середины 2014 года.

Не менее важной и сенситивной проблемой армян региона является незнание государственного языка, из-за чего этнические армяне недостаточно интегрированы в социально-политическую жизнь страны и в органы местного самоуправления. Эта проблема ненова, корнями уходит в «темные» 90-е годы, когда Тбилиси был безразличен к проблемам окраин и экономически регион был предоставлен сам себе. Со сменой власти по итогам 2003 года, а также реформ сферы образования 2005-2007 годов правительство Саакашвили начало процесс централизации страны, и население, которое ранее обходилось русским языком, встало перед проблемой незнания грузинского. На сегодняшний день поднимается вопрос придания армянскому языку статуса регионального, что, по мнению инициаторов, даст возможность населению все больше интегрироваться в деятельность органов местного самоуправления, а также упростит вопрос делопроизводства в Самцхе-Джавахети, без нанесения ущерба государственному языку. Правовой базой может послужить ратификация парламентом страны «Европейской хартии о региональных языках и языках нацменьшинств», к которой Грузия, с легкой руки Саакашвили, присоединилась еще в 1999 году. Однако в данном процессе есть и подводные камни – проблемы территориальной целостности Грузии и фобии населения и руководства страны относительно возможности создания автономии, которая может привезти регион к отделению.

На сегодняшний день вопрос о вышеупомянутой хартии все еще стоит на повестке дня. Однако ожидать ее ратификации и имплементации стоит не ранее чем в начале или середине 2014 года, когда после президентских выборов и окончания т.н. «периода коабитации» властей и оппозиции правительство, получив мандат доверия народа, еще более окрепнет в масштабах всей Грузии. Только после этого, при наличии строгого плана действий, совместно с гражданской общественностью и СМИ, а также умелой информационно-просветительской кампании, будет возможно окончательное решение данного вопроса во благо всех народов Грузии.

Говоря о внутриполитической ситуации в регионе и правах человека, отметим, что 2013 год ознаменовался тем, что с 13 января в Грузии вошел в силу закон о всеобщей амнистии, инициированный коалицией «Грузинская мечта». Среди амнистированных, хотя и не в списке «политических заключенных», оказался также и один из основателей и лидеров политической организации «Единый Джавахк» Ваагн Чахалян. Среди самих политзаключенных были и другие граждане Грузии армянского происхождения: политизгнанник Мелик Раисян, а также два осужденных по делу «Энвери», бывшие руководители армянской общины Аджарии Армен Геворкян и Рубен Шикоян.

После смены власти прошло 11 месяцев, и, анализируя ситуацию в регионе, можно сделать вывод, что изменений не так уже и много, а достижением «Грузинской мечты» стала некоторая либерализация внутриполитической ситуации в масштабах всей страны. В то же время из-за занятости Тбилиси подготовкой к предстоящим президентским выборам и нестабильной внутриполитической средой заметен отход властей от изначально заявленных обещаний.

Так, начиная с лета 2013 года власти Грузии были вынуждены вернуться к старым «мерабишвилиевским» (политика бывшего главы МВД Грузии Вано Мерабишвили. – Авт.) методам по контролю над регионами, населенными этническими меньшинствами. Основной фактор контроля – не поддержка органов местного самоуправления, а, наоборот, надзор спецслужб над ситуацией в регионе. Единственная разница заключается в том, что новые власти действуют достаточно сдержанно и незаметно, в отличие от своих предшественников.

Повлияло на выбор такой стратегии также и то, что у власти нет определенного плана действий в регионах, а также недостаток квалифицированных кадров. Подтверждением является информация о том, что уже с июня сего года было произведено назначение в структурах МВД Грузии, где была создана должность чиновника, которому было вверено следить и контролировать регионы Квемо-Картли и Самцхе-Джавахети, населенные этническими меньшинствами. Также следует отметить, что почти все служащие среднего и низшего звена органов правопорядка также сохранили за собой прежние должности, а люди, ранее идентифицировавшие себя в качестве сторонников «Грузинской мечты», остались неподключенными к этим преобразованиям и уже выступают в регионе с резкой критикой новых властей.

Предстоящие выборы президента Грузии станут еще одним поводом, благодаря которому армянское население региона, да и всей страны, сможет поднять все волнующие их вопросы. Все это важно, так как после перехода Грузии к модели парламентской республики президентские выборы воспринимаются большинством политических сил страны как подготовка населения к запланированным на 2014 год выборам в органы местного самоуправления. Уже после завершения выборного цикла в 2014 году можно будет ожидать более ощутимых изменений как в регионе Самцхе-Джавахети, так и во всей Грузии.

Джонни Меликян, политолог, руководитель Центра политических и правовых исследований, Ереван

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 15 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты