№ 5 (235) март (16–31) 2014 г.

Под перестук колес: романтика путешествий поездами

Просмотров: 3621

ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» уделяет особое внимание развитию сферы пассажирских перевозок, способствуя реализации конституционного права граждан на свободу передвижения, несмотря на отсутствие сообщения с некоторыми соседними странами и убыточность данного вида деятельности.

Следует отметить, что пассажирские перевозки являются убыточными не только в Армении, но и во многих других странах мира. К сожалению, упадок железнодорожной инфраструктуры Армении, продолжавшийся в течение нескольких лет до передачи системы в концессионное управление ЮКЖД, привел к падению популярности данного вида транспорта. Многие жители республики постепенно стали забывать о нем. В настоящее время Южно-Кавказская железная дорога предпринимает меры по стимулированию интереса к железнодорожным пассажирским перевозкам, привлечению на железную дорогу новых пассажиров, повышению качества обслуживания в международных поездах и электричках.

В сфере пассажирских перевозок, в соответствии с концессионным договором, налажено эффективное взаимодействие с Министерством транспорта и связи РА по части формирования госзаказа на пассажирские перевозки в ежегодном разрезе. Таким образом, ежегодно согласовывается план по пассажирским перевозкам, а также действующим маршрутам. При заключении концессионного договора правительство Армении приняло на себя обязательства по частичной компенсации убытков от пассажирских перевозок. Так, в 2009-2010 годах размер субсидий, в соответствии с концессионным договором, заложен на уровне 10 процентов от общего объема понесенных убытков, в 2011-2012 годах – 15 процентов, 2013-м – 20 процентов, 2014-2015 годах – 25 процентов, а с 2016 по 2038 год – 30 процентов. Расчет убытков по линии пассажирских перевозок утверждается независимым аудитором, который назначается советом директоров компании. В течение срока действия концессионного договора аудитором был один из представителей «большой пятерки», в которую входят: Pricewaterhouse Coopers, Deloitte, Ernst&Young, BDO и KPMG. В течение последних двух лет аудит осуществляет компания «большой тройки» – Pricewaterhouse Coopers.

ЮКЖД организует курсирование двух международных поездов: Ереван–Тбилиси–Ереван (с октября по июнь) и Ереван–Батуми–Ереван (с июня по октябрь). Объем международных пассажирских перевозок по сравнению с 2008 годом в 2013 году увеличился на 219 процентов: с 27,5 тысячи человек в 2008 году до 60,2 тысячи в 2013 году. ЗАО «ЮКЖД» проводит последовательные работы по повышению качества предлагаемых пассажирам услуг и уровня комфорта в поездах. В 2009-2011 годах капитально-восстановительный ремонт с модернизацией на Воронежском вагоноремонтном заводе прошли 27 классных пассажирских вагонов поезда «Армения» с установкой систем кондиционирования, а в 2012 году еще 28 вагонов прошли деповский ремонт в Ереванском вагонно-локомотивном депо. В 2011 году для удобства пассажиров и упрощения процедуры приобретения билетов была внедрена автоматизированная система продажи билетов на международные поезда «Орион», благодаря которой время оформления одного билета было сокращено с 10 до 2 минут. Это позволило избежать очередей в билетных кассах и исключить недовольство пассажиров, а также гарантировать оперативное обслуживание пассажиров. В результате этого число реализованных билетов в 2011 году на треть превысило показатель 2010 года. С лета 2012 года пассажиры могут приобретать билеты на международные поезда ЗАО «ЮКЖД» посредством системы интернет-продажи. Необходимо отметить, что кассы по продаже билетов в 2011-2012 годах действовали не только на территории Армении, но и в столице НКР – Степанакерте.

В поезде сообщением Ереван–Батуми–Ереван имеется вагон-буфет. Рассматривается возможность включения в будущем багажного отделения в состав поезда, курсирующего в направлении Ереван–Тбилиси–Ереван. С 2009 по 2013 год время следования пассажирского поезда Ереван–Батуми–Ереван сократилось на 6 часов. Если в 2009 году время в пути составляло 21,5 часа, то в 2013 году – 15 часов 45 минут. Основные мероприятия по сокращению времени следования были проведены именно на территории Армении, а благодаря совместной работе с Грузинской железной дорогой еще 20 минут было сэкономлено на грузинском участке. Для сокращения времени следования поезда и для удобства пассажиров ЮКЖД после переговоров с грузинской стороной удалось добиться осуществления всех пограничных и таможенных процедур непосредственно в поезде на протяжении пути следования. Также 2013 год стал временем нововведений для пассажиров поезда Ереван–Батуми: в купе и СВ была обеспечена Wi-Fi-связь, а пассажирам СВ предоставлялись бесплатные sim-карты партнерского сотового оператора.

В местном сообщении на ЮКЖД действует 4 маршрута пригородных электричек, следующих в направлении Ереван–Гюмри–Ереван, Ереван–Арарат–Ереван, Раздан–Алмаст–Раздан, Ереван–Ерасх–Ереван. Наиболее популярными внутриреспубликанскими маршрутами в настоящее время являются направление из Еревана в Гюмри и обратно, а также назначаемая в летние месяцы электричка Алмаст–Цовагюх–Шоржа, которая следует из Еревана в направлении озера Севан. По сравнению с 2008 годом объем пригородных пассажирских перевозок в 2013 году сократился на 1,4 процента.

В настоящее время компания работает в направлении возвращения пассажиров на железную дорогу, повышения конкурентоспособности по сравнению с автомобильным транспортом, которому пока отдают предпочтение пассажиры в республике. Для этого проводится работа по сокращению времени в пути следования. К примеру, время следования электричек из Еревана в Армавир и Арарат сокращено на 20 процентов, из Еревана в Гюмри – на 33 процента, из Еревана в Севан – на 25 процентов. Однако компания не ограничивается только лишь сокращением времени следования, повышением качества обслуживания в поездах, но и проводит программу создания транспортно-пересадочных узлов на вокзалах крупных городов. В частности, совместно с Министерством транспорта и связи Армении подобные узлы планируется создать на вокзалах Еревана, Армавира, Арташата и Гюмри, что позволит оптимизировать время стыковки рейсов различных видов транспорта, гарантирует создание комфортных условий ожидания для пассажиров, а в дальнейшем позволит обеспечить плавный переход на единый проездной документ. Для этого проводится масштабная программа ремонта и благоустройства зданий вокзалов и станций. Капитальный ремонт уже произведен на вокзалах Еревана, Ванадзора и Гюмри, где созданы комфортные условия для пассажиров. На территории вокзалов также планируется открыть центры молодежного развития, проводить различные экспозиции. Вслед за центральным вокзалом Еревана, где уже действует Wi-Fi, беспроводной интернет-связью планируется обеспечить вокзалы Гюмри и Ванадзора. В 2014 году планируется расширить спектр услуг, предлагаемых пассажирам фирменного поезда «Армения» сообщением Ереван–Батуми–Ереван. В частности, Wi-Fi-связь будет предоставляться и пассажирам купе повышенной комфортности, будет введена дифференциация тарифов на боковые и купейные места в плацкартном вагоне.

К тому же не стоит забывать и об имеющихся перспективах развития железнодорожного туризма. ЗАО «ЮКЖД», как компания национального масштаба, готова внести свой вклад в развитие сферы туризма, сделать для своих пассажиров-туристов пребывание в Армении и путешествия по ее достопримечательностям максимально удобным и комфортным. По определению генерального директора ЮНЕСКО Коитиро Мацууры, Армения – маленькая страна, привлекающая своей богатой и древней культурой, прекрасной и разнообразной природой: «Эта культура долгое время являлась ярким символом национального менталитета, но сейчас должна играть новую роль – способствовать развитию новых связей с зарубежными партнерами и становлению экономики». Культурное наследие в Армении достаточно богатое, на 1 кв. км территории приходится по одному памятнику культуры, их число по всей стране превышает 26 тысяч, многие из них внесены в списки ЮНЕСКО. Развитие сферы туризма и привлечение в Армению новых туристов ставят новые задачи и для национальной железнодорожной компании. Не стоит забывать, что туризм начинал свое развитие именно с железнодорожного транспорта: 5 июля 1841 года английский бизнесмен Томас Кук организовал первое туристическое путешествие в поезде по железной дороге для пятисот человек. Крайне важно с точки зрения развития железнодорожного туризма использовать существующую сеть железных дорог Армении и, безусловно, развивать ее в будущем. Железная дорога дает возможность организовывать самые разные по своему содержанию, форме и географическому расположению маршруты железнодорожных туров. Причем использование возможностей железных дорог имеет крайне важное значение как для развития внутреннего туризма, так и туризма выездного. Практика организации железнодорожных экспедиций для туристов у ЮКЖД уже имеется: в июне 2013 года по маршруту Ереван – Гюмри – Ванадзор – Алаверди – Ереван прошел 450-километровый железнодорожный тур «Познай Родину и расскажи о ней». Проводимые на ЮКЖД программы и мероприятия позволяют обеспечить последовательное повышение уровня обслуживания пассажиров, расширять перечень предоставляемых услуг и постепенно возрождать несколько подзабытую в Армении романтику путешествий по железной дороге.

Материал подготовлен отделом по связям с общественностью
ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 11 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты