№ 22 (228) Декабрь (1-15) 2013 года.

Визит особой важности

Просмотров: 3275

Ожидаемый в первых числах декабря визит президента России Владимира Путина в Армению должен стать этапным событием в отношениях между двумя странами. Подготовка к этому визиту шла давно. По некоторым данным, он несколько раз откладывался. Причиной этому послужило возникшее в первой половине этого года недопонимание между Москвой и Ереваном, вызванное намерением Армении заключить соглашение об ассоциации с Европейским союзом.

Это недопонимание было в целом устранено 3 сентября после визита в российскую столицу президента Армении Сержа Саргсяна. В ходе визита Саргсян и Путин подтвердили нацеленность России и Армении на дальнейшее развитие процессов экономической интеграции на евразийском пространстве. В этом контексте Саргсян заявил о решении Армении вступить в Таможенный союз (ТС) и предпринять в этих целях необходимые практические шаги, а в последующем – участвовать в формировании Евразийского экономического союза. Владимир Путин поддержал такое решение армянской стороны и выразил готовность России всемерно содействовать этому процессу.

Однако при всей важности провозглашенных тогда принципов и целей они имели достаточно общий, рамочный характер. Не было ясности относительно того, какие выгоды и преимущества получат обе страны от подключения Армении к ТС. Сейчас настало время наполнить эти договоренности конкретным содержанием. Особенно это актуально для Армении, где многие люди, в том числе в политической элите, стали задавать резонный вопрос: «А что нам даст присоединение к Таможенному союзу? И перевесят ли выгоды этого шага возможные преимущества от интеграции с Евросоюзом?».

Продолжились и карликовые протестные акции противников евразийской интеграции в Ереване, спонсируемые западными фондами. Так, например, 15 ноября партия одного из кандидатов на прошедших президентских выборах Паруйра Айрикяна «Национальное самоопределение» организовала такую акцию у резиденции президента Армении. На импровизированном митинге Айрикян зачитал воззвание против вступления Армении в ТС, обвинив Сержа Саргсяна в том, что он принял это решение под давлением, хотя этому якобы противится большинство населения страны. При этом Айрикяна совершенно не смущало то, что все серьезные социологические опросы указывают, что интеграцию в ТС поддерживают около 80% армян.

Нападки на политику евразийской интеграции Армении прозвучали и 12 ноября на политологическом семинаре с характерным названием «Таможенный союз: вызовы безопасности Армении». В ходе семинара глава центра «Конкорд» Д. Шахназарян заявил, что членство Армении в ТС подвергает национальную безопасность страны существенным угрозам, так как это превращает Армению в «придаток» России. Руководитель Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи А. Сакунц отметил, что Армения стремится интегрироваться в ТС, страны которого имеют систему безопасности, «обеспечиваемую ограничением прав человека». По оценке эксперта армянского Центра политических и международных исследований Р. Меграбяна, сегодня в Армении имеет место эрозия государственности, когда права и полномочия Еревана прямо передаются Москве.

И все это происходит на фоне того, когда все 4 соседа Армении сегодня имеют очень серьезные отношения с Западом, постепенно их углубляя. «Наша страна парадоксальным образом идет в обратном направлении, постепенно превращаясь в инструмент подрывной стратегии России на Южном Кавказе», – подчеркнул он.

При всей искусственности и малозначительности подобных мероприятий они имеют четкую цель – повлиять на умонастроения армянской общественности, прежде всего интеллигенции, подтолкнуть ее в сторону неприятия евразийской интеграции Армении. Как говорится, «вода камень точит». И если ничего не предпринимать в плане информационного противодействия этой пропаганде, то число сторонников пророссийского вектора в армянской политике может резко поубавиться. Вот почему крайне важно на реальных договоренностях продемонстрировать армянскому народу преимущества интеграции в Евразийский экономический союз. И визит Путина, безусловно, создаст хорошую основу для дальнейшей работы в данном направлении. С этой точки зрения его визит можно рассматривать как поддержку курса руководства Армении на вступление в ТС.

Следует также учитывать, что после московской встречи президентов России и Армении произошло два важных события, предопределивших дальнейший вектор развития российско-армянских отношений. Одним из них стало заседание Высшего Евразийского экономического совета, состоявшееся 24 октября в Минске. В этом заседании, посвященном вопросам развития интеграции на евразийском пространстве, приняли участие президент России Владимир Путин, президент Белоруссии Александр Лукашенко, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко. Позже встреча продолжилась с участием президентов Армении, Таджикистана и Украины, а также первого вице-премьера Киргизии. Причем в отношении Армении на заседании было принято специальное заявление, в котором президенты России, Белоруссии и Казахстана приветствовали намерение Армении присоединиться к ТС и Единому экономическому пространству трех государств и впоследствии стать полноправным членом Евразийского экономического союза.

На заседании также было принято официальное решение: «О присоединении Республики Армения к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации». В этом базовом документе предусматривалось создание рабочей группы по вопросу присоединения Армении к ТС и Единому экономическому пространству. Рабочей группе поручалось организовать работу по подготовке соответствующей «дорожной карты» для Армении. О ходе этой работы должно быть доложено на следующем заседании Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств.

Президенты трех государств также одобрили проект Меморандума об углублении взаимодействия между Евразийской экономической комиссией и Арменией. Подписать этот документ в окончательном виде поручалось председателю Коллегии Евразийской экономической комиссии Виктору Христенко. Меморандум фактически предоставлял Армении статус кандидата на вступление в ТС. Армянским представителям предоставлялось право присутствовать на открытых заседаниях Высшего Евразийского экономического совета, на открытых заседаниях Совета Евразийской экономической комиссии и на заседаниях Коллегии Евразийской экономической комиссии. Пока – без права участия в принятии решений.

Армения также получила право направлять свои предложения в Евразийскую экономическую комиссию и получать копии документов, принятых Высшим Евразийским экономическим советом и Евразийской экономической комиссией, за исключением документов, содержащих конфиденциальную информацию. В свою очередь Армения декларировала свое намерение соблюдать принципы, зафиксированные в документах, формирующих договорно-­правовую базу ТС и Единого экономического пространства, и воздерживаться от действий и заявлений, направленных против этой организации.

Принятые в Минске решения имели принципиальное значение. Они формализовали те договоренности, которые были достигнуты между президентами России и Армении в Москве 3 сентября. Ведь с формальной точки зрения для присоединения Армении к ТС нужно было иметь согласие всех членов организации, а не только России, даже притом что Россия является ведущим государством этого союза. Таким образом, в Минске был официально запущен процесс интеграции Армении в Евразийский экономический союз.

Этот процесс получил довольно быстрый старт. Уже 6 ноября Виктор Христенко посетил Ереван и провел переговоры с премьер-министром Армении Тиграном Саркисяном. На встрече был подписан упомянутый Меморандум об углублении взаимодействия между Евразийской экономической комиссией и Арменией. Христенко и Саркисян также договорились, что рабочая группа по подготовке вступления Армении в ТС будет сформирована 20 ноября на заседании ЕЭК. При этом Христенко заявил, что не видит никаких непреодолимых препятствий на пути присоединения Армении к ТС. Он пояснил, что это касается и карабахской проблемы. По его словам, экономическое развитие никогда не усугубляло конфликты, а, напротив, способствовало их урегулированию. Поэтому интеграция с ТС не осложнит, а, скорее всего, улучшит ситуацию вокруг Нагорного Карабаха. В свою очередь Саркисян отметил, что правительство Армении уже разработало программу соответствующих мероприятий по присоединению к ТС.

Что касается «дорожной карты», то, как сообщил заместитель министра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян, она будет утверждена 19 декабря на заседании Высшего Евразийского экономического совета. «По «дорожной карте» у нас уже есть проект, представлены кандидатуры для переговоров... представлены также кандидатуры от Евразийской экономической комиссии, России, Белоруссии и Казахстана», – сказал он, заметив при этом, что Ереван будет готов к подписанию договора с ТС до февраля 2014 года.

Вторым важным событием перед визитом Владимира Путина в Ереван стал Вильнюсский саммит «Восточного партнерства», намеченный на 28-29 ноября. Именно на этом саммите должно было определиться, как будут складываться отношения Армении с Евросоюзом после ее решения начать полноценную интеграцию с ТС. В то время как сами европейские чиновники признавали невозможным одновременное членство Армении в ТС и ассоциацию с Евросоюзом, в самой Армении на самых разных уровнях делались заявления о том, что в несколько скорректированном виде соглашение с Евросоюзом все-таки возможно.

Сам президент Армении Серж Саргсян, выступая 2 октября на пленарном заседании Парламентской Ассамблеи Совета Европы в Страсбурге, заявил, что Армения примет участие в саммите «Восточного партнерства» в Вильнюсе и сейчас ведет переговоры для внесения некоторых изменений в соглашение, которые позволят Еревану подписать его политическую часть. «Мы и сейчас готовы подписать ассоциативное соглашение с ЕС», – подчеркнул он. А через несколько дней премьер-министр Армении Тигран Саркисян по итогам визита в Москву повторил свою старую мантру о том, что «интеграция в ТС и расширение и углубление связей с Евросоюзом не противоречат, а дополняют друг друга». 17 октября глава делегации Национального Собрания Армении в Парламентской ассамблее НАТО, депутат от РПА Корюн Наапетян на пресс-конференции в Ереване заявил, что «сближение с Евросоюзом – приоритетная задача внешней политики Армении и в этом контексте Ереван готов продолжать политическую ассоциацию с ЕС». Он также сообщил, что продолжаются переговоры с ЕС как на уровне МИД Армении, так и парламентских делегаций, чтобы на саммите «Восточного партнерства» в Вильнюсе было подписано соглашение с Евросоюзом. В то же время от обозначения характера будущего документа армянские официальные лица уклонялись.

Наконец, 31 октября, то есть уже после решения Высшего Евразийского экономического совета в Минске относительно Армении, Серж Саргсян вновь озвучил евроинтеграционные устремления своей страны. На встрече с членами Европейского парламента Чарльзом Таноком и Ришардом Чарнецким он подчеркнул, что европейская интеграция была и остается важной составляющей политической повестки Армении. По словам президента, Армения привержена европейским ценностям и руководствуется европейскими стандартами на пути построения и развития государства.

Таким образом, насколько новое соглашение Армении с Евросоюзом будет соответствовать провозглашенной цели присоединения к ТС, должно было определиться именно на Вильнюсском саммите. Неудивительно поэтому, что визит Владимира Путина в Ереван будет проходить уже после этого мероприятия. Думается, такие сроки визита были выбраны не случайно. Для российской стороны важно посмотреть, как поведет себя делегация Армении в Вильнюсе и на какие условия сотрудничества с Евросоюзом согласится. Видимо, окончательная позиция России по предполагаемым договоренностям с Арменией определится уже после вильнюсского саммита. Если никаких противоречий с курсом на вступление в ТС обнаружено не будет, то можно ожидать, что в ходе визита Путина Армении будут предложены хорошие экономические преференции и льготы.

Это касается, прежде всего, цен на российский газ, сотрудничества в ядерной энергетике, доступа армянских товаров на российский рынок, российских инвестиций в Армении, совместных инфраструктурных проектов и выделения кредитов для поддержания армянской экономики. Уже в ближайшее время могут быть заключены весьма выгодные для армянской экономики соглашения. В частности, до конца года ожидается подписание соглашения о том, что Россия будет финансировать разницу в цене на поставляемый в Армению российский газ. Предполагается также заключение соглашений, связанных с дальнейшей эксплуатацией Армянской АЭС и строительством новых энергоблоков этой АЭС, а также по подготовке и переподготовке армянских специалистов в сфере ядерной энергетики.

А российская компания ЮКЖД, которая управляет армянскими железными дорогами, инвестирует в развитие железнодорожной сети страны около 500 млн долларов.

Помимо экономической составляющей, важную роль в ходе визита Владимира Путина будут играть вопросы региональной безопасности, военно-политического и военно-технического сотрудничества двух государств, а также взаимодействия в рамках ОДКБ. Обоим сторонам, видимо, придется сгладить острые моменты, возникшие вследствие поставок российского оружия в Азербайджан. Для успокоения Еревана, скорее всего, Москва предложит поставки современных вооружений в Армению по льготным ценам, может быть, даже на основе государственного кредита.

В этом контексте важной темой на переговорах будет расширение сотрудничества двух стран в рамках ОДКБ. Перед визитом Путина в этом направлении была проделана определенная работа. 11 ноября Ереван посетил генсек ОДКБ Николай Бордюжа, который провел встречи с Сержем Саргсяном и секретарем Совбеза Армении Артуром Багдасаряном. По итогам этих встреч стало известно, что стороны продолжат сотрудничество с целью повышения эффективности взаимодействия в рамках ОДКБ. В частности, собеседники обсудили вопросы, связанные с претворением в жизнь решений, принятых на состоявшемся 23 сентября в Сочи заседании Совета коллективной безопасности ОДКБ, а также с открытием в Армении Академии ОДКБ. Создание Академии ОДКБ является важным политическим и идеологическим проектом, который со временем будет оказывать существенное влияние на военно-политическую обстановку на всем постсоветском пространстве. Важную роль в реализации этого проекта будет играть Аналитическая ассоциация ОДКБ, координатором которой является видный российский политолог Игорь Панарин.

Возможно также, что в ходе визита Владимира Путина в Армению российская сторона даст некоторые гарантии в плане недопущения азербайджанской агрессии против Нагорного Карабаха. Довольно важный намек на это содержался в интервью газете «Красная звезда» командира 102-й российской военной базы в Армении полковника Андрея Рузинского. Он заявил, что в случае попытки Азербайджана восстановить юрисдикцию над Нагорным Карабахом силовым путем российская военная база может вступить в вооруженный конфликт в соответствии с договорными обязательствами России в рамках ОДКБ. По существу, это заявление стало своеобразным предупреждением Азербайджану, чтобы он сбавил воинственную риторику и провокационные наскоки на Армению. Понятно, что такое заявление не могло быть собственной инициативой командующего базой. Оно было явно санкционировано высшим руководством России.

Не случайно, попытка министра обороны Азербайджана Закира Гасанова добиться опровержения этого заявления на встрече 4 ноября с сопредседателями Минской группы ОБСЕ закончилась безрезультатно. Никаких опровержений с российской стороны так и не последовало. Характерно, что никак не отреагировали на азербайджанское обращение и западные посредники. А это означает, что азербайджанская линия на нагнетание напряженности с Арменией не нравится никому. То есть в случае военной авантюры в Нагорном Карабахе Азербайджан окажется в политической изоляции и события будут развиваться по сценарию конфликта с Грузией в августе 2008 года. То есть не только агрессия будет отражена, но и последует юридическое признание НКР со стороны России. Как верно подметил директор научного фонда «Нораванк» Г.?Арутюнян на пресс-конференции 12 ноября, заявление Рузинского также стало посланием армянскому обществу о том, что Россия поддерживает Армению.

Одним словом, вопросов для обсуждения в ходе визита Путина – множество. И это хорошо. Это свидетельствует о том, что повестка дня российско-армянских отношений насыщена важными темами. А это в свою очередь означает, что эти отношения проникнуты динамизмом и двум странам есть куда двигаться с точки зрения дальнейшего развития взаимного сотрудничества.

Михаил Александров, специально для «НК»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 18 человек