№ 5 (235) март (16–31) 2014 г.

Ведут ли поставки российского оружия Азербайджану к укреплению стабильности в Закавказье?

Просмотров: 3197

В последние месяцы резко обострилась обстановка на армяно-азербайджанской границе. В конце января происходили регулярные перестрелки на линии соприкосновения нагорно-карабахских и азербайджанских войск, а также на границе между Арменией и Азербайджаном. В ходе рейда азербайджанской диверсионной группы на территорию Нагорного Карабаха был убит младший сержант Армии обороны Нагорного Карабаха Армен Ованнисян. Затем в результате азербайджанского обстрела погиб карабахский военнослужащий Карен Галстян. Были потери и у азербайджанских военных.

Примечательно, что эти события произошли сразу же после того, как Россия выполнила контракт по поставкам в Азербайджан крупной партии военной техники. Как известно, в июле 2013 года в Азербайджан было поставлено 94 танка Т-90С, 100 БМП-3, 18 самоходных артиллерийских установок «Мста-С», 18 пусковых установок реактивных систем залпового огня «Смерч», 18 единиц самоходных артиллерийских орудий «Вена» и 6 тяжелых огнеметных систем ТОС-1А «Солнцепек», а также несколько единиц инженерной техники. Сумма контракта составила 1 млрд долларов.

Еще ранее Россия продала Азербайджану зенитно-ракетные системы С-300 ПМУ-2 («Фаворит»), изначально предназначавшиеся Ирану. Однако в связи с указом президента России Дмитрия Медведева, поддавшегося давлению Запада и Израиля, контракт с Ираном был аннулирован. Однако чтобы не подводить производителя систем С-300 – концерн ПВО «Алмаз-Антей», – было принято решение продать уже выпущенные системы в Азербайджан. Поставки начались в июле 2010 года и завершились в 2011 году. Комплект поставок включал 2 дивизиона C-300 ПМУ-2 по 8 пусковых установок в каждом дивизионе, а также 200 зенитных управляемых ракет 48Н6Е2. Сумма контракта составила, по некоторым данным, 300 млн долларов.

Естественно, встает вопрос, оправданны ли такие поставки Азербайджану в условиях, когда Баку демонстрирует воинственные намерения в отношении НКР и Армении? Не подставляет ли Москва под удар своего единственного стратегического союзника в Закавказье? Ведь Азербайджан до сих пор не отказывался от силового решения проблемы Нагорного Карабаха и постоянно об этом напоминает. Более того, в официальных выступлениях азербайджанских руководителей в последнее время стали звучать и более воинственные призывы. Речь идет о выдвижении территориальных претензий не только на Нагорный Карабах, но и на районы Армении.

Так, президент Азербайджана Ильхам Алиев, выступая 21 января в Гяндже, заявил, что «нынешняя Армения является в действительности исторической землей Азербайджана». «… В будущем азербайджанцам следует вернуться на все исторические земли. Тогда историческая справедливость будет восстановлена полностью. На первом этапе должны быть освобождены оккупированные земли. Азербайджанцы будут жить в Нагорном Карабахе, а после и в других местах», – подчеркнул он.

Понятно, что российские производители оружия и военной техники не прочь заработать на экспортных поставках. Но не получится ли так, что эти поставки спровоцируют войну между Азербайджаном и Арменией и мы как государство потеряем гораздо больше денег на ликвидации последствий этой войны и принуждении агрессора к миру? А если предположить, что события пойдут по пути эскалации до уровня регионального конфликта с вмешательством Турции и Ирана, то события могут вообще принять очень опасный оборот.

К тому же у России есть веские юридические основания не поставлять вооружения Азербайджану в нынешней ситуации. Ведь военные поставки между двумя странами регулируются Соглашением между правительством Российской Федерации и правительством Азербайджанской Республики о военно-техническом сотрудничестве от 27 февраля 2003 года. А в этом соглашении есть специальная статья, которая гласит, что «стороны обязуются не применять полученные друг от друга вооружение и военную технику против третьих государств в целях, несовместимых с Уставом Организации Объединенных Наций». Между тем, Устав ООН разрешает военные действия только в виде права на индивидуальную или коллективную самооборону. И нападение на Нагорный Карабах или Армению в эти рамки явно не вписывается.

Существует, конечно, очень сильный аргумент по поводу того, что Азербайджан может закупать вооружения и в другом месте, минуя Россию. И это отчасти правильно. Более того, если Азербайджан переориентируется полностью на другие страны-поставщики, то Россия, во-первых, утратит этот рынок оружия, а во-вторых, лишится рычагов воздействия на Баку как партнер по военно-техническому сотрудничеству.

Между тем, другие страны с охотой продают свое оружие Азербайджану. На вооружении азербайджанской армии уже состоят 120-мм израильские минометы Cardom, а также 120-мм турецкие реактивные системы залпового огня TR-122 Sakarya, легкие бронетранспортеры Cobra турецкого производства и 155-мм самоходные гаубицы ATMOS-2000 израильского производства. Также в начале 2012 года Азербайджан заключил с израильским концерном «Аэроспейс Индастриз» контракт на 1,6 млрд долларов на поставку беспилотных летательных аппаратов Orbiter-2M и Aerostar, которые уже поступили на вооружение азербайджанской армии.

Сейчас Министерство обороной промышленности Азербайджана ведет переговоры с турецкой компанией Roketsan о совместном производстве реактивных ракет калибра 107 и 122 мм. Двигатель этих ракет будет производиться Roketsan, остальные части – на азербайджанском предприятии. Также ведутся переговоры с турецкой фирмой FNSS о поставках в Азербайджан БМП Pars и о модернизации уже имеющейся в Азербайджане военной техники.

Таким образом, полный отказ России от продажи вооружений Азербайджану не дал бы позитивного результата. Выход видится в другом. Необходимо найти правильный баланс между тем, что можно продавать Азербайджану, а что не следует. Естественно предположить, что не следует продавать то, что стимулирует агрессивные действия и предрасполагает к началу военного вторжения в Нагорный Карабах. То есть речь идет о наступательных вооружениях. Но тут встает вопрос, что считать наступательным, а что оборонительным оружием. Ведь взаимосвязи между оборонительными и наступательными вооружениями никто не отменял.

И все же в международной переговорной практике имеются критерии такого отличия. Их в свое время предлагали западные дипломаты, которые вели переговоры с СССР по ограничению вооружений и вооруженных сил в Европе. К наступательным вооружениям они относили те, которые предназначены для «захвата и удержания территории». К таким системам они относили танки, БМП и БТР, САУ и ракетные системы типа «Град», «Смерч» «Ураган», а также мобильные огнеметные системы. По их оценке, именно эти виды вооружений повышали нестабильность, так как увеличивали риск военного вторжения СССР в Западную Европу. И с этой оценкой вполне можно согласиться. Конечно, у СССР были свои резоны для концентрации наступательного потенциала в Европе. Но это уже другой вопрос.

Ну, а к оборонительным вооружениям соответственно можно отнести противотанковые системы, стационарные орудия, системы ПВО и РЭБ, инженерную технику для строительства оборонительных сооружений, а также истребители-перехватчики. Действительно, трудно представить, как, например, система ПВО С-300 могла бы принять участие в нападении на НКР или Армению. Между тем, больше всего шума в Армении было по поводу поставок в Азербайджан именно С-300, а не танков или БМП.

Система ПВО С-300 – действительно грозное оружие, но предназначенное только для обороны. Причем системы, поставленные в Азербайджан, предназначены для обороны даже не войск, а территории страны. То есть для поддержки азербайджанского вторжения в НКР они не очень приспособлены. Но разве армяне всерьез рассчитывают бомбить Баку или другие азербайджанские города? Ведь для победы в войне за Нагорный Карабах бомбежки Баку не сыграют никакой практической роли, а лишь вызовут негативный международный резонанс.

Что касается прикрытия неба самой Армении, то у нее имеется 5 дивизионов С-300В/С-300ПС по 12 пусковых установок каждый. То есть здесь у Армении – явное превосходство над Азербайджаном. Поэтому и у Азербайджана не будет стимулов использовать свою немногочисленную авиацию для ударов по армянским городам. Одним словом, системы ПВО С-300 в Закавказье играют исключительно стабилизирующую роль, так как препятствуют эскалации потенциального конфликта до авиаударов по объектам инфраструктуры и мирному населению.

Ну, а как же быть с наступательными вооружениями? Если Россия откажется поставлять их в Азербайджан, то ведь Баку может закупить их в другом месте? Но здесь имеется один очень важный нюанс. Отказавшись сама от поставок наступательных вооружений в Азербайджан, Россия будет вправе потребовать этого и от других государств. Вообще в международной практике существует правило, что вооружения дестабилизирующего характера не должны поставляться в районы международных конфликтов. Поэтому выглядит довольно странным тот факт, что российская дипломатия до сих пор не ставила этот вопрос в ООН. Мы что, хотим получить еще одну горячую войну в Закавказье?

Если же Совет Безопасности ООН примет соответствующее решение, то оно станет обязательным для всех членов международного сообщества. В этом случае Азербайджану придется несколько поумерить свои воинственные амбиции. Хотя стратегически это пошло бы и на пользу самому Азербайджану. Ведь по большому счету начинать новую войну в Нагорном Карабахе не в интересах Баку, так как она может пойти совсем не по тому сценарию, как это планируют азербайджанские власти.

Михаил Александров

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 16 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Продавать оружие Азербайджану не выгодно России,эта страна всегда будет антироссийской и вооружать её,значит себе во вред.В самой России есть азербайджанское лоббии,купленное "черной икрой" и этому лобби наплевать на стратегические интересы России.Это оружие можно продать более лояльным странам,например в Индию или Южную Америку.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты