№ 5 (235) март (16–31) 2014 г.

«Община» – слово многозначное...

Просмотров: 1510

За четверть века донской «Нор-Нахичеван» стал союзом не только соотечественников, но и настоящих друзей и единомышленников

Знаете ли вы родной язык?

Мир держится на подвижниках – эта старая истина и сегодня, в наш меркантильный век, так же верна, как и тысячи лет назад. С той только разницей, что теперь энтузиастам куда легче найти друг друга, чем в пещерные времена. Когда минувшей осенью известный американский ученый Ерванд Зорян прилетел в Ростов из Калифорнии на научную конференцию Донского государственного технического университета, чтобы обсудить с коллегами проблемы развития микроэлектроники, он и не предполагал, насколько плодотворной окажется вторая часть его визита. Исполнительный директор армянской национально-культурной автономии «Нор-Нахичеван» Сергей Саядов, горячий сторонник развития дистанционного образования армянской молодежи, немало сил приложил к открытию в октябре 2012 года первого представительства виртуального колледжа в Ростове. А в нынешнем году будут открыты еще два офиса армянского колледжа в Ростове и третий – в Чалтыре, районном центре Мясниковского района. Так что двум энтузиастам было что обсудить.

Чалтырский историко-этнографический музей, рассказывающий о переселении крымских армян на Дон в конце XVIII века, произвел на Ерванда Зоряна большое впечатление. Он сам родился в Сирии и является, как и донские армяне, носителем западноармянского языка. Однако в школах Мясниковского района детям преподается литературный восточноармянский язык – не тот, на котором они разговаривают дома, в семье.

– В нашем виртуальном колледже, который откроет свое представительство в Чалтыре, у каждого будет выбор, какой армянский язык учить – западный или восточный, – сказал корреспонденту «Ноева Ковчега» Сергей Саядов – Это может стать серьезной мотивацией к изучению родного языка. Программы виртуального колледжа чрезвычайно интересны (тут и история, и культура Армении, и даже курс обучения игре в шахматы) и легко осваиваются благодаря модульному построению: одолел (с любой скоростью, в зависимости от желания и возможностей) одну ступеньку обучения, переходи на другую.

Помимо виртуального колледжа, который функционирует в офисе общины, в Ростовской области работают также две воскресные школы армянского языка, четыре факультативных класса армянского языка при общеобразовательных школах, три класса в центрах дополнительного образования детей. Основные проблемы у таких классов – нехватка учебников и, к сожалению, ставшая традиционной нехватка учеников.

Об этом говорила преподаватель армянского языка из города Аксая Лусине Петанян на первой региональной конференции национально-культурной автономии «Нор-Нахичеван», в которой приняли участие армянские общественные организации Ростовской области. Она не только поделилась опытом своей работы в воскресной школе при местной армянской общине, но и подняла серьезные проблемы, с которыми сталкиваются эти школы и все, кто учит и учится армянскому языку. Прежде всего, это дефицит учебников, технических средств обучения, отсутствие единого учебного плана и программы обучения, нехватка квалифицированных преподавателей.

А общие задачи и волнующие всех проблемы, конечно же, легче решать сообща.

Друг – он третье мое плечо

Мудрое высказывание Сент-Экзюпери «Единственная настоящая роскошь – это?роскошь человеческого общения» от частого употребления уже затерли до дыр, однако на то они и вечные истины, чтобы никогда не стареть. Главной целью встречи активистов армянских общин было, безусловно, знакомство и налаживание чисто человеческих контактов соотечественников и единомышленников, живущих в Ростове, больших и маленьких городах и сельских районах области. Без взаимопонимания трудно вместе решать общие задачи сохранения национальной культуры и приобщения к ней армянской молодежи, да и просто поддерживать друг друга в разнообразных жизненных коллизиях, на которые так щедра наша действительность.

На конференции вообще не было общих слов и дежурных речей в стиле партхозактивов. Говорили все только по делу и то, что интересно всем в зале. Юрист «Нор-Нахичевана» Рафаэль Манукян рассказал о том, какие консультации можно получить в их организации. В основном недавно переехавшие из Армении на Дон семьи обращаются по вопросам получения гражданства Российской Федерации.

Хорошо разбирается Рафаэль Манукян и в тонкостях законодательства об общественных организациях в целом и национально-культурных автономиях в частности, поэтому помогает активистам готовить документы для регистрации национально-культурных автономий в городах и районах Ростовской области. Тем более что с этим нередко возникают казусы: местные чиновники никак не могут понять, что это всего лишь юридическая форма существования общественной организации. (Возможно, само слово «автономия» использовано законодателями не слишком удачно: оно вызывает ассоциации с автономными республиками и областями, национально-территориальными единицами.) Выступивший на конференции руководитель армянской общины одного из сельских районов рассказал, как долго обивал пороги местных начальников, объясняя, что же он на самом деле пытается создать, пока не принес и не показал им закон, где про эту самую культурную автономию написано.

Руководитель «Донского союза армянской молодежи» Бабкен Асатрян привел высказывание Гете: «Если хочешь увидеть будущее народа, посмотри на его молодежь».

Бабкен самокритично оценил работу свою и своего актива: объединить если не всю, то хотя бы значительную часть армянской молодежи пока не удалось. А еще молодого лидера волнует, что новое поколение армянской диаспоры «уходит из веры», впрочем, как и большинство их сверстников других национальностей, живущих в России.

Однако именно вера предков и должна помочь преодолеть не изжитое по сей день разделение живущих на Дону армян на «тусеци» – «местных», построивших город Нор-Нахичеван и окрестные селения еще в восемнадцатом веке, – и «приезжих», мигрантов последней волны. Правда, разногласия эти трудно назвать острыми, до серьезных трений дело не доходит (это больше похоже на ворчание коренных москвичей на новеньких: «Понаехали тут»), однако взаимопонимание все равно надо улучшать. И путь тут один – надо больше общаться, чаще встречаться, и не только в праздники, но и по будням. Ничто так не объединяет людей, как общее, для всех нужное дело.

Дорога к храму

В Таганроге активно работает городская национально-культурная автономия «Урарту», о чем на конференции рассказал заместитель руководителя организации Ншан Казарян. Студенты и старшеклассники изучают армянский язык, историю и культуру Армении в воскресной школе, детский танцевальный коллектив общины – самый желанный гость на всех городских мероприятиях. А самые любимые праздники у ребят – Вардавар, который проходит на городском пляже, на берегу Азовского моря, и Новый год, который они отмечают вместе. Но главное, большое дело, за которое взялась сейчас таганрогская община (одна молодежь не потянет) – городские власти выделили наконец участок под строительство армянского храма, готовится проектно-сметная документация.

Армянская церковь в Таганроге до революции была: она строилась почти десять лет на средства местных предпринимателей Мардмросова, Тер-Арутюнова, Оганесянца, Хальдрымянца, братьев Адабашевых и Багдасаровых. 19 марта 1906 года храм был освящен, а вскоре состоялись выборы священника. Прихожане на общем собрании большинством голосов выбрали настоятелем отца Иоанна, окормлявшего до этого церковь в селе Екатериновка, выпускника Нахичеванской-на-Дону армянской семинарии.

В октябре 1929 года Таганрогский горсовет издал указ o передаче церкви под зернохранилище. Через год храм был разрушен.

– Мы рассчитываем, начиная строительство церкви, конечно же, на собственные силы, но надеемся, что нас поддержат соотечественники из других районов Ростовской области, – сказал корреспонденту «Ноева Ковчега» Ншан Казарян.

Солидарность, поддержка, помощь – на этом держится армянский мир с тех пор, как бог создал человека, и до наших дней. Через несколько дней после конференции руководители «Нор-Нахичевана» и местных общин отправились в неблизкий путь (в общей сложности туда и обратно 550 километров), чтобы поклониться хачкару в новом мемориальном комплексе в городе Морозовске Ростовской области. Его установил на собственные средства в память о жертвах геноцида и в благодарность русским воинам, отдавшим жизнь за освобождение Армении, руководитель местной армянской общины Шаварш Арустамян. В прошлом он летчик, командир корабля гражданской авиации, возивший спасительные грузы в Спитак и Карабах, а ныне предприниматель. Бизнес у него малый – продовольственная торговая база, но на такое дело Шаварш отдал бы вообще все, что имеет.

Турецкий посол направил ноту протеста министру иностранных дел России и губернатору Ростовской области в связи с тем, что «сепаратисты» установили крест-камень «по несуществующему факту не имевшего места геноцида». Губернатор Василий Голубев ответил послу, что факт геноцида армян в Османской империи официально признан Российской Федерацией.

Арутюн Сурмалян, председатель Армянской национально-культурной автономии «Нор-Нахичеван»:

– В конце прошлого года общине исполнилось 25 лет. Теперь это уже не только ростовская, но и региональная, областная организация. Сегодня в нее хотят влиться плюс к трем уже имеющимся еще четыре местные национально-культурные автономии – Азовская, Песчанокопская, Шахтинская, Сальская и «Донской союз армянской молодежи».

Конечно, мы не собираемся подменять их, наша задача – координировать работу.

У областной организации больше возможностей решить любые проблемы, будь то закупка учебников армянского языка или организация гастролей творческих коллективов из Армении здесь, а донских армян – в Ереване. Большую работу проводит воссозданный в Ростове Музей русско-армянской дружбы, но экскурсанты, в том числе и школьники, из других городов и районов Ростовской области там бывают редко, и этим тоже надо заняться.

«Нор-Нахичеван» осуществляет большую издательскую программу. Мы выпускаем книги об истории донских армян и о выдающихся нахичеванцах. Однако книгу мало напечатать – надо, чтобы она нашла своего читателя.

Анна Лебедева

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 9 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты