№ 17 (223) Сентябрь (16-30) 2013 года.

Разноликий осенний Ереван

Просмотров: 4699

Туристический сезон в Армении начинается в мае и длится до середины ноября.

Его пик приходится на сентябрь – октябрь. И цены на проживание в эти месяцы взлетают и в гостиницах, и в частном секторе. В этот период относительно немноголюдная в остальное время года столица Армении переживает наплыв соотечественников из дальнего и ближнего зарубежья, а также иностранных туристов.

Многие из наших соотечественников, уехавшие на заработки за рубеж либо основательно, вместе с семьями обосновавшиеся там, сохранили свои квартиры в Армении и в туристический сезон возвращаются к себе домой в прямом и переносном смысле слова. У кого же нет собственного жилья, селятся у родственников, друзей либо в гостиницах.

Гостиниц в Ереване великое множество – на все вкусы и на любой карман. О других городах Армении речь не идет, поскольку туристические тропы попросту огибают их: все маршруты, как правило, начинаются с Еревана и в Ереване завершаются. О гостиницах. В фешенебельных пятизвездочных отелях типа Golden Tulip одноместный стандартный номер стоит от 200 долларов. Туристы пенсионного возраста из стран Западной и Восточной Европы предпочитают проживание в гостиницах попроще. В самом центре города находятся две такие очень уютные и вполне комфортабельные – Aviatrans и французская Europa. Номера здесь стоят от восьмидесяти долларов в низкий сезон до 145 – в высокий. В Europa цены чуть повыше, но условия примерно одинаковые. Есть и совсем скромные пристанища для туристов, как, к примеру, гостиница на улице Тпагричнери. Владелец ее попросту скупил несколько этажей в жилом доме и приспособил квартиры под некое подобие студенческого общежития советских времен. Проживание в таком общежитии обойдется в 15 долларов в комнате, рассчитанной на 8 коек, а за желание уединиться придется раскошелиться, заплатив 60 долларов. Останавливаются в hostel, как правило, студенты из Европы, а также вполне солидные дамы и господа, желающие сэкономить на проживании.

Еще один вариант – съемная квартира. Предпочтение такому жилью отдают наши соотечественники из провинции, России, США, а также туристы из Ирана. В трехкомнатной квартире иногда селятся до десяти человек, с детьми, со всеми домочадцами. Прямая выгода и квартиросъемщикам, и владельцу квартиры очевидна. Владелец имеет в месяц три тысячи «зеленых», а постояльцы платят всего десять долларов с человека. Правда, как уж они там решают свои проблемы с санузлом, трудно представить.

Если армяне приезжают в Армению, чтобы утолить тоску по оставленной родине, повидаться с родными, посетить могилы, а также почтить своим присутствием свадьбы-крестины, специально приуроченные родней к их приезду, то у туристов цели более познавательные: знакомство с нашей историей и культурой. Гарни, Гехард, Эчмиадзин, Севан – обязательная программа для туриста любого достатка и любого возраста. Не менее посещаемы и более отдаленные маршруты, как, к примеру, Хор Вираб или, скажем, Татев.

Представление о нашей культуре туристы черпают, как правило, в Матенадаране, Государственной картинной галерее, Историческом музее и Музее Эребуни. Меж тем в одном только Ереване можно насчитать более десятка домов-музеев известных всему миру композиторов, художников, поэтов. Но хорошо разрекламированы только два из них – Параджанова и Сарьяна. Все остальные находятся не в относительном, а в абсолютном удалении от туристических маршрутов. Что очень и очень прискорбно, поскольку музеи Туманяна, Кочара, Хачатуряна, Джотто, Каленца и другие сделали бы честь любому городу мира. Центр искусств Гафесчяна от взглядов туристов трудно скрыть не только потому, что он находится на возвышении, но и потому, что к нему ведет аллея современных скульптур, которую просто невозможно не заметить, и аллея эта уже сама по себе музей под открытым небом, и музей с очень ценными экспонатами. Чего стоят одни скульптуры Ботеро! А вот Музей современного искусства, в котором ценных экспонатов ничуть не меньше, за рядом безликих магазинов найти бывает трудно. А ведь когда-то он был первым и единственным в СССР.

Местом паломничества гостей и жителей столицы являются не только древние храмы и музеи, но также главная площадь Республики с ее поющими фонтанами. После дневной жары она – просто оазис свежести. Правда, протолкнуться в этом оазисе довольно сложно из-за огромного скопления людей. Толпа не убывает до ночи. Кстати, по ночному Еревану даже в абсолютном одиночестве можно гулять безбоязненно: никакого криминала, никаких пьяных.

Такое же многолюдье и тоже допоздна в ереванских кафе. Цены опять же разные – от вполне приемлемых до не то что заоблачных, но зашкаливающих. Самыми престижными почему-то считаются точки общепита на Северном проспекте. Но на практике ни уровень сервиса, ни ассортимент не соответствуют ни слухам о престижности, ни тем более ценам.

Можно без конца перечислять, чем привлекает гостей Армения, но лучше спросить об этом самих гостей.

Ханна Л., психолог из Гейдельберга (Германия):

– Я приехала в Ереван по приглашению армянских друзей нашей семьи. Удивительная страна! Замечательные люди! У меня разболелся зуб, друзья повели меня к своему зубному врачу. Врач не только не взяла деньги за лечение, но и совершенно бесплатно сделала процедуру отбеливания всех зубов. Я несколько дней ходила на эти процедуры. В Германии это довольно дорогое удовольствие, а здесь мне все сделали абсолютно бесплатно только потому, что я гость.

Наша соотечественница Анна А., архитектор, уже несколько лет живет во Франции, в Лионе. Она в своих отзывах менее восторженна:

– Не была в Ереване пять лет. Приехала, чтобы навестить больного отца. Он инвалид первой группы, получает всего сорок тысяч драмов пенсии. Это меньше ста долларов. Как можно прожить на эти деньги? Пять лет назад в Ереване все было намного дешевле, чем во Франции, сейчас все наоборот. Не удивляюсь, что все бегут из Армении, хотя в кафе полно людей. Наверное, туристы, не знаю. Не узнаю Ереван. На многих магазинах написано «продается». Как будто весь город выставили на продажу. Очень больно и обидно.

Том К., пенсионер, живет в Америке, в Сан-Франциско:

– Потрясла строгая архитектура ваших храмов, ничего лишнего, отвлекающего. Понравился ваш климат. Очень жаркий и сухой, поэтому жару легко переносить. В Армении очень вкусные фрукты, наверное, поэтому у вас так много праздников, посвященных фруктам. За то время, что я был здесь, увидел два таких праздника. Один в Эчмиадзине – освящали виноград. Правильно я говорю? А другой – в Ереване. Праздник арбуза. Перед зданием Оперы были всевозможные, я даже не знаю, как правильно это назвать, фигуры из арбуза. Люди подходили и угощались. Мы с женой тоже попробовали. Очень вкусно. Говорите, может быть, это была такая акция, у вас нет праздника арбуза? Жаль, надо сделать эту акцию традицией, как праздник винограда.

Наталия Т., преподаватель вуза из Ставрополя:

– У меня муж армянин, и мы каждый год сюда приезжаем. Мне здесь очень нравится, прежде всего потому, что люди не агрессивные, уступчивые. Дети армянские такие красивые. Я бы жила здесь и жила, но работа, дом, семья. Очень люблю ездить по Армении, каждый раз открываю что-то новое. Душа болит, когда вижу обезлюдевшие деревни, ведь армяне – такой народ трудолюбивый, на камнях способны хлеб вырастить.

Смешанные браки – тоже одна из красок туристического сезона: древняя армянская кровь в последние годы все чаще разбавляется русской, голландской, австрийской, французской, немецкой и прочими свежими притоками. Дети, как правило, говорят на языке страны, в которой родились. Знание армянского, увы, наличествует редко. Но вот иностранцы с удовольствием произносят наше трудновыговариваемое «шноракалутюн».

Поблизости от уже упомянутого hostel, неподалеку от которого живу я сама, не раз встречала длинноволосого молодого мужчину несколько бомжеватого вида.

В один из дней рядом оказалась переводчица с французского, и я попросила ее узнать, как молодой незнакомец оказался в Армении.

Вот что рассказал парижанин Шарль:

– В Армении я второй раз. Приезжал зимой. Мне очень нравятся ваши старые церкви. Их простота не отвлекает внимание, чувствую себя наедине с Богом. Еще в Армении удивительные люди. Рядом с гостиницей, в которой я останавливаюсь, есть пекарня, в которой пекут очень вкусный хлеб. Его можно есть просто так, на завтрак, в обед, на ужин, очень вкусно. Зимой я сидел на бордюре рядом с пекарней и ел вкуснейший горячий хлеб. Какая-то незнакомая женщина подошла ко мне, сказала по-английски: «Не уходите». Через десять минут она вернулась и принесла мне большую коробку с разными вкусностями. Как Пер Ноэль. Потому что был как раз Новый год и я был совсем один в Армении, но совсем не чувствовал одиночества. Шноракалутюн.

Удивительное дело, мы, армяне, такие самокритичные по отношению к себе, оказывается, лучшее, что есть в Армении. Помимо памятников старины и фруктов. Приятное открытие.

Итак, туристический сезон, длящийся в Армении до середины ноября, плавно переходит в мертвый сезон. Страну покидают последние гости. Среди тех, кто продлевает свое пребывание на неопределенный срок – сирийские армяне. Редкие из них определились со своим будущим: остаться в Армении навсегда, вернуться в Сирию или обосноваться в америках-канадах-европах? Многое зависит не только от политической ситуации в Сирии, но и от социальной политики, проводимой Арменией, которая мало кого вдохновляет.

Но вернемся в Ереван. К ноябрю улицы вновь опустеют. Многоязыкая речь уступит место армянскому. Но даже при этом жизнь в Ереване по сравнению с другими городами страны просто кипит и бурлит, поскольку за пределами столицы мертвый сезон длится вот уже больше двух десятилетий.

Роза Егиазарян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 17 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Туризм для Армении также важен,как для Египта.Но в Армении еще этого не понимают.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты