№ 5 (235) март (16–31) 2014 г.

Российский турист едет в Армению

Просмотров: 5976

Такая отрасль экономики, как туризм, в последние годы в мировой экономической классификации относится к числу самых уязвимых и малозащищенных отраслей. Она, как лакмусовая бумажка, реагирует на любую неблагополучную обстановку, мгновенно реагирует на изменения в политической и экономической ситуации в стране.

Последние годы, если оценивать рост экономики Армении в туристической отрасли, наметился уверенный и стабильный рост. Армения вновь завоевывает утраченные позиции. Развитию туризма серьезное внимание уделяется в Межгосударственном совете СНГ, по решению которого 2014 год объявлен Годом туризма в СНГ. На вопросы нашего корреспондента отвечает Валерий Алексеевич Коровкин, начальник управления международного сотрудничества Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Министерства культуры РФ.

– Валерий Алексеевич, во многих странах туризм – ведущая отрасль экономики. В России и Армении достаточно и историко-культурных памятников, и творений природы, привлекающих туристов. Сегодня перед нашими странами стоит задача не выживания, как было в начале 90-х, а форсированного развития. Как обстоят дела в такой сфере, как туризм?

– По поручению глав правительств Ростуризм разработал стратегию по развитию туризма в СНГ. Мы очень надеемся, что этот документ, нацеленный на объединение усилий всех стран-участниц в сфере туризма, поможет поднять отрасль до должного уровня. Главные факторы, тормозящие развитие туризма для всех стран, и Армении в частности, – отсутствие надлежащей инфраструктуры. Это главная тема на всем пространстве СНГ. Как-то к нам в Ростуризм по своей инициативе приезжал глава организации «ВизитБритэн» и говорит: у нас не хватает новых объектов привлечения туристов. Я был удивлен. Он утверждал, что новые объекты нужно вводить каждый год. Это говорил человек с позиций хорошо раскрученной индустрии туризма. А как это необходимо нам! Поэтому программа развития туризма в России инкорпорирована в государственную программу и на 85% нацелена на создание инфраструктуры, чтобы было куда пригласить, что посмотреть, где остановиться. Но у нас с нашими странами-партнерами это общая проблема. Туризм объединяет целый ряд отраслей экономики, стимулирует ее развитие в целом. В этом отношении у Армении хорошие перспективы, есть чем привлечь инвесторов на долгосрочной основе не только из дальнего зарубежья, но и стран СНГ, и прежде всего России.

– В странах СНГ 2014 год объявлен Годом туризма. Что скажете о программе, разработанной в Армении?

– В Армении есть хороший опыт сотрудничества в рамках Совета СНГ по туризму. Объявленный Год туризма на пространстве СНГ может дать дополнительный импульс развитию отрасли. В представленной Арменией программе проведения Года туризма предусмотрено проведение фестиваля искусства и ремесел в городе Гюмри, фестиваль шашлыка, долмы, вина, фестиваль ковров, фестиваль «Сокровища Одзуна» и еще ряд вкусных и интересных проектов, которые, несомненно, заинтересуют туристов.

– Участие Армении в Таможенном союзе, судя всему, может решить и ряд проблем с туризмом…

– Расширение Таможенного союза, участие в нем Армении позволит сделать сквозными таможенные границы, устранить таможенные ограничения, договориться о взаимных обязательствах – это большая работа. Когда эти стратегические проблемы будут урегулированы, тогда будет проще планировать обмен туристическими потоками, туристическими продуктами. Это в свою очередь позволит развиваться туризму как одной из важных отраслей экономики. Турист приезжает не только полюбоваться достопримечательностями, он еще и привозит с собой деньги, он тратит деньги на транспорт, на проживание, кафе, рестораны, народные и кустарные промыслы – сувениры, украшения. Масса отраслей обслуживают туристическую отрасль. Всемирная туристическая организация насчитала 30 отраслей, которые обслуживают туристов, а китайцы 100! Это мультипликативная отрасль для целого ряда направлений экономики. Это доходы в бюджеты всех уровней.

– В последние годы, по скромным прикидкам, на 20% возросло количества россиян, совершающих туристические поездки в Армению…

– Интерес ко всему, что есть на территории СНГ, и в частности Армении, всегда был. Но прежде чем ехать, человек делал нехитрые расчеты: билеты на самолет в Ереван стоят 16 тысяч рублей, а поездка в соседнюю Турцию всего 6 тысяч. Конечно, он поедет в Турцию. Но по мере того, как экономика подрастает, у людей появляется больше возможностей, мотивов. Многие едут в Армению, потому что там более 24 тысяч памятников истории и культуры. Не зря Армению называют «музеем под открытым небом». Причин может быть много, может быть людям просто интересно посмотреть на то, что они не видели. Я лично с удовольствием еду в Армению потому, что после войны там жили мои родители. Кстати, у российских туристов, после того, как они полежали на пляжах, появился реальный интерес к культурно-историческим объектам, памятникам древности. Росту количества туристов из России, несомненно, способствовала принятая правительством Армении программа «Открытое небо», которая предусматривает значительное снижение цен на авиабилеты. Кстати, чаще и больше стали ездить не только туристы, но и деловые люди.

– Нехватка инфраструктурных объектов характерна для всех стран СНГ. В Армении чуть ли не каждый год вводится в эксплуатацию 10 гостиниц. Способствует ли это развитию туризма в Армении?

– Мне сложно давать оценки состоянию инфраструктуры Армении. Это надо спрашивать у армянских коллег. Мы знаем, что в Армении строят гостиницы, развлекательные центры, многое другое, что, конечно же, делает ее более привлекательной для российских туристов.

– Вам не кажется, что туристическая отрасль Армении рассчитана на бизнес-класс, а не на средний, эконом-класс? Ведь поток туристов из России в Армении мог бы быть намного больше…

– От этого никуда не денешься, это экономика диктует свои правила. В Москве, к примеру, пятизвездные гостиницы есть, трех-четырех… единицы, их не хватает. Это всегда так было. Но сегодня быстрые деньги, которые зарабатывали девелоперы от дорогой недвижимости, они уже заканчиваются. Туристический сектор – это длинные деньги. Жизнь гостиниц 3-4 звезды – 5-7 лет. Вот сейчас уже на них стали обращать внимание. Такие гостиницы уже есть и строятся. Но пока рынок насытится, пройдет много времени. А отели и гостиницы 5-6 звезд – это то, что нужно деловым людям, поэтому они и дорогие. Есть уже ассоциация малых гостиниц, семейные пансионы в республиках хорошо развиваются, в Армении туроператоры привлекают даже арендодателей квартир в жилом секторе. То есть отрасль не спит, ищет и находит пути развития.

– Для динамичного развития туристической отрасли нужно, прежде всего, привести законодательства стран, хотя бы ближнего зарубежья, к общим законодательным нормам. Что делается в этом направлении?

– Это важный вопрос, и над ним ведется работа. Представьте себе, что человек покупает куда-то путевку. Скажем, значится 4 звезды здесь и 4 звезды там. А в реальности оказывается, что это разные вещи. Турист, покупатель оказывается обманутым. Нужно работать по единым стандартам, нормативам, чтобы этого не происходило. Чтобы туроператоры это знали, умели классифицировать оказываемые услуги по общим правилам. Нужно, чтобы качество услуг соответствовало цене туристического продукта. Если турист покупает трансфер из одного места в другое, он должен быть уверен, что переезд состоится в условиях, указанных в документах. Другая проблема – гиды-переводчики. Поколение, которое работало в Армении на русском языке, уходит, хотя русский язык пока объединяет. Межгосударственный совет по туризму свою работу проводит на русском языке. Но проблема есть, и тесное политическое и экономическое сотрудничество России и Армении в рамках двусторонних отношений, а также Таможенного союза создает предпосылки динамичного развития туристического сектора экономики Армении. Отмечу, что среди республик СНГ Армения в сфере законодательства лидирует. Она одна из первых среди стран СНГ приняла закон о туризме, который регулирует все правовые и экономические отношения. То есть создает нормальные, комфортные условия для развития туристического бизнеса.

– Как ведется борьба с недобросовестными турфирмами и туроператорами в рамках Межгосударственного совета по туризму?

– Недобросовестная работа имеет место как в бизнесе, так и в сфере туризма. И от этого страдают как в республиках ближнего зарубежья и России, так и в Армении. Каких-то общих правил здесь нет. Все решается в правовом поле того или иного государства.

– В некоторых вузах Армении готовят специалистов по туризму. Как обстоит дело с подготовкой высококвалифицированных специалистов в России и странах ближнего зарубежья?

– Пока в этой сфере работы непочатый край. Все понимают, что в целом уровень образования в отрасли не очень высок, он не устраивает саму отрасль. Работники гостиниц жалуются, что это не те специалисты, которые им нужны, недовольны авиаперевозчики, мало квалифицированных гидов-переводчиков и многое другое. Проблема в подготовке квалифицированных специалистов именно для отрасли. И эта проблема общая как для России и Армении, так и для стран СНГ. Нужно, по-видимому, ее решать уже на государственном уровне, собраться и определить задачи для образовательных учреждений, как готовить специалистов. Чтобы они выработали какие-то нормы, которых сами бы и придерживались. Чтобы люди, которых мы готовим к работе в отрасли, соответствовали… Это очень важно. Многие вузы работают по своим программам, общих унифицированных учебных программ пока нет. В результате мы имеем специалистов с разной подготовкой. Нам важно, чтобы качественный уровень специалистов, подготавливаемых вузами Армении и России, был один. За счет единой методологии, общей тематики

– Как Вы считаете, с чем связан явный рост интереса россиян к туристическим поездкам в Нагорно-Карабахскую Республику?

– Из России едут куда угодно. На Северный Кипр тоже ездят, в Египет, в Сирию, где идет война. Дело в том, что запретить человеку куда-то поехать мы не можем и не имеем права. Ростуризм, МИД могут давать только рекомендации. Поездки российских туристов в НКР связаны с общим ростом интереса к тем местам, где люди не были. И, конечно же, большая часть из них ездит по идейным соображениям. Когда-то к нам поступила жалоба через МИД с требованием запретить нашим гражданам ездить: мол, это непризнанная республика. Мы пытались вмешаться в этот процесс, но нас немножко осадили. Сегодня мы можем только рекомендовать. Но запретить мы никому не можем. Если человек наметил себе путь в НКР, это его право и выбор. Другое дело, что он будет делать это не через туроператора, а скорее всего, в частном порядке. Кстати многие российские туристы заключают договоры на обслуживание и сопровождение уже по приезде в НКР с местными турфирмами.

– Как Вы оцениваете уровень профессиональной подготовки армянских чиновников, работающих в сфере туризма?

– Мы с коллегами из Армении работаем ровно, стабильно, без каких-то проблем. У нас нет недопонимания. Когда собирается Совет по туризму, который ведут министры, высокие начальники, атмосфера всегда бывает дружеская и приятная, а встречи проходят очень хорошо и продуктивно.

Эдуард Сахинов

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 17 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты