№ 9 (239) май (16–31) 2014 г.

Первые жертвы «охоты на ведьм»

Просмотров: 2772

Арест трех известных журналистов и общественных деятелей Азербайджана – Рауфа Миркадырова, а также Арифа и Лейлы Юнус – наиболее обсуждаемая новость из этой страны. Нельзя сказать, что это первый случай ареста азербайджанских общественников, но нынешний случай все же выбивается из общего ряда – и благодаря известности этих лиц, и из-за предъявленных им обвинений.

Начало этой истории было положено 18 апреля, когда один из самых известных азербайджанских журналистов, в течение нескольких лет работавший корреспондентом газеты «Зеркало» в Турции, общественный деятель и в прошлом политик Рауф Миркадыров был задержан в Анкаре и депортирован в Баку. В аэропорту его внезапно задержали и заключили в СИЗО МНБ Азербайджана по подозрению в шпионаже и государственной измене.

Через несколько дней после этого тоже в аэропорту при попытке вылететь в Париж были задержаны глава азербайджанского Института мира и демократии, известная правозащитница и в прошлом тоже политик Лейла Юнус и ее супруг, сотрудник того же института и общественный деятель – Ариф Юнус. После задержания правозащитников в их квартире прошел обыск, а Ариф Юнус попал в больницу с сердечным приступом. По некоторым данным, накануне Лейла Юнус была вызвана в органы госбезопасности для дачи показаний по делу Рауфа Миркадырова, после чего спешно сделала себе шенгенскую визу и выехала в аэропорт на автомобиле французского посольства и в сопровождении посла Франции и временного поверенного в делах США в Азербайджане.

Пока идут следственные действия, и сказать что-то более определенное нельзя. Ясно лишь то, что все эти задержания связаны и что в их основе, со слов адвоката Р. Миркадырова, лежит обвинение журналиста в том, что он едва ли не с конца 2000-х годов, бывая на территории Армении, передавал армянским спецслужбам сведения, составляющие государственную тайну, в частности, данные по расположению частей азербайджанской армии. Против него было возбуждено уголовное дело по статье 274 («Государственная измена») УК Азербайджана, наказание за которое может составить от десяти лет тюрьмы до пожизненного заключения.

Задержание известных в Азербайджане людей, да еще по такому обвинению, вызвало серьезный резонанс в общественных и политических кругах как этой страны, так и в других государствах, например в Армении и в России. За редким исключением, общественное мнение едино: люди не верят в реальность предъявленных обвинений и очень сомневаются, как минимум, в том, что не связанные по роду своей деятельности со спецслужбами журналисты и общественники могли иметь доступ к государственным секретам, не говоря уже о том, чтобы их выдавать. Политологи и журналисты выдвигают свои версии происходящего. Все они, так или иначе, сходятся в одном: все трое являются людьми, как принято говорить, с активной жизненной позицией, они были неудобны властям, которые и постарались их устранить.

Это утверждение в полной мере относится к Рауфу Миркадырову, который в течение многих лет критиковал, наверное, все или почти все стороны политического процесса, с которыми он сталкивался. Так, он резко высказывался против российской политики на Южном Кавказе и выступал за поворот Азербайджана в сторону Запада. Он подвергал критике официальную Анкару за ее позицию в области прав человека и во многом критически относился к политике Азербайджана по целому ряду вопросов. Некоторые политологи утверждают, что именно из-за своей непримиримой позиции по отношению к бакинским властям Рауф Миркадыров был вынужден в 2011 году оставить Азербайджан и перебраться в более спокойную, как ему казалось, Турцию.

Людьми такого же плана являются и супруги Юнус. Лейла Юнус долгое время составляла списки политических заключенных Азербайджана, общалась с представителями стран Запада и показывала им разницу между благостной картинкой, распространяемой официальным Баку, и реальным положением дел. Ее супруг активно занимался политологией как на внутреннем, так и на международном уровне и занимал оппозиционную позицию по отношению к властям Азербайджана.

Все это так, но оппозиционность и критика властей не аналогичны предательству! Если для властей страны эти люди были неудобны и неугодны, это не значит, что они предавали саму страну и ее народ. Как писал Салтыков-Щедрин, «нельзя путать Отечество и Ваше превосходительство!» Рауф Миркадыров и супруги Юнус являются патриотами Азербайджана и отстаивали интересы своей родины так, как они их понимали. Их голос был слышен далеко за пределами страны, в том числе и потому, что они были (надеюсь, и будут) одними из тех немногих азербайджанских общественных деятелей, которые активно занимались народной дипломатией и общались с представителями самых разных стран, в том числе Армении.

По приглашению некоторых армянских общественных организаций, в частности армянского Института Кавказа, Рауф Миркадыров несколько раз бывал в Армении, где принимал участие в круглых столах, посвященных обсуждению политической ситуации в регионе; вместе с Арифом Юнусом он принимал участие в политических дискуссиях на площадке «Публичные диалоги», предоставленной исследовательским центром «Регион» под управлением Лауры Багдасарян.

В условиях очень непростых армяно-азербайджанских отношений в отличие от многих других азербайджанских политологов эти люди имели гражданское мужество публиковаться и в армянской печати. Так, думаю, многие читатели «Ноева Ковчега» помнят очень интересное и вызвавшее много откликов интервью, данное Рауфом Миркадыровым нашей газете в мае 2013 года.

Как человек, лично знающий Рауфа Миркадырова и Арифа Юнуса и принимавший участие в различных дискуссиях с их участием, я могу засвидетельствовать, что они всегда выступали с твердых позиций соблюдения интересов Азербайджана, были активны в их преследовании и поэтому очень часто наши подходы не совпадали. Более того – они были трудными собеседниками! Но в этом и заключается народная дипломатия – народы должны общаться, а не молчать и копить злобу! Так что в этом отношении я хотел бы полностью присоединиться к большинству политологов разных стран, высказавшихся на эту тему: я не вижу, как эти люди могут быть предателями своей страны, считаю их высококлассными специалистами в своей области, даже с учетом того, что не могу разделить их политическую позицию по многим вопросам.

Думаю, что реальные причины их ареста заключаются в другом. Скорее всего, мы имеем дело с ужесточением внутренней политики Азербайджана по отношению к несогласным и к тем, кто критикует официальные власти Баку. С этакой «охотой на ведьм» в новейшем азербайджанском варианте. При этом подходе ни народная дипломатия, ни «Публичные диалоги», ни правозащитная деятельность как таковые не нужны и даже противопоказаны, а значит, люди, занимающиеся этим, должны быть нейтрализованы, что и произошло с Рауфом, Лейлой и Арифом.

Можно спорить о том, что послужило толчком к началу закручивания гаек. Наверное, здесь стоит упомянуть и боязнь властей Баку повторения «арабской весны» и киевского «майдана» в Азербайджане, а значит, об их стремлении «на ранних подступах» уничтожить оппозицию, пусть даже слабую и неорганизованную.

Некоторые эксперты утверждают, что желание Ильхама Алиева в этом совпало со стремлением Тайипа Эрдогана – и во время недавнего визита последнего в Баку стороны просто обменялись списками неугодных им лиц. Не исключено, что Рауф Миркадыров попал сразу в оба черных списка. Надо упомянуть и о том, что ситуация в мире сейчас только способствует усилению гонений против несогласных в Азербайджане: с одной стороны, внимание мирового сообщества отвлечено на события на Украине, которые лишь увеличивают значимость Азербайджана как альтернативного транспортера углеводородов в Европу. С другой стороны, как известно, из последней версии ассоциативного соглашения с ЕС был исключен вопрос о территориальной целостности Азербайджана, что сильно огорчило руководство страны, которое, возможно, решило после этого поиграть по своим правилам… Но так ли это все важно? Главное – в другом: внутриполитическая ситуация в Азербайджане обостряется, окно возможностей и потенциал для переговоров сужаются, а значит, возможностей для мирного урегулирования ситуации становится все меньше.

Не приведет ли это к обострению и внешней обстановки, к возобновлению горячей стадии конфликта вокруг Нагорного Карабаха? Теоретически этого нельзя исключать. Ясно одно: скорее всего, будут новые аресты неугодных в этой стране. При желании можно найти людей, несогласных с курсом правительства Азербайджана и осмелившихся вести народную дипломатию. Значит, череда обвинений и «охота на ведьм» продолжатся. Хочет ли этого азербайджанский народ? Ведь молчание – не всегда золото…

Андрей Епифанцев

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 10 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты