№ 7 (237) апрель (16–30) 2014 г.

Пасха. Затик. Праздник всех христиан

Просмотров: 8625

20 апреля Армянская Святая Апостольская Православная Церковь празднует свой главный праздник – Сурб Затик. В этом году он совпадает с днем Пасхи Господней и в двух других традиционных христианских конфессиях – Русской Православной и Римско-католической церквях. Можно сказать, что христиане всего мира объединятся в своей радости по поводу этого великого события, заново переживая его и поздравляя друг друга с праздником Светлого Христова Воскресения.

Подобно молнии,
восстал из гроба Господь,
Мир озарив светом славы.
Ликуют земля и небо.
Велико Воскресение
Господне.
Врата небесные разверзлись,
Благоухание по миру растеклось,
Все творенья наполнило собою.
С небес нисшедшее воинство
Окружило гроб Господень
И поет духовным гласом:
«Благословенно
Воскресение Твое».

Анания Ширакаци (VII в.)

Пасха является главным христианским праздником, в основе которого лежит факт воскресения Иисуса Христа. Идея воскресения является центральной в христианстве, ее основополагающей доктриной, смысл которой – в переходе от смерти к новой жизни, от земли к небу.

Вспомнив слова Иисуса о том, что Он воскреснет на третий день после смерти, иудейские лидеры потребовали у римского наместника Понтия Пилата «охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: «Воскрес из мертвых». По приказу Пилата вход в гробницу запечатали и приставили к ней стражу. На третий день ученицы Иисуса утром пришли к могиле совершить послепогребальный обряд и увидели, что огромная каменная плита отвалена от входа в гробницу, а внутри сидит ангел. «Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес. Его здесь нет», – успокоил посланец небес. Увидев гробницу пустой, римские солдаты в ужасе помчались к старейшинам поведать о мистическом исчезновении. Посовещавшись, те заплатили воинам и обещали спасти их от гнева Пилата при условии, если они будут утверждать, что ночью тело Христа выкрали Его ученики.

Первой, кому воскресший Христос явился после воскресения, была Мария Магдалина. Ей, бросившейся обнять Учителю ноги, Он велел: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». Далее Христос явился десяти апостолам. Отсутствовавший апостол Фома, услышав о явлении Христа, не поверил и воскликнул: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Через неделю Христос явился молившимся в том же доме одиннадцати апостолам и обратился к изумленному Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Фома сказал Ему в ответ: «Господь мой и Бог мой!» Иисус говорит ему: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие». Третьим по счету стало явление Христа семерым апостолам у Галилейского озера, где Он поручил апостолу Петру Свою земную паству.

В день Пасхи ранняя церковь отмечала распятие Христа. С IV в. акцент был смещен на Воскресение Христово, которое начиная с V в. взяло на себя основную смысловую нагрузку в празднике. Конкретный день празднования Пасхи долгое время оставался причиной дискуссий. Апостольские каноны требуют отмечать Пасху через сорок дней по завершении Великого поста. Малоазийские христиане, следуя иудео-христианской традиции, праздновали этот день по иудейскому лунному календарю 14 нисана; в Риме Пасха праздновалась христианами не каждый год и в другой день – первое воскресенье после первого новолуния по весеннем равноденствии. Вспомним, что многие церковные праздники связаны с солнечным циклом и потому «неподвижны». Поскольку Пасха связана с лунным календарем, то является подвижным праздником и дата ее празднования с годами может иметь расхождение. Вопрос был окончательно решен на Первом вселенском соборе (325 г.), который постановил, что ее «следует отмечать в следующее после полнолуния воскресенье, наступающее после весеннего равноденствия». Когда Пасха стала подвижным праздником, церковь занялась составлением специальных таблиц – пасхалий (Dе Рaschа computus), определяя даты празднования на много лет вперед.

Армянское слово «Затик», которым обозначается Пасха, происходит, по всей видимости, от «азатутюн», «азатвел» («свобода», «освобождаться») и означает избавление от страданий, зла и смерти.

С чем связано крашение яиц к Пасхе? Во многих религиях яйцо считается символом воскресения, т.к. содержит семя жизни. Яйцо красили в красный цвет, символизирующий пролитую кровь Христову. Армянский богослов Григор Татеваци видел в яйце символ мира: «Скорлупа напоминает небо, бесцветный слой под скорлупой – воздух, белок – воду, желток – землю. А красный цвет означает, что мир искуплен кровью Христа».

Приветствуя друг друга в день Пасхи, русские христиане говорят: «Христос воскрес!» – «Воистину воскрес!» Армянские христиане говорят друг другу: «Христос воскрес из мертвых!» – «Благословенно Воскресение Христово!»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 18 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты