№ 4 (234) март (1–15) 2014 г.

Женский портрет в армянском интерьере

Просмотров: 7086

Свой первый музыкальный инструмент композитор Сусанна Оганесян помнит очень хорошо. Это было детское пианино, которое подарили родители на пятый день рождения. Именно на нем девочка стала подбирать различные мелодии, которые потом легли в основу ее первого музыкального цикла.

В табели о рангах большого спорта ее имя занимает особое положение. После Мировых мастер-игр (World Masters Games) ряд американских периодических изданий назвал нашу титулованную соотечественницу самой сильной, мужественной и обаятельной армянкой планеты, вынеся данное определение в заголовки крупных газетных статей.

Согласно современным социологическим исследованиям, от одиночества страдает более сорока процентов населения, проживающего в больших городах и мегаполисах. И хотя Ереван далеко не мегаполис, тем не менее проблем с одиночеством здесь тоже хватает. С недавних пор в Армении активно заговорили о брачных агентствах, причем, как считают сами «свахи», их появление нельзя назвать непривычной для нашего менталитета традицией.

Мечтала быть похожей на Ангелину Вовк

Талантливого ребенка заметили соседи, о которых уважительно говорили, что они учились в знаменитой Гнесинке. Благодаря им ее первые мелодии «Песенка без слов», «Слоник», «Танец» были переложены на ноты. «Для пятилетнего ребенка – просто гениально!» – вынесла тогда свой вердикт именитая пианистка. Это потом, много лет спустя целое созвездие знаменитых армянских композиторов стали ее педагогами: Арам Сатян, Лазарь Сарьян, Эдуард Мирзоян, Роберт Амирханян.

Впрочем, в ее творческом становлении большую роль сыграло и то, что родители (в общем-то далекие от искусства люди) не только поддерживали, но и помогали развивать творческие способности юного дарования. Разностороннее дошкольное образование она получила, не посещая обязательного в те годы детского сада. «Нет, в садик недолго, но все-таки ходила. Однако через неделю, когда заболела, глава семейства категорично заявил маме: «Экономика как-нибудь справится без тебя. А вот за воспитание дочери отвечаешь ты». Действительно, экономика вряд ли потеряла ведущего специалиста в ее лице, но зато дома у нас всегда царила творческая атмосфера», – вспоминает собеседница. Ирина Акоповна разработала для дочери специальную программу на неделю, где выходные отводились детским театрам и выставкам, а каждый будний день был тематически посвящен музыке и прослушиванию пластинок, рисованию и лепке, чтению вслух.

А в десять лет появилась первая авторская песня «Ах, цовер», посвященная отцу, капитану I ранга Врежу Мушеговичу, долгие годы прослужившему на Крайнем Севере, а потом на Каспии. Демобилизовавшись, он вернулся на родину в Ереван. Однако в сухопутной жизни тосковал по морским странствиям. «До сих пор не понимаю, как в десять лет у меня получилось найти те самые нужные слова, которые смогли рассказать о его грусти, – говорит Сусанна. – Конечно, с профессиональной точки зрения песня может показаться наивной, но все равно остается самой любимой и посвящается отцу на всех моих концертах и авторских вечерах». Кстати, с этой песни началось и знакомство с телевидением, где она была непременным участником многих музыкальных передач, в том числе детского конкурса «Ахпюр».

Примерно в то же время режиссер предложил девочке поучаствовать в другом телевизионном проекте в роли ведущей. «Стала осуществляться моя детская мечта, – рассказывает собеседница. – У мамы до сих пор хранится детский набросок, где нарисован телевизор, «тетя» и подпись – Ангелина Вовк. «Тетя Лина» была кумиром моего детства». Сегодня за ее плечами около десяти лет профессиональной работы на отечественном ТВ. Но счастливыми в плане творческой самореализации были телепередачи, где ей удавалось создавать музыкальные диалоги с известными людьми: музыкантами, артистами, дипломатами: «Мне нравилось, что я была не просто ведущей, а непосредственной участницей всего того, что происходило в студии. Например, на встрече с послом Украины спела песни «Рушник» и «Черемшина», а послу Болгарии сыграла гимн их страны, который он прослушал стоя. Но, несмотря на симпатии зрительской аудитории, некоммерческий проект был закрыт. Когда же мне предложили остаться в новостной журналистике, я поняла, что пора уходить». Член Союза журналистов РА и Союза композиторов Армении Сусанна Оганесян в большей степени считает себя музыкантом, нежели журналистом.

Признается, что озарение порой приходит неожиданно. И тогда появившуюся мелодию она напевает на диктофон прямо на улице, в гостях или в транспорте. Иногда оставляет «на потом», чтобы через некоторое время вновь вернуться и переосмыслить под настроение. С юмором рассказывает, как благодарна Газпрому Армении за рождение новой мелодии: «Из-за низкой калорийности газа (о чем сегодня много говорят) утренний кофе так долго варился, что родился небольшой музыкальный этюд». Считает, что писать на заказ очень трудно, так как подгонять тончайшие струны души под чужие желания сложно. Правда, приятным исключением стала песня «Арарат», о которой с гордостью говорит как о своей большой творческой удаче.

У российского автора Вадима Борисова есть замечательный проект. Путешествуя по странам СНГ, он выбирает главный символ страны для своего стихотворения, а затем предлагает национальным композиторам написать музыку. В Армении его поразил величественный Арарат. Однако весьма популярный отечественный композитор «шлягеров» отказался работать безвозмездно. Но, как говорится, нет худа без добра. Знакомство российского поэта и армянского композитора произошло на правительственном концерте в Красноярске, где была презентована новая песня Сусанны Оганесян «Россия – Армения». А вот на создание нового произведения ей отводилось всего три дня. Но, по сути, после возвращения из Сибири оставалась всего одна ночь. «Сначала ничего не получалось, я не могла подобрать ни одной нотки той самой национальной изюминки, которая высветила бы армянский мотив так, как хотел автор. Песня родилась далеко за полночь», – вспоминает Сусанна Оганесян. На следующее утро, прослушав мелодию, Вадим Борисов лишь восторженно заметил: «Как хорошо, что я не уговорил вашего предшественника. Иначе песня не получилась бы такой красивой». Сегодня песня «Арарат» прочно вошла в репертуар известного российского ансамбля «Непоседы» и с успехом исполняется на сценических площадках России и Армении.

За честь своей страны

По мнению спортивных комментаторов, первой блестящей победой, с которой, собственно, и начался старт в большой спорт для офицера Советской армии, мастера спорта СССР Светланы Есаян, стала высшая награда «Гран-при 1975» на международных соревнованиях в Египте. Ее диск тогда пролетел в два раза дальше установленной отметки национального рекорда этой страны.

Когда в далекие семидесятые юную спортсменку пригласили в Центральный спортивный клуб Советской армии, никто не предполагал, что через несколько лет свыше 60 золотых, серебряных и бронзовых медалей пополнят не только ее собственную копилку наград, но и призовой фонд советского спорта по легкой атлетике. Результативную спортсменку сборной СССР заприметили многие зарубежные клубы, но она осталась в Союзе. И не потому, что во времена «железного занавеса» офицеру Советской армии об этом, по определению, нельзя было даже подумать. Светлана Араратовна говорит, что ей просто в голову не могла прийти мысль остаться за рубежом, и поэтому она с гордостью продолжала защищать честь страны под советским, а затем и армянским флагом.

За внешним фасадом блестящих побед остались невидимыми годы изнурительных тренировок, годы полной физической самоотдачи на результат, годы формирования железной воли и характера – качеств, которые потом ей так пригодились в жизни. С началом войны в Карабахе они с мужем Вильгельмом Гаспаряном ушли добровольцами. По воспоминаниям однополчан, супружеская пара не раз была на волосок от смерти. За проявленное мужество Светлана Есаян была удостоена от Комитета матерей Арцаха медали «Материнская благодарность», а после войны медаль «Вазген Саркисян» ей вручил министр обороны РА Сейран Оганян. И хотя сама госпожа Есаян не очень любит вспоминать о себе в той войне, о ее подвигах рассказывает статья в Арцахской энциклопедии освободительной войны 1988-1994 годов. «Но мы воевали не за награды. Если в спорте – это мирная борьба сильнейших за награду, то здесь была не борьба, а война. И не за награды, а за честь своей страны», – считает собеседница. Для нее это не просто слова. После войны она долгие годы служила в одном из N-ских полков армянского приграничья, оставаясь в действующей армии единственной женщиной – начальником по физподготовке. Впрочем, уйдя в отставку, она и сегодня в должности тренера-инструктора административного спортивного комплекса МО РА продолжает заниматься любимым делом.

Кстати, еще в 1995 году Светлана Есаян создает на некоммерческой основе Ассоциацию ветеранов спорта Армении, главной целью которой стала пропаганда здорового образа жизни. Пытаясь заинтересовать государственные институты, меценатов диаспоры и отечественный деловой мир идеей возрождения ветеранского спортивного движения в нашей стране, она не раз встречалась с видными политиками и бизнесменами. Благодаря ее усилиям и спонсорскому участию на международных соревнованиях под флагом Армении смогли выступить многие бывшие звезды армянского спорта. А сама героиня только за последние несколько лет не раз занимала призовые места на престижных турнирах ветеранов в Германии, США, Норвегии, Франции. «Мою поездку на первый международный зимний чемпионат в Германию, а затем и в Италию поддержал Серж Саргсян, бывший в то время главой МВД и КГБ РА. А в прошлом году мое участие в международном турнире в Америке частично профинансировала столичная мэрия. Я очень благодарна всем за поддержку и помощь в развитии ветеранского движения в нашей стране», – говорит она. Сегодня она вновь готовится к соревнованиям в Америке, где в 2009 году на Мировых играх установила очередной рекорд в метании диска.

В ее биографии примечателен еще один факт. На первых Всеармянских играх именно ей, заслуженному ветерану спорта, в эстафетном забеге была доверена символическая передача олимпийского огня от ветеранов молодому поколению. Причем факел она передала из рук в руки своему сыну Артуру. Вообще-то в ее семье профессиональным спортом занимаются все: сыновья Артур и Ашот, муж Вильгельм Гаспарян, который сегодня растит новых чемпионов себе на смену. Когда-то родители мечтали, чтобы дети продолжили их спортивную династию, но, повзрослев, сыновья выбрали другие профессии. Старший сын Артур, защитив в Москве по межправительственной президентской программе кандидатскую диссертацию, конструирует самолеты. К неординарным проектам молодого ученого уже проявили заинтересованность солидные отечественные и зарубежные фирмы. А младший Ашот выбрал профессию программиста.

Можно, конечно, задаться вопросом: а зачем ей нужно взваливать на свои плечи такой не по-женски тяжелый груз? Ведь в силу нашей вековой ментальности армянской женщине предначертано быть лишь хранительницей домашнего очага. «Не думаю, что я живу в отрыве от наших традиций, – считает многократная чемпионка мира по легкой атлетике и президент Ассоциации ветеранов спорта Армении, майор запаса Армянской национальной армии и просто армянская женщина Светлана Есаян. – У меня прекрасная семья, любимая работа, хорошие дети и два внука – будущие защитники Отечества. Пусть поправят меня филологи, но я уверена, что слова «родной дом» и «родная земля» произошли от одного корня. А значит, я как мать обязана нести мир в этот наш большой дом, название которому Родина».

Люблю приносить людям счастье

«Ведь испокон веков к услугам профессиональных свах обращались заботливые мамаши и многочисленные тетушки, привередливо подбирая достойного жениха или скромную невесту для любимого чада. Как правило, такие браки считались удачными. По крайней мере, до недавнего времени Армения славилась прочностью семейных уз, и по статистике советского периода, число официальных разводов в нашей республике всегда было минимальным, – говорит директор Центра брака и семьи «Андипум» Наре Мартоян. – А вот сегодня газеты запестрели судебными объявлениями о пропавших мужьях, уехавших в поисках заработка за рубеж. Возможно, на динамике разводов отразился тот факт, что легализацию своего бытия за рубежом гастарбайтер пытается провести через загс. Во всяком случае, так он объясняет свой «фиктивный» поступок здешней, теперь уже бывшей жене». Не задаваясь целью анализировать данное социальное явление, остается только констатировать, что процент разрушенных семей в нашей стране сильно возрос. Согласно статистике, за девять месяцев прошлого года количество разводов выросло на 13,7 процента. Причем в большинстве случаев инициаторами являются уехавшие мужья.

«Еще лет пять назад такая «соломенная вдова» в силу нашей ментальности даже представить не могла, что может позволить себе подумать о новой жизни с другим мужчиной. Как «приличная женщина», в первую очередь она задавалась вопросом: а что скажут соседи или родственники? Кстати, не столько родственники, сколько соседи, которым всегда есть до всего дело. Впрочем, времена меняются, и брачный бум докатился даже до армянской глубинки, – рассказывает Наре Мартоян, одновременно отметив, что модные нынче «лав-сайты» рассчитаны в основном на виртуальный флирт, а «хеппи-энд» можно посчитать по пальцам. – Именно поэтому к нам стали приходить люди, которым хочется устроить свою семейную жизнь».

Самой найти в миллионном городе свою «вторую половинку» действительно трудно. Да и миграционные процессы, происходящие в стране, не способствуют возможности самостоятельно знакомиться потенциальным женихам и невестам по старой схеме: где-то на работе или через родственников и знакомых. Молодежь, как правило, жалуется, что в коллективе мало их ровесников, а те, кто постарше, уже стесняются знакомиться в кафе, транспорте или на улице. Но госпожа Мартоян не считает эту проблему совсем уж неразрешимой. Несмотря на то, что услуги платные, за десять лет существования агентства к ней за помощью обращались женихи и невесты в возрасте от 18 до 80 лет. Причем динамика счастливых финалов неуклонно растет. «И в былые годы профессиональные свахи подыскивали пары не совсем бескорыстно. Правда, тогда это еще не называлось бизнесом. Но под шумок сосватанного счастья деньги все-таки брали. Сегодня нам? приходится? работать на стыке романтики и бизнеса, любви и делового партнерства, – говорит госпожа Мартоян. – Но разве в деньгах счастье, если речь идет о будущем семейном благополучии одиноких людей, давно отчаявшихся в большом городе».

С приходом весны посетительниц становится больше. По многолетним наблюдениям Наре Мартоян, в основном это люди среднего возраста, уже состоявшиеся в профессии, бизнесе, карьере, но в личном плане так и оставшиеся одинокими. Имея за плечами определенный жизненный опыт, а порой и потери, они вполне осознанно обращаются в ее брачное агентство с конкретной целью: найти надежного и верного спутника жизни. «Иногда смотрю на них и думаю: ведь каждая из них красавица. Просто им надо чуть-чуть помочь, – говорит собеседница. – Я никогда не считала себя свахой с тем подтекстом, который в это вкладывают. Не потому, что звучит несовременно или банально. Я просто люблю свою работу, мне нравится приносить людям радость. А что женщине нужно для счастья? На мой взгляд – крепкая семья, любящий муж, хорошие дети. В этом, наверное, и заключается наше главное женское предназначение».

Подготовила Наталья Оганова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 24 человека