№ 4 (234) март (1–15) 2014 г.

Абел Аганбегян: Развитие страны – дело рук ее народа

Просмотров: 12755

Интервью академика РАН, председателя попечительского совета ВШКУ РАНХиГС, научного руководителя программы Doctor of business administration Академии народного хозяйства при правительстве РФ Абела Гезевича Аганбегяна газете «Ноев Ковчег».

– Абел Гезевич, Вы пользуетесь большим уважением в Армении, являетесь одним из трех почетных академиков Армянской академии наук, Вы основали в Ереване бизнес-школу, проводите исследовательскую работу по экономике Армении и Нагорного Карабаха. В нелегком положении находится сейчас экономика Армении. На это есть объективные и, как мне кажется, субъективные причины. Как Вам видится выход из сложившегося непростого положения?

– Несколько лет назад по просьбе Сержа Саргсяна, который тогда был председателем правительства, я разрабатывал проект перспективного развития инвестиционной политики Армении. Инвестиции, как известно, – это вложение в будущее. Так что фактически это забота о будущем экономики Армении. На всю работу ушло 1,5-2 года. Чтобы выполнить ее, я двенадцать раз приезжал в Армению, встречался с несколькими сотнями людей, провел около тридцати совещаний, посетил крупные предприятия Армении и Нагорного Карабаха, выезжал, естественно, в разные города и районы.

Мне очень помогал армянский предприниматель Радик Ваникович Ванунц, выпускник программы DBA (Doctor of business administration) Академии народного хозяйства при правительстве РФ.

Он организовал эту работу. Мы вместе посещали директоров и владельцев предприятий, обошли всех министров экономического блока правительства, проводили совещания. Вместе обсуждали перспективы развития. Без этой помощи я бы не смог подготовить итоговый 120-страничный доклад.

– Когда Вы закончили свой труд?

– Я его закончил в апреле 2008 года и доложил Сержу Саргсяну, который уже был избран президентом Армении. Я представил доклад и встретился также с председателем правительства Тиграном Саркисяном, с министром экономического развития и рядом других руководящих работников.

Меня волновала разработка стратегии социально-экономического развития Армении, на основе которой могло бы начаться целеустремленное социально-экономическое развитие страны. К сожалению, этого не произошло, работа осталась невостребована. А уже через год начался кризис, и многим было уже не до перспектив развития Армении, нужно было выживать.

– Как Вы думаете, может ли быть использована эта работа в настоящее время?

– Думаю, что в целом – да, может. Надо обновить фактический материал, учесть произошедшие изменения, хотя они и не очень кардинальные, на мой взгляд. Хорошо бы создать высококвалифицированный коллектив для разработки стратегии развития Армении до 2020-2030 годов, используя при этом и наш доклад.

– Что полезного можно было бы взять из этого доклада?

– В небольшой стране, а я имел опыт разработки стратегии в Монголии по просьбе президента страны, есть немного точек роста – от пяти до пятнадцати, которые определяют облик будущего. Они вам могут дать до 80% прироста валового внутреннего продукта – основного экономического показателя страны, определяющего и уровень жизни населения, и занятость, и внешнеэкономические связи.

– Какие точки роста есть в Армении и какие главные проблемы Вы бы подчеркнули?

– Я в Армении выделил одиннадцать кластеров. Кластер – это система предприятий, взаимосвязанных друг с другом. Скажем, предприятие «Наирит» производит хлоропреновый каучук. Но на основе этого каучука могут быть развиты и другие производства. Напомню, в советской Армении работало около двухсот предприятий, так или иначе использующих продукцию «Наирита». Или, скажем, вы не только добываете, но и производите медь. Для этого вы строите кабельный завод, а кабель – основа электротехники и т.д. Так выглядит кластер взаимодействия связанных друг с другом отраслей.

Так вот, я выделил одиннадцать кластеров, которые должны были сыграть ключевую роль в экономике. Предполагалось, что вклад каждого кластера в ВВП Армении в первую пятилетку был бы не менее 0,5 млрд долл., а в следующую – не менее 1 млрд.

Как определить эти «точки роста» и распределить ключевые роли? Нам пришлось проанализировать структуру экономики Армении, ее макроэкономику и выявить основные целевые установки – в каком направлении надо развивать Армению, какие проблемы существуют.

Первая проблема – преодоление отставания. Армения отстает по размеру валового продукта на душу населения, который и определяет уровень экономического развития страны. Чтобы преодолеть отсталость, есть один выход – надо развиваться быстрее и качественнее, чем другие страны.

Вторая проблема – в Армении фактически ликвидирована промышленность. В советское время страна обладала высоким промышленным потенциалом, а сегодня она – одно из немногих государств мира, где промышленность не производит большую часть внутреннего валового продукта. Сельское хозяйство, торговля и строительство производят валовой продукт больше промышленности. Она лишь на четвертом месте среди отраслей, формирующих главный экономический показатель, и не играет в экономическом потенциале Армении главенствующую роль. В России, например, промышленность формирует тридцать процентов ВВП, а в Армении – около 16%.

Без современной индустрии страна не может быть развитой. Поэтому задача возрождения промышленности на новой базе является приоритетной для Армении.

Третья проблема. Армения – единственная страна, где импорт в 3-4 раза превышает экспорт. Армения ввозит в 3-4 раза больше, чем вывозит. Пока это покрывается денежными переводами армян из других стран на родину. Но Армения много ввозит того, что сама может делать. С другой стороны, она может больше вывозить. Поэтому задача состоит в форсированном увеличении экспорта, с одной стороны, и всемерном развитии импортозамещения – с другой.

Четвертая проблема – повышение роли государства и его бюджета в экономическом развитии. Армения является страной с самой низкой долей госбюджета в ВВП – менее 20% (Россия имеет вдвое выше). Причина – крайне низкие сборы налогов и таможенных пошлин, формирующих доходы бюджета, крайне высокая доля теневой экономики. Импорт – возможный источник дополнительных средств государства – в значительной мере монополизирован в руках олигархов, не уплачивающих государству необходимые суммы налогов и пошлин. Государство, лишенное серьезных финансовых средств, не влияет поэтому серьезно на позитивное социально-экономическое развитие, не выполняет свои общественные задачи. Пример Грузии и ряда других стран показывает, что с этой задачей можно справиться.

Пятая проблема – огромная незанятая часть населения или т.н. самозанятые. В Армении в сельском хозяйстве якобы работают сотни тысяч трудоспособных – в разы больше, чем в промышленности, но реального дела и достойного заработка для этой части населения нет. Они просто живут и почти не работают. На самом деле в Армении очень плохо с использованием рабочей силы и оплатой труда.

Из Армении, как известно, многие граждане уехали в Россию, США, Францию и другие страны. Со временем встанет трудная задача – обеспечить достойные условия их возвращения на родину.

Шестая проблема состоит в том, что Армения – одна из немногих стран, где почти все сосредоточено в столичной агломерации. Более 80% жилья в Армении строится в Ереване, здесь продается почти 90% всех товаров (хотя в Ереване проживает только 35% населения Армении). Я не говорю уже о концентрации финансовых ресурсов – всё в столице. Так нельзя, народ живет не только в столице. Следует добиться выравнивания уровней экономического и социального развития.

– Вы упомянули об одиннадцати кластерах, развитие которых поднимет экономику Армении. Какие это кластеры?

– В первую очередь в Армении можно было бы серьезно развивать информационные технологии. Например, создать специальное агентство, которое должно за это отвечать, которое сможет установить связь с армянской диаспорой, где много специалистов в этом направлении. У него должен быть финансовый фонд для этих целей, долгосрочная стратегия и т.д. Одно из главных направлений – развить офшорное программирование.

Целесообразно создать организации, которые учат программировать, потому что этот труд высоко ценится в других странах и математические программы можно экспортировать. Этим делом можно занять молодежь, которая пока уезжает. Вспомните нашего выдающегося математика Сергея Мергеляна, его высококлассных программистов, институт математических машин в Ереване с сотнями высококлассных программистов. Армения даже производила электронные машины, если вы помните, была такая машина, «Наири». Армяне склонны к математическому мышлению.

Кроме того, в Армении была развита электронная промышленность. Вспомните «Позистор» во главе с легендарным руководителем, моим другом Эдиком Петросяном, вспомните один из лучших в свое время в мире завод «Марс» в Ереване, напичканный уникальным оборудованием. Можно и сегодня собрать и организовать остатки коллективов, возродить отдельные востребованные направления.

Второе направление – добыча и переработка медно-молибденовой руды. Три крупнейших месторождения находятся в Армении. То, что на юге, разрабатывается. На севере – начало разрабатываться, в кризис закрылось, потому что правительство не поддержало. И большое предприятие в Нагорном Карабахе. Вывозится концентрат, самый дешевый продукт, и на этом все кончается. А надо идти дальше: можно взять кредит, построить медеплавильный завод, производить продукцию, которая в разы дороже концентрата. Развить на базе меди кабельное производство, которое существовало раньше, потом возродить электротехнику, которой Армения славилась в СССР (если помните, директором этого передового завода был незабвенный Карен Демирчян).

Следующий кластер – развитие химической промышленности. Завод «Наирит» – одна из главных ценностей Армении. Всего четыре страны в мире могут выпускать такой каучук. Россия, например, не может, хотя пыталась еще в советское время наладить это сложное и высококвалифицированное производство.

Армянский каучук уникальный, востребован во многих производствах как самый прочный, самый стойкий и т.д. «Наирит» – предприятие, которое может производить многие другие виды химической продукции высокой стоимости. Он в перспективе может и удвоить, и утроить объемы производства. Огромные возможности у предприятия, но ему нужно содействовать.

– Без государственной помощи здесь не обойтись.

– Да. Таких предприятий, как горно-обогатительный рудник, как «Наирит», в Армении меньше, чем пальцев на руке. Подобные предприятия надо лелеять, они должны развиваться на льготных условиях, для них нужно создавать благоприятный климат, работать с собственниками, поощрять их развивать эти перспективные производства.

– Но закрытие завода объяснялось его отрицательным воздействием на экологию.

– Он действительно был закрыт под влиянием безответственных популистов, которые в Армении почему-то получили власти намного больше, чем в других странах. К энергетической катастрофе страны привело и необоснованное закрытие атомной электростанции. Люди сидели без электричества. Столько смертей было, мои родственники умерли в период, когда не было света и отопления. И все из-за того, что горстка малообразованных людей захотела «прославиться». Научный совет Академии наук России по предложению академика РАН, выдающегося химика Н. Ениколопова выступил тогда против закрытия «Наирита» и – по предложению специалистов-атомщиков – против закрытия АЭС в Армении. Но никто тогда даже не захотел обсуждать эти предложения.

– Но вернусь к химии. Кроме «Наирита», есть еще и крупное предприятие в Ванадзоре.

– Да, в бывшем Кировокане. Там, в частности, можно выращивать дефицитные кристаллы для нужд электроники. Причем делать это, переходя от одной стадии в изготовлении этой продукции к другой, более высокой – вплоть до производства конечной продукции. Возможна и серьезная кооперация по ряду направлений «Наирита» и химзавода в Ванадзоре. Химический кластер в Армении может стать мощным, его можно нарастить в разы.

Теперь о бриллианто-ювелирном кластере Армении. Из-за политики Центробанка Армении, из-за необоснованного, на мой взгляд, повышения курса драма по отношению к доллару была ликвидирована бриллиантовая промышленность, которая в Армении набирала хорошие обороты благодаря переработке якутских алмазов, поставляемых Россией. В Армении были организованы бриллиантовые фабрики инвесторами из Израиля, Индии, Антверпена. Намечалось даже создание здесь бриллиантовой биржи.

В Армении очень квалифицированные гранильщики, и на открытых здесь заводах производились высококачественные бриллианты дабл и трипл «А» высокой стоимости. На этой базе в кооперации с известными ювелирами-армянами из других стран можно было создать самобытную ювелирную промышленность по изготовлению украшений в Армении. Потерять такие уникальные возможности непростительно. В нашем докладе предлагаются меры по возможному возрождению этого перспективного дела. Но закрыть, ликвидировать – легко, а возродить, увы, трудно…

– А каковы были Ваши предложения по строительному кластеру? Армяне все-таки считаются умелыми строителями…

– Армяне – прирожденные строители. Но они разорены, не организованы в крупные организации, в стране нет хорошей подготовки строительных кадров. Почему турки строят в России? Они никогда прежде не были строителями, но организовались. А армянских строек, например, в Москве не видно. Армянские бригады работают кустарно, вдвоем, втроем, квартиры ремонтируют и т.д. Я предлагал воспользоваться сочинской Олимпиадой (за 4 года до нее), взять большой подряд, построить новый район Сочи, с армянской архитектурой, с армянскими отделочными материалами и т.д. Этим предложением не воспользовались. Армяне ограничились поставкой цемента в Сочи.

– А может быть, причина в том, что не давали эти заказы Армении?

– В то время Россия искала подрядчиков и готова была договариваться. Поэтому я предлагал сформировать большую армянскую строительную организацию, с прицелом на то, что потом эта организация могла бы строить другие крупные объекты в России. Строителям в Сочи платили высокую зарплату, и многие армяне – кустарные строители, возможно, могли бы найти себе место в этой передовой организации.

Другой строительный кластер – расширение жилищного строительства в Армении, причем преимущественно за счет одно- и двухэтажных домов на периферии, на окраинах городов, в поселках, на селе, где плохие жилищные условия. Предлагалось строить по новой технологии, каркасной, с использованием местных стройматериалов и эффективного утеплителя, сырье для производства которых в Армении есть. Эти дома в четыре раза более теплоемкие, чем кирпичные или каменные, и могут отапливаться электричеством, которого в Армении может быть избыток. Мое предложение – сделать жилищное строительство мощным локомотивом развития страны, потому что существует огромная нужда в жилье, особенно на периферии.

Больше всего времени я потратил на разработку кластера для развития сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей. Армения завозит около половины продовольствия, хотя могла бы многое производить сама и раньше, в советское время, производила. Низкие урожаи. Крайне низкие надои, особенно в Нагорном Карабахе. Там корова производит молока столько же, сколько коза. Впервые в жизни я именно там увидел коров, которые производят по тысяче литров молока в год. Это очень мало. В три раза меньше, чем в России. А в России надои в три раза меньше, чем в Западной Европе.

– А какие причины породили такой спад?

– Мое мнение – причина в неправильно проведенной земельной реформе на селе. Землю по клочкам раздали всем желающим. Причем главная проблема оказалась в том, чтобы все получили землю примерно одного качества. А как это сделать, плодородных земель-то мало. Так были нарезаны сотни тысяч участков, на которых невозможны ни севооборот, ни применение современной агротехники. Крупные хозяйства разрушили, сельское хозяйство деградировало, сократилось в разы. На этой базе, по-видимому, было утрачено эффективное управление сельским хозяйством, возникла безответственность сначала в использовании земли, а потом и других ресурсов.

Вот один из примеров по Нагорному Карабаху, сельским хозяйством которого я специально занимался. Там купили за границей по крайне высокой для своего небольшого бюджета цене несколько сот коров лучшей мировой породы – голштейн-фриз. Эти коровы дают и десять, и двенадцать тысяч литров молока в год (в Карабахе, напомню, 1500 л). Очень капризная порода, требует очень серьезного ухода, обслуживания, специальной диеты, маникюра копыт и т.д. Кое-как часть коров довезли. В пути 60 коров умерло – не так поили, не так кормили. Привезли – оказалось, не подготовились. Коровников нет. Поместили этих коров в неприспособленное помещение. Кормов не заготовили. Эти коровы, которые привыкли к «деликатесам», едят чуть ли не прошлогодние листья. Я вошел в этот «свинарник»… Запах жуткий. Грязь. Одна корова на меня посмотрела – бока впалые, взгляд безнадежный. Пожалуй, впервые меня обуяло настоящее бешенство! У меня в жизни не было таких сильных эмоций. Кстати, люди, которые все это сделали, были тут же, во главе с замминистра. Ну как можно было такое сделать? Столько израсходовать и… Причем ведь не взяточники, личной выгоды у них, я считаю, не было, честные люди, преобладающие, кстати, в Нагорном Карабахе. Просто вопиющая безответственность и некомпетентность. Затратили огромные для Карабаха финансовые средства и эффекта не получили.

– Это частный пример. А что делать в целом с сельским хозяйством Армении?

– Нужно создавать крупные агрохолдинги, цепочки от поля до прилавка по разным видам продовольствия – молочным продуктам, мясным, по фруктам и овощам. Для этого надо создавать условия для формирования крупных участков сельхозземель, отбирая земли у тех, кто их не использует, скупая их, отводя для частной аренды госземли и т.д. Нужно находить умелых организаторов сельского хозяйства, давать им выгодные кредиты для формирования крупных хозяйств или укрупнения уже имеющихся эффективных хозяйств. Особое внимание целесообразно уделить созданию системы обслуживания сельского хозяйства, лизингу техники и многому другому.

– А как обстоят дела в энергетике?

– Большие перспективы у энергетического кластера Армении. Страна способна производить самую дешевую электроэнергию на Кавказе и экспортировать ее избытки в соседние страны. Здесь и новые ГЭС, и новая АЭС, и реконструкция разданских и ереванских электростанций на газовой основе. Ведь Армения – страна, выгодно покупающая природный газ и из Ирана, и из России.

Крайне важен для Армении транспортный кластер, и прежде всего решение вопроса с Россией и Грузией по взаимовыгодному для всех стран железнодорожному сообщению.

Много нужно сделать и по улучшению транспортной сети в самой Армении. Предстоит развить и авиасообщение с существенным удешевлением стоимости перевозок – это необходимо для развития туризма. Доходы от туризма уже удалось довести до 500 млн долларов. Теперь можно сделать следующий шаг по удвоению и утроению этого объема. Нужно строить трехзвездочные недорогие отели, стимулировать граждан идти работать в сферу обслуживания, улучшить подъезды к объектам туризма, создать более развитую индустрию сувениров, развить новые виды туризма (например, оздоровительный).

И последнее – огромные возможности легализации и развития малого бизнеса до масштабов производства одной трети ВВП, поглощающего до 40% занятых, работающих с достаточным доходом.

– Вы описали основные кластеры. А где же наука, образование, финансы, управление?

– Все это сосредоточено в последней части моего доклада, где рассмотрены условия успешного социально-экономического развития Армении. Это и формирование инвестиционного фонда, и стимулирование экспорта и импортозамещения, определенная девальвация драма и снижение инфляции. Это и развитие научно-образовательного комплекса, перехода Армении на льготный финансово-экономический режим, введение программно-целевого подхода в управлении важнейшими кластерами и др. Все описанные в программе кластеры охватывают всю экономику Армении. Эта часть, при выполнении основных задач, могла бы расти в предстоящие 10 лет на 10-12% в год.

– Кому Вы представили свое исследование?

– Прежде всего президенту Сержу Саргсяну. Я пришел к нему, но он, естественно, спешил, у него были другие дела. Как мне показалось, полушутливо он меня спросил: «Что мне с этим делать?» Я в тон ему ответил: «У вас легкая задача. Вам нужно среди десяти миллионов армян по миру найти всего одиннадцать человек, которые возглавили бы эти кластеры. И они вам все сделают, вы только оберегайте их от чиновников». Он спросил: «А есть ли пример, чтобы такая амбициозная программа сработала?» Я говорю: «Есть. Сибирское отделение Академии наук. 20% ученых всей Академии наук СССР из Москвы и Санкт-Петербурга перевезли в 1958 году в Сибирь. Основателю Сибирского отделения академику М.А. Лаврентьеву удалось это сделать в кратчайший срок, уговорив переехать 10-15 выдающихся ученых, с которыми поехали их многочисленные ученики. В новосибирский Академгородок переехали 800 докторов наук…

– Вхождение в Таможенный союз решит экономические проблемы Армении?

– Никто за армян никаких проблем не решит. Ни Таможенный союз, ни Россия. Развитие страны – это дело рук ее народа и выбранных им руководителей. Таможенный союз создаст более благоприятные условия для внешнеэкономических отношений Армении с Россией, Белоруссией, Казахстаном – ее главными торговыми партнерами. Но большая польза от этого будет только в том случае, если Армения сама будет успешно развиваться и ей будет чем торговать.

Чтобы подняться, нужно напряженно работать. Необходимы лучшие условия для работы. Нужно целенаправленно заниматься экономикой, найти людей, которые могут ею заниматься.

– Многие предприятия выкуплены или в обмен на долг отданы России. Эти предприятия тоже стоят…

– Да, в основном стоят. Армяне думают, что раз отдали предприятия россиянам, то россияне будут ими заниматься. А это не так. Все-таки предприятие на территории Армении, нужно самим подобрать хорошего директора, создать условия. Мы с Р. Ванунцем много занимались предприятием «Марс», даже запустили его на некоторое время. Но власти ряд важных цехов за копейку отдали иностранцам, и те не хотят их освобождать. А без этих цехов производственную цепочку на заводе не наладить.

«Марс» один мог бы производить, например, мобильные радиостанции (сегодня этим занята целая цепочка плохо приспособленных для этого дела российских предприятий), мог бы наладить производство тренажеров для команды танка или БМП, которых нет в России и без которых поставка этой техники за рубеж выходит дешевле, и т.д. Но договориться с Минобороны России на уровне директора завода, несмотря на неимоверные усилия, не удалось.

Когда мы ставим задачу и целеустремленно начинаем ею заниматься – все получается. А когда надеемся, что проблема сама собой решится или кто-то решит ее за нас – ничего не получается. Самое главное – найти человека, который может что-то сделать. И на высоком уровне ему помогать.

– Насколько открытие границ с Турцией будет способствовать развитию экономики, транспортной системы Армении?

– Это зависит от политических отношений. Если они нормализуются, то дорога будет использоваться. Я лично – сторонник открытости и нормальных отношений со всеми странами. Надо стараться со всеми находить общий язык. При этом, естественно, отстаивать свои интересы, а не играть в поддавки. Но решение политических задач, успех на переговорах во многом базируется на экономической мощи страны. Ее надо всемерно поднимать, направляя все больше средств на рост благосостояния своего населения, а не ходить с протянутой рукой.

Беседу вел Григорий Анисонян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовал 81 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Спасибо редакции за очень нужное и интересное интервью с известным российским экономистом.
  2. Аганбегян,практически написал план выхода Армении из тяжелого экономического положения.Но,руководству не нужен этот план.В мутной воде рыбку легче поймать.
  3. 11 умных и честных армян можно найти,только кто им позволит реформировать экономику в Армении.Ни олигархи,ни президент им этой возможности не дадут,а интервью отличное.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты