№ 17 (223) Сентябрь (16-30) 2013 года.

Дуэт «Сос и Виктория Петросяны»: иллюзия и действительность

Просмотров: 11267

Гастрольный график всемирно известного циркового дуэта «Сос и Виктория Петросяны» уже расписан на годы вперед. Как-то подсчитав свои календарные «трудодни», артисты были удивлены тем, что с 2005 по 2009 год в общей сложности отдыхали всего три дня.

Это случилось после многочисленных перелетов и выступлений, когда однажды поняли, что из-за усталости не смогут вечером дебютировать на сцене самого большого в мире шоу-кабаре Патрика Себастьяна. «К счастью, Патрик понял нас и перенес выступление на более позднее время. А мы, воспользовавшись передышкой, три дня просто отсыпались», – рассказывают артисты.

И хотя Сос (Камо) Петросян считает себя по натуре лентяем, тем не менее друзья и коллеги называют его антиподом этой вредной привычки. «Да, у нас постоянные контракты, мы постоянно в разъездах. Утром можем быть на телевидении в Париже, а вечером уже выступаем в Берлине или Атланте. Кроме того, прогоны, репетиции. Лекции. Нравится возиться с детьми в собственном саду перед домом. Люблю общаться с друзьями», – перечисляет собеседник примерный распорядок дня, при этом не особо удивляясь вопросу, сколько же у них часов в сутках. Считает, если хочешь осуществить свою мечту и есть желание, то времени хватит на все. Увлеченно рассказывает о собственной продюсерской студии «Сос меджик продакшн», где поставил для мировых звезд свыше 50 номеров, начиная от музыки, хореографии и даже костюмов. Кстати, несмотря на штат профессионалов, главным кутюрье, дизайнером и портнихой в одном лице остается его супруга Виктория, поскольку каждый заказ представляет собой особый эксклюзив с секретом, знаменитости блистают в них на всемирно известных шоу, например в Америке или популярном у нас Евровидении. «Свой опыт передала мне мама Соса. Наверное, нет ни одного трюка, в котором она не участвовала. Я ей очень благодарна за все, ведь когда я выходила замуж, то в силу юного возраста ничего не умела делать. А мама показывала, как правильно надо шить, тем более мы уже начали ставить совместные номера и муж всегда фонтанировал креативными идеями», – рассказывает Виктория о своей свекрови Джемме Ширинян, которая в молодости снималась в кино, а окончив консерваторию, много гастролировала по миру с хоровой капеллой под управлением Оганеса Чекиджана. Но выйдя замуж за циркового артиста Соса (Иосифа) Петросяна, оставила большую сцену и стала твердой опорой для всей семьи. По словам сына, это очень сложно – быть супругой известного, талантливого и одновременно амбициозного человека. Но именно ее любовь, внимание и забота позволили состояться их цирковой династии в трех поколениях. Причем не просто состояться, а стать лучшими из лучших в своих жанрах.

Зачастую их победы так и остаются недосягаемыми для коллег по цеху. Постоянно совершенствуя мастерство, вводят в номер все более сложные трюки. За четыре года дуэт «Сос и Виктория Петросяны» четыре раза был внесен в Книгу рекордов Гиннесса за уникальный номер quick change, или иллюзионную трансформацию. И если в первый раз в 2007 году им удалось сменить 16 костюмов за две минуты, то в четвертый успели поменять 13 нарядов всего за шестьдесят секунд. Они очень хорошо помнят свой первый рекорд, когда руководство немецкого телевидения, увидев выступление цирковой пары, решило пригласить их для участия в шоу на рекорд Гиннесса. Репетировали несколько месяцев. Но «перепрыгнуть» результат предшественников по смене 12 костюмов за 2 минуты все не получалось. «Кстати, Гиннесс – это не только сенсация победы, но и сенсация проигрыша, из которого потом тоже устраивают шоу. Поэтому нам нужен был только убедительный рекорд, – вспоминает Сос Петросян. – Свою роль сыграла поддержка Кличко и Артура Абрахама, которые присутствовали на съемках. Помню, что лишь сказал: «Давай, Вика, попробуем». И мы победили». Это только смотрится легко, красиво и воздушно. На самом деле здесь нужна виртуозная техника, где филигранно отшлифовано каждое движение, рассчитанное на определенные доли секунды. Не раскрывая секрета, Сос признается, что они постоянно ощущают напряжение на всех своих выступлениях: «Минута не ждет, она бежит. И если я вдруг вовремя не увижу или не услышу специального знака партнерши о готовности, оступлюсь, сделаю лишний шаг, то тщательно отрепетированный номер уже может не состояться».

Сегодня Сос и Виктория входят в число лучших фокусников мира. В копилке их семейных наград самые престижные премии мирового иллюзиона. Кстати, недавно они вернулись из Китая, где за Гран-при соревновались тридцать чемпионов мира. Но отлитый из чистого золота килограммовый чемпионский кубок достался нашей паре. «Самое интересное случилось в китайском аэропорту, когда таможенники даже не поинтересовались сертификатом на вывоз драгметаллов, – смеется Сос. – В отличие от Лос-Анджелеса, где приз «Лучший дуэт мира» в виде прозрачного шара из обычных материалов тамошние правоохранители пытались просветить спецоборудованием, несмотря на прилагаемый документ о благонадежности». Подобных казусных историй они могут рассказать много, поскольку со своим уникальным номером побывали почти во всех уголках мира.

Сегодня мало кто знает, что уйти в иллюзию ему в какой-то степени «помог» учитель танцев хореографического училища, где занимался Сос. В то время он уже исполнял сольные партии. «Я был фанатично болен балетом, хотя одновременно снимался в кино, делал цирковые номера. Но когда сменился преподаватель, то наступила черная полоса. Очень задевала его пренебрежительная фраза: «Здесь тебе не цирк, а высокое искусство», – рассказывает он. При таком отношении, реально оценив творческую перспективу, решил вместо балетного бек-плана быть первым в цирковом искусстве: – Считаю важным что-либо делать только хорошо или вообще не делать». Но мало кто помнит, что свою большую творческую карьеру Сос-второй начинал еще в школьном возрасте в ресторане «Гюмри», где за выход платили 30 рублей в день. Деньги по тем временам немалые плюс «поощрительные» от восторженной публики. «Помню, за полгода я собрал на престижную тогда «девятку», которая была пределом моих мальчишеских мечтаний. Но пока копил, подоспела инфляция, съевшая все мои сбережения, – вспоминает Сос Иосифович лихие годы советского заката. – В этом плане мне всегда немножко не везло. Так же случилось и с квартирой в Москве. Пока ездил по гастролям и старательно копил нужную сумму, цена успевала удвоиться. Друзья даже шутили: «Женись на москвичке, и все проблемы решатся сами собой». Но предложение москвичке, Виктории он сделал, будучи уже состоявшимся человеком и законным москвичом с квартирой. Такой вот характер – добиваться успеха и быть независимым от обстоятельств.

Сос Петросян, называющий Ереван самым красивым городом мира, а Армению самой лучшей страной на свете, на всех выступлениях всегда требует от модератора объявлять их дуэт под флагом нашей страны. Супруги с гордостью говорят, что их два сына, Сос и Тигран, выросшие в Германии, не оторваны от родовых корней: прекрасно владеют русским и армянским языками, не считая нескольких иностранных. С удовольствием приезжают при первой возможности в Ереван к бабушке и дедушке. Поэтому удивляются, с какой легкостью нынешнее поколение армян через два-три года заграничной жизни адаптируется к чужому менталитету под лозунгом «Наша Европа». «Меня очень раздражает, когда, общаясь за пределами Армении с армянской молодежью, еще не достигшей никаких высот, вдруг слышу восторженные разглагольствования о европейской цивилизации. А на мой вопрос о том или ином армянском писателе, музыканте, спортсмене они обычно отвечают: «Не знаю. Давно там не был». Хотя «давно» может исчисляться всего двумя-тремя годами европейской учебы или гастарбайтерства. Впрочем, неважно, сколько прошло лет, даже пусть десять, – возмущается собеседник и, размышляя о проблеме отсутствия патриотизма, замечает: – Наверное, мы, армяне, очень деликатная нация, раз не умеем громко кричать о любви к Отчизне, а созидая, не плачем от боли, которая почти сто лет остается живой раной нашего народа».

Может быть, именно поэтому к 100-летию геноцида армян в Османской Турции Сос Иосифович планирует реализовать большой проект об истории Армении от Ноя до наших дней. По задумке автора и сценариста, весьма важно показать этот иллюзион не только в Армении, но и далеко за ее пределами, чтобы зарубежный зритель, независимо от национальности, смог познать несломленный дух армянского народа. «Главная идея – гнет геноцида и его последствия – должна быть доступной всем, чтобы люди видели и поняли так, как видим это мы», – считает он. В течение двух часов на сцене развернется красочное шоу, в котором примут участие около двадцати артистов, прославивших свою родину в различных жанрах. Будут представлены балетные сюиты, музыкальные композиции, речитатив, оперный вокал, цирковые аттракционы с использованием свич-иллюзии. Кстати, собственную часть выступления армянский дуэт уже с успехом опробовал перед испанской публикой, правда, вместо Ноева ковчега используя другую атрибутику. И хотя принять бескорыстное участие в его проекте уже изъявили желание многие армянские таланты международного уровня, тем не менее Сос Петросян признается, что для такого масштаба не хватает поддержки на государственном уровне и меценатского участия.

В первую очередь нужны престижные европейские и американские залы, где легче (и труднее одновременно) донести до многотысячной аудитории свою боль. «Наша главная задача – красиво представить миру библейскую историю христианской Армении языком искусства, где основной темой остается геноцид армянского народа 1915 года. Не вдаваясь в подробности, скажу, что в самом конце Ноев ковчег вместе с участниками шоу благодаря иллюзии должен раствориться на сцене, как может показаться, навсегда. Но уже через мгновение артисты будут сидеть в зале рядом со зрителями, символизируя тем самым, что все мы одинаковые, мы все равны. Нам не нужно время, чтобы понять, что показанное на сцене может случиться с каждым из нас, с каждым народом».

Наталья Оганова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 68 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты