№ 8 (238) май (1–15) 2014 г.

Вышла в свет энциклопедия «Герои-Армяне»

Просмотров: 9841

В издательстве «Амарас» (директор и автор проекта Аркадий Асрян) вышла в свет энциклопедия «Герои-Армяне». Читатели этого уникального издания смогут узнать поименно всех 14 национальных Героев Армении, Героев России, Героев Советского Союза – словом, тех героических соотечественников, кто в разное время был удостоен высших наград государства.

Многим интересно будет узнать, что первым удостоился почетного звания Герой Армении Католикос всех армян Вазген I (Левон-Карапет Палчян). Энциклопедия напомнит, что среди национальных Героев Армении трое (Монте Мелконян, Юрий Вагаршакович Погосян и Вазген Саркисян) одновременно являлись Героями Арцаха.

Из раздела о Героях России, а среди армян их было пятеро, можно выяснить, что один из них – известный советский и российский исследователь Арктики и Антарктики, крупный российский ученый-океанолог, государственный и политический деятель Артур Николаевич Чилингаров – является еще и Героем Советского Союза.

Также в книгу вошли биографии 104 Героев Советского Союза и 27 полных кавалеров ордена Славы. Напомним, кстати, что автором проектов Золотых звезд Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда был тоже наш соотечественник, знаменитый архитектор Мирон Иванович Мержанов.

Представлены в энциклопедии и 325 Героев Труда и Социалистического Труда, четыре полных кавалера ордена Трудовой Славы и даже два Героя Социалистического Труда Болгарии – Каприел Саркиз Каприелов (генерал-майор Болгарской армии) и Норайр Арам Нурикян (двукратный чемпион мира и Олимпийских игр по тяжелой атлетике).

Среди кавалеров ордена Св. Апостола Андрея Первозванного оказалось семеро армян. Высшая награда Российской империи со времен Петра Великого до 1917 года была пожалована 32 лицам духовного звания, в том числе трем Католикосам всех армян.

Кавалерами высших наград иных стран являются еще шестеро армян, граждан США, Франции, Италии, Турции, Чехословакии и Латвии. Есть среди наших соотечественников и Герои Абхазии.

Работа над разделом «Герои Советского Союза» еще продолжается и будет полностью завершена в преддверии двойного праздника Победы – взятия Берлина в 1945 году и освобождения Шуши в 1992 году. Приведу лишь одну из множества героических биографий, собранных в книге, – летчика-истребителя полковника Вазгена Михайловича Оганесова. В 1990 году в Баку во время армянских погромов ему едва удалось спастись от озверевшей азербайджанской черни. В Ереване талант и опыт полковника Оганесова были востребованы новорожденной армянской армией, он стал консультировать и обучать армянских летчиков.

А начинал Вазген Михайлович свой прославленный путь в бакинском аэроклубе, где осваивал технику пилотирования планеров. С 1940 года в Красной Армии, в 1941-м окончил Тбилисскую военную авиационную школу пилотов. С декабря 1941 года младший лейтенант Оганесов на фронтах Великой Отечественной войны, служил в 347-м авиаполку. Большинство боевых вылетов совершил на ЯК-9, но воевал также на И-153, ЯК-1 и ЯК-3. Командование считало его лучшим разведчиком 16-й Воздушной армии.

В историю полка навсегда вошел воздушный бой, который провела группа из 12 истребителей ЯК-9 9 августа 1944 года. В тот день они вступили в воздушную схватку с 30 «Фокке-Вульфами» и одержали блестящую победу. В этом бою блеснул своим мастерством и старший лейтенант Оганесов.

Последние победы заместитель командира эскадрильи 347-го истребительного авиационного полка 1-го Белорусского фронта старший лейтенант Оганесов одержал в небе над Германией во время Берлинской наступательной операции советских войск.

На войне старший лейтенант Оганесов произвел 324 успешных боевых вылета, в 75 воздушных боях сбил 23 самолета лично и еще 5 самолетов – в группе. Он входил в символический отряд «Сталинских соколов», которыми традиционно называли героев советской авиации.

Свой последний боевой вылет Вазген Оганесов выполнил 28 апреля 1945 года, во время боев за Берлин. Ему приказано было не допустить вылета из осажденного Берлина верхушки гитлеровского рейха во главе с фюрером.

27 апреля к вечеру стало известно, что, потеряв все аэродромы в Берлине и вблизи него, немецкое командование готовится использовать для взлета и посадок самолетов главную аллею в парке Тиргартен.

Из рассказа маршала авиации Руденко: «Мы решили: надо принимать экстренные меры. Прежде всего – тщательно разведать местность, определить точное расположение и количество имеющихся самолетов, зенитных средств и площадок, пригодных для взлета. Выполнить такое задание могли только опытные разведчики. Не помню, кто назвал фамилию старшего лейтенанта Оганесова. Я хорошо знал этого бесстрашного летчика. На его счету к концу войны значилось почти триста боевых вылетов, он провел более 70 воздушных боев, сбил при этом два десятка вражеских самолетов. Ведомым у Оганесова был не менее мужественный летчик лейтенант Двуреченский.

Задачу Оганесову ставил генерал Сенаторов: «В районе рейхстага и Бранденбургских ворот находится секретный аэродром противника. Надо отыскать его. Город задымлен. В центре парка Тиргартен много зениток. Придется идти на бреющем…»

Не прошло и двух часов, как мы получили точные сведения от наших воздушных разведчиков. Ими было обнаружено два легких транспортных самолета, замаскированных у входа в парк и охраняемых танками.

Решено было немедленно нанести бомбовый и штурмовой удар по аэродрому, который мы условно назвали имперским. А для того, чтобы вылет не оказался холостым, старший лейтенант Оганесов вызвался показать цель. Он шел впереди на малой высоте, почти над самыми крышами. Подлетев к Тиргартену, сделал горку и с пикирования направил очередь трассирующих пуль в цель, показывая идущим следом экипажам, куда вести огонь.

Пикирующие бомбардировщики сбросили груз на центральную аллею парка, стремясь сделать ее непригодной для взлета, а ИЛ-2 нанесли удар по самолетам и танкам. Неугомонный Оганесов решил сделать вираж, чтобы определить результаты налета. Увидев на месте самолетной стоянки груду покореженного металла, он поспешил доложить по радио: «Цель уничтожена! Задание выпол…» Неожиданно голос его прервался. Один из вражеских снарядов попал в самолет, летчик получил ранение. Но опыт и выдержка помогли ему благополучно посадить поврежденную машину. Из кабины его бережно перенесли в санитарную машину и отправили в госпиталь. Позже за этот подвиг он был удостоен звания Героя Советского Союза. Об уничтожении имперского аэродрома я доложил командующему фронтом маршалу Жукову…»

Уже после войны, разбирая архивы, исследователи нашли телеграмму командующего Центральной группой немецкой армии Шернера: «…Я прошу вас, мой горячо любимый фюрер, в этот час тяжелого испытания судьбы оставить Берлин и руководить борьбой из Южной Германии». А заместитель министра пропаганды Фриче прямо признал: «В самый последний момент, когда советские войска подошли к Берлину, шли разговоры об эвакуации в Шлезвиг-Гольштейн. Самолеты держались в полной готовности в районе имперской канцелярии, но были вскоре разбиты советской авиацией».

Вазген Михайлович остался служить в авиации и после победы. 15 мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в период Великой Отечественной войны, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1950 году он окончил Краснодарскую высшую офицерскую школу штурманов ВВС. С 1956 года полковник Оганесов – в запасе. Награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды; медалями. Его имя носили пионерские дружины средней школы в родном селе Ором (Артикский район Армении) и школы в городе Ленинакан (Гюмри). Легендарный летчик скончался 23 мая 1993 года в возрасте 73 лет, похоронен на аллее почетного захоронения ереванского кладбища «Тохмах».

Александр Григорян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 34 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты