№ 3 (233) февраль (16–28) 2014 г.

Арам Сатян: Цените творческих людей при жизни

Просмотров: 4034

Имя председателя Объединения композиторов и музыкальных деятелей Армении, лауреата премии Ленинского комсомола Армянской ССР, заслуженного деятеля искусств РА, лауреата международных и республиканских конкурсов, профессора Ереванской консерватории Арама Сатяна хорошо известно нашим современникам независимо от их музыкальных пристрастий. По мнению музыкальных критиков, с именем маэстро связана целая эпоха в армянской музыке, где нашлось место и национальным ценностям, и преемственности поколений.

– Арам Арамович, можно ли считать, что истоки Ваших творческих успехов лежат в семейных традициях?

– Конечно, династическую преемственность нельзя отрицать. Наша семья всегда относилась к творческой интеллигенции. С 1948 по 1952 год мой дядя был председателем Союза композиторов Армении, лауреатом Сталинской премии. Папа – народный артист Армении. Мой сын Давид тоже композитор. Он окончил аспирантуру в престижной Королевской академии Лондона и сегодня продолжает работать там.

Но с другой стороны, для композитора большое значение имеет среда, в которой происходит становление творческой личности. В принципе композитором может стать каждый, однако мыслящими (или как я называю – философами) становятся единицы. Это дано избранным.

Как все нормальные дети, я учился по стандартной схеме своего поколения: музыкальная школа, музучилище, консерватория, аспирантура. В детстве сочинял музыку, но никогда не думал, что стану профессиональным композитором. Мне очень повезло с прекрасными преподавателями. Одним из них был педагог и композитор Эдуард Багдасарян, у которого я начинал свое профессиональное образование.

– Вы – автор камерных и симфонических произведений, опер, работаете в песенном жанре… Какой жанр Вы предпочитаете сами?

– Все жанры любимые, просто отношение к ним разное. В одном случае – критическое, в другом – наивное или романтическое, в третьем – патетическое. Однако во все я вложил душу. Хотя есть и предпочтения, есть работы, которые уже вошли в жизнь, получили признание. Впрочем, моя работа сегодня – это не только отчет, но и заявка на будущее. Так, в 1997 году на творческом вечере в СКК имени Демирчяна впервые прозвучали отрывки из поп-оперы «Лилит», премьера которой состоялась через шесть лет после этого. А вот уже на следующем авторском концерте я представил отрывки из новой оперы по сказке Гофмана «Крошка Цахес», которая, надеюсь, обретет жизнь на большой сцене в ближайшее время.

– Не трудно ли совмещать творческую работу с организаторской деятельностью председателя Союза композиторов Армении?

– Сложно. У меня много контрактов, но из-за работы пришлось внести некоторые изменения в гастрольный график. Уже попросил перенести февральский концерт в Тбилиси на более поздний срок, а вот в марте буду выступать в Лос-Анджелесе…

Что касается новых обязанностей председателя, то, конечно, мне приходится сложно, учитывая короткий срок пребывания на этом посту и оставленное наследство. Кстати, сейчас мы именуемся не Союз, а Объединение композиторов и музыкальных деятелей, что для меня совершенно неприемлемо. В самом понятии «Союз композиторов» изначально была заложена творческая идея, идея созидания, а объединение – это нечто производственное, промышленное, далекое от культуры и искусства. К тому же теперь глава избирается на два года, а это очень маленький срок, чтобы успеть реализовать задуманное, чтобы реорганизовать существующую структуру в современный союз единомышленников.

– Чтобы что-то изменить, надо разрушить старое и построить новое?

– Я не сторонник таких резких формулировок. Тем более исторический опыт обычно говорит об обратном эффекте подобного радикализма. Сначала надо сделать что-то реальное… Что касается нашего союза, то ему, прежде всего, остро необходим стартовый капитал, без которого трудно говорить о масштабных перспективах. Мы выкручиваемся сами. Пока начинаем с малого. Нужно спонсорское участие. Очень надеюсь, что Манташевы еще не перевелись в наше время.

– К сожалению, сегодня отечественный рынок забит низкосортной продукцией. У нас нет выбора хорошей музыки: хороших песен, хорошей классики.

– Бороться с этими явлениями можно воспитанием и подготовкой образованного зрителя. Тогда потребность в низкопробной продукции отомрет сама. Но для этого нужны хорошие произведения и грамотный промоушен. А сегодня пропаганды хорошей армянской музыки нет вообще, то, что мы имеем, можно, без преувеличения, назвать антипропагандой. Нам тоже надо научиться выбирать лучший продукт, чтобы достойно преподнести его миру. Одна из задач нашего союза как раз включает в себя элементы менеджерской работы: необходимо провести маркетинг, чтобы понять, что мы можем предложить рынку.

Нужны открытые музыкальные фестивали, на которые необходимо приглашать иностранных менеджеров и продюсеров для продвижения нашей музыки за пределами Армении. В октябре как раз планируем позвать гостей на фестиваль армянской музыки.

К сожалению, у нас нет государственного подхода к поддержке творческих союзов на том уровне, какой существует за рубежом: это одновременно и зарабатывание денег, и пропаганда творчества собственных композиторов. Пока союз ассоциируется по старинке с чем-то отжившим. Но, конечно, не все так плохо. Многие наши молодые композиторы уже зарекомендовали себя в мире.

В наших ближайших планах создать онлайн-радио, где будет представлена отечественная музыка разных жанров. Идет работа над новым сайтом, а пока наши поклонники могут следить за новостями на интернет-странице Composers union of Armenia в фейсбуке.

К нам с концертом собирается приехать маэстро Валерий Гергиев, чтобы дать памятный концерт в честь армянского композитора Эдварда Мирзояна в здании дилижанского Дома творчества композиторов. Кстати, на последнем съезде Союза композиторов и музыкальных деятелей Армении было решено увековечить память Эдварда Михайловича, назвав ДТК в Дилижане его именем. Всемирно известные деятели искусства Майя Плисецкая, Родион Щедрин, Юрий Башмет поддержали этот шаг. Нам действительно важно вернуть этому комплексу былую славу: отреставрировать 25 коттеджей, привести в порядок концертный зал, где когда-то выступали мировые звезды. Дом творчества композиторов Армении имени Эдварда Мирзояна вновь должен стать центром пропаганды армянской музыки.

– Господин Сатян, что бы Вы пожелали молодым?

– Последний месяц омрачился уходом из жизни плеяды известных творческих людей – тех, кто развивал и пропагандировал наше искусство как национальное достояние по всему миру. К сожалению, только с их уходом мы с горечью осознаем, сколько они сделали для своего народа, какие шедевры создали в его честь. Поэтому очень хочу пожелать: больше цените творческих людей при их жизни.

Беседу вела Наталья Оганова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 37 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты