№11 (241) июнь (16–30) 2014 г.

Азербайджан: возвращение в Центральную Азию?

Просмотров: 4061

Авторитарная система правления в Баку к лету 2014 года начала политический дрейф в сторону режимов Центральной Азии. Власть в Азербайджане практически копирует местные политические системы (пожалуй, лишь Кыргызстан является исключением).

Надо признать, процесс этот начался не вчера, ему максимально способствует сама политэкономия нефтегазового Азербайджана. Страны, сидящие на «нефтегазовой игле» – а почти 90% прямых и косвенных доходов Азербайджана идет из энергетической сферы и связанных с нею секторов экономики, – не могут не иметь авторитарной, пирамидальной системы политического устройства.

Однако весной 2014 года усиление авторитаризма внутри Азербайджана дошло, по всей видимости, почти до «логического» завершения. В апреле 2014 года начались преследования ряда видных представителей немногочисленного гражданского общества страны, а также ряда журналистов и правозащитников. По абсолютно неслучайному совпадению, подвергаться новым репрессиям азербайджанских властей стали именно те люди, которые в предыдущие годы и даже десятилетия пытались налаживать диалог, искать точки соприкосновения для компромисса между армянами и азербайджанцами в вопросе урегулирования карабахского конфликта.

Принятое на самом высоком уровне в Баку политическое решение привело к тому, что к лету 2014 г. были задержаны или находились под серьезным давлением со стороны властей большинство активистов, поддерживавших армяно-азербайджанские контакты. К примеру, в апреле 2014 г. был экстрадирован из Турции в Азербайджан и сразу же арестован местными спецслужбами (по сфабрикованному обвинению в сотрудничестве не то с армянской, не то с российской разведкой) известный азербайджанский журналист Рауф Миркадыров. Он долгие годы являлся одним из активных участников армяно-азербайджанской общественной дипломатии и неоднократно посещал Армению.

Кроме этого, в апреле начались преследования известного азербайджанского политолога Арифа Юнуса и его жены Лейлы Юнус, которые также были активно вовлечены в этот процесс, и ряда других азербайджанских активистов. В конце мая, уже после ареста и допросов одного из ее ведущих авторов и колумнистов – Рауфа Миркадырова – закрылась и известная азербайджанская русскоязычная газета «Зеркало». Список расширяется и продолжается…

Эти события произошли на фоне активности американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта Джеймса Уорлика. Выступая в вашингтонском Центре Карнеги, он предложил новую редакцию широко известных «старых» Мадридских принципов.

Идея активизации публичной дипломатии была особо отмечена в заявлении американского дипломата, и было понятно, кому она в первую очередь адресована – официальному Баку, который на фоне обострения отношений между Западом и Россией стремится под шумок решить внутренние проблемы и выкорчевать «опасное» инакомыслие в своей стране. Уничтожаются именно те люди и структуры в Азербайджане, которые не только связаны общественными контактами с армянской стороной, но и регулярно выступают против авторитарного режима Ильхама Алиева.

Ключевую роль в развертывании гонений на азербайджанские НПО весной 2014 года сыграли украинский кризис и резкое усиление противостояния между Россией и Западом. По признанию многих экспертов и политических деятелей, они создали ситуацию квазихолодной войны на постсоветском пространстве и в прилегающих регионах. На этом фоне у держав, вовлеченных в новую «большую игру» на пространстве бывшего СССР, вернулись прежние приоритеты в геополитике, а внимание к правам человека, демократическим процессам, проблемам мирного сосуществования снизилось. Если не у Вашингтона и Брюсселя, то у властей в Баку, Астане или Ташкенте – точно.

Усиление репрессий в отношении неправительственного и экспертно-журналистского сообщества Азербайджана в первую очередь связано с верой Ильхама Алиева и его команды в собственную безнаказанность, в то, что действия по «стабилизации» режима не встретят негативной реакции со стороны западных стран и организаций. Иными словами, власти в Баку уверены, что Азербайджан, пытающийся балансировать между Россией и Западом, настолько важен для внешних игроков (в первую очередь в западных столицах), что они закроют глаза на все действия режима внутри страны, на установление полного контроля над инакомыслием и оппозиционными силами.

Впрочем, поступки азербайджанских властей вызывают хоть и вялую, но все же негативную реакцию США, а также ряда европейских структур и стран. К примеру, французский президент Франсуа Олланд во время своего майского визита на Южный Кавказ, будучи в Азербайджане, специально настоял на своей встрече с Лейлой Юнус (кстати, кавалером французского ордена Почетного легиона). В Армении французский президент вновь призвал к налаживанию общественных контактов между народами конфликтующих сторон. Госдепартамент США на уровне официального представителя Джен Псаки критиковал Баку, а американский посол Ричард Морнингстар даже пригрозил азербайджанским властям новым Майданом.

Однако, похоже, азербайджанские власти такие угрозы и предупреждения абсолютно не пугают. Более того, Баку на самом высоком уровне сам накаляет ситуацию ответными угрозами и даже нравоучениями в отношении западных дипломатов. Так, всесильный глава администрации И.?Алиева Рамиз Мехтиев не только обвинил американского посла Морнингстара в непрофессионализме и грубом вмешательстве во внутренние дела Азербайджана, но и пространно критиковал всю внешнюю политику США на постсоветском пространстве, отметив, что «мировоззрение посла Морнингстара и тех, кто непосредственно руководит его деятельностью, застряло в прошлом и находится в противоречии со временем. Многополярный мир призывает отказаться от колониального мышления».

В таком поведении Баку многие эксперты увидели реверансы в сторону Москвы, которую репрессии внутри Азербайджана не только не волнуют, но, может быть, даже негласно ею приветствуются. Особенно если дрейф Баку от Запада в сторону России коснется и вопросов внешней политики.

По горькой иронии процесс «возвращения» Азербайджана в Центральную Азию совпал с периодом председательства этой страны в Совете министров Совета Европы. В мае 2014 года Азербайджан принял на себя председательство, имея фактически самое большое количество политических заключенных на европейском пространстве. Пренебрежение политической корректностью достигло пика, когда вице-президента Парламентской Ассамблеи Совета Европы Рене Рюке не пустили в Баку под предлогом посещения им территории Нагорного Карабаха.

Однако главная проблема Азербайджана, который уходит все дальше и дальше от европейских политических стандартов, в том, что, дрейфуя в сторону еще большего авторитаризма, страна получит в результате и многие хронические проблемы, которые столь свойственны Центрально-Азиатскому региону.

В первую очередь – усиление и расширение исламских антигосударственных движений (в самых разных формах – от импорта радикального северокавказского салафизма до расширения проиранских шиитских сетей), которые будут приходить на смену почти «вегетарианской» секулярной азербайджанской оппозиции. Пока еще исламский радикализм в Азербайджане загнан в подполье, но с уменьшением влияния политической оппозиции и гражданских движений, с одной стороны,

и сокращением потока нефтегазовых ресурсов – с другой он будет все более и более усиливаться. Как говорится, «все включено»…

Сергей Минасян, доктор политических наук, заместитель директора Института Кавказа

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 5 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты