№ 23-24 (229-230) Декабрь (16-31) 2013 года.

Восточный ковер как часть армянской идентичности

Просмотров: 5034

В Ереване прошла международная научная конференция «Армянский узел: традиции ковроткачества», главной темой которой стали вопросы изучения культуры и особенностей армянского ковроделия, а также обсуждение основных проблем по сохранению традиций армянского ковроткачества.

Нынешнее мероприятие, организованное по инициативе Министерства культуры Армении, стало реализацией июльского решения правительства РА о пропаганде армянского искусства ковроткачества как одного из основных направлений культурной политики нашей страны. Примечательно, что, кроме отечественных специалистов, в нем приняли участие свыше тридцати экспертов более чем из двадцати стран мира, включая Австрию, Францию, Германию, Италию, Польшу, Великобританию, Ливан, США, Нагорный Карабах.

По словам заместителя министра культуры Армении Арев Самуэлян, армянские ковры уже давно завоевали прочные позиции на международном рынке, однако для дальнейшего развития отрасли подобные встречи на уровне «ученого-производителя-покупателя» остаются по-прежнему актуальными. «Такие мероприятия будут способствовать популяризации армянского ковроделия, поскольку дважды в год мы теперь сможем более полно представлять миру возможности армянского ковроткачества посредством выставок, книг, дискуссий, диалогов», – подчеркнула она. В этом году в регламент конференции включены брифинги, круглые столы, поездки на ковроткацкую фабрику «Мегерян-карпет», посещение Центра народного творчества, Музея истории Армении, Государственного этнографического музея «Сардарапат». Кроме того, организована выставка коллекции ковров Мушега и Микаела Мартиросянов-Чалоянов, а также демонстрация знаменитых «драконовых ковров». Известно, что уникальный стиль «Вишапагорг» начал использоваться армянскими рукодельницами с XIII века и не имеет аналогов в декоративном искусстве других народов. «Драконы выстроены по кругу, а в центре изображен символ солнца. Победа добра над злом с позиций христианской идеологии представлена орнаментами, означающими продолжение жизни, – рассказывает представитель экспериментального Центра сохранения культурных ценностей Армении Ашхундж Погосян, одновременно подчеркнув, что в армянских коврах нет бессмысленного набора орнаментов, поскольку в них всегда заложен потаенный смысл. – Наши ковры подобны письмам, где каждый рисунок содержит в себе идею, как, впрочем, и весь ковер, который тоже несет определенное послание. К сожалению, сегодня многие страны, в частности Турция и Азербайджан, используя армянские орнаменты, пытаются выдать нашу культуру за свою. Сотканные в Западной Армении, они в большинстве случаев обобщенно называются «кавказскими», что оставляет возможность домысливать их как азербайджанские, турецкие или сельджукские». И это притом что известные музеи мира давно хранят в своих сокровищницах шедевры ручного армянского ковроделия. Например, в лондонском Музее Виктории и Альберта есть ковер XVII века, нью-йоркский «Метрополитен-музей» приобрел изделие XVI века, а самый древний армянский карпет V века до н.э. хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Впрочем, по мнению присутствующих на конференции международных экспертов, наша страна никогда не имела проблем с доказательством «по национальному признаку». Как отметил эксперт по восточным коврам, преподаватель Венского университета Артур Телфеян, армянский народ является одним из основоположников искусства ковроткачества: «В мире найдено немало свидетельств тому, что ковроткачество в Армении зародилось много веков назад и в буквальном смысле неотделимо от нашей национальной идентичности». По его словам, о древности искусства армянского ковроткачества свидетельствует множество старинных карпетов, найденных в различных уголках мира. Армянские негоцианты вывозили ковры в Россию и Европу. Достигая Москвы и Марселя, Голландии и Венеции, они становились не только украшением дворцов знати, но и богатыми интерьерами для картин Джотто и Караваджо, Рубенса и Рембрандта. Кстати, за рубежом традиция украшать дома армянскими карпетами осталась до сих пор, в том числе штучными изделиями современного производства. Так, на экскурсии по одному из старейших предприятий отрасли – «Мегерян-карпет» – директор по производству Леонид Андреасян отметил, что их предприятие специализируется на создании высококачественных ковров ручной работы, выполненных в технологиях и дизайне традиционных армянских карпетов. «Секреты старинного мастерства мы искали в наших селах, зачастую обучаясь у тамошних мастериц тайнам ручного ковроткачества. С уверенностью могу сказать, что все наши изделия отвечают не только старинным требованиям, но и современным инновациям. Поэтому каждая работа считается эксклюзивным экземпляром, – рассказывает он, с гордостью подчеркивая, что многие из них давно уже заняли достойное место в интерьере домов и конференц-залов известных зарубежных политиков, звезд шоубизнеса и даже в резиденции святого престола – Ватикане. – Среди покупателей такие известные люди, как Норманн Роквелл, Билли Джонс, кардиналы Ватикана и практически все посольства США».

Кстати, в кулуарах не раз была затронута и позиция Белого дома в отношении армянского ковра, сотканного в начале ХХ века армянскими сиротами, спасшимися от геноцида в Оманской империи. Впрочем, тот факт, что многие видные политические, общественные и религиозные деятели мира выступили с протестом против некорректности акции блокирования, уже говорит о многом. По мнению специалистов, решением данной проблемы может стать издание научной литературы об армянском ковровом искусстве на иностранных языках, проведение международных специализированных конференций, а также создание музея ковров Армении. И хотя в текущем году был дан старт программе по созданию виртуального музея ковра, в котором презентовано более 2500 образцов, тем не менее в пользу открытия специального музея старинных национальных ковров высказались все присутствующие: «Наши предки оставили огромное наследие, которым не обладают другие народы, и мы должны его сохранить. Считается, что ковер придумали армяне, но в доказательство этого у нас нет музея. Есть лишь огромные, но разрозненные коллекции, которые являются незначительной частью нашего национального богатства и культуры. В преддверии 100-летия геноцида мы обязаны говорить о том, что геноцид армян уничтожил не только людей, но и их искусство, которое затем было присвоено другими».

То, что старинное ковроделие остается одной из «визитных карточек» нашего декоративного искусства, не раз отмечали участники конференции. Доказательством стала презентация в Музее литературы и искусства имени Егише Чаренца фундаментальной работы известного немецкого искусствоведа Фолькмара Ганцхорна «Христианско-восточный ковер: развитие иконографической и иллюстрированной формы от истоков до XVIII века». В эти же дни указом президента РА Фолькмар Ганцхорн был награжден медалью Мовсеса Хоренаци «за исследования в области армянского ковро-ткачества и значительный вклад в дело международного признания армянского коврового искусства». Изданная Министерством культуры РА на армянском языке книга стала значимым событием в культурной жизни страны и настоящим сюрпризом для самого автора. «Несмотря на то, что ранее она уже публиковалась большими тиражами на немецком, английском, французском и итальянском языках, тем не менее тот факт, что теперь издается в вашей стране, считаю признанием моего скромного труда вашими соотечественниками», – говорит он. В армянской иллюстрированной версии на 540 страницах представлено более тысячи образцов, эскизов и описаний старинных карпетов, которые хранятся в музеях и частных коллекциях по всему миру. На основе огромного исторического и библиографического материала немецкий ученый аргументированно доказал, каким образом все формы украшений и мотивы восточного ковроткачества исходят из армянского культурного пространства. Десятилетия исследований различных образцов армянских ковров, а также беспристрастный анализ трагических эпизодов армянской истории позволили ему сделать вывод, что армянские ткачи, являясь первыми в мире христианами, передавали путем ковроткачества тайную символику своей веры. Не случайно в предисловии первого издания Фолькмар Ганцхорн написал: «Сокровищница восточных ковров составляет часть армянской идентичности, и таковой она должна восприниматься».

Наталья Оганова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 11 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты