№11 (241) июнь (16–30) 2014 г.

Увидят ли ростовскую «Гернику» ?

Просмотров: 4344

Что потерял бы мир, если бы картину Акима Ованесова «Из века в век» списали как «пришедшую в негодность» и утилизировали? А что бы мир потерял, если бы уничтожили «Гернику» Пабло Пикассо?

У этого произведения трудная судьба. От частого употребления эта фраза уже превратилась в газетный штамп, но про историю картины донского художника Акима Ованесова лучше не скажешь.

Рассказывает искусствовед, старший научный сотрудник Ростовского областного музея изобразительных искусств, председатель ученого совета Регионального объединения художественных музеев юга России Валерий Рязанов:

– В первый раз я увидел картину «Из века в век» лет 15 назад. Меня тогда пригласили в областной музей краеведения и попросили дать экспертную оценку ее состояния. Включили в состав комиссии, которая должна была дать добро на списание хранившегося в запасниках музея художественного полотна в связи с тем, что оно «пришло в негодность».

Когда картину развернули, я сразу понял, что это уникальная работа кисти выдающегося мастера и что ее можно реставрировать. Краска во многих местах осыпалась, в холсте кое-где были дыры, но сохранилось главное: лица людей, несколько десятков потрясающих образов мужчин, женщин, детей. Картина была написана в 1915 году, во время геноцида. Художник откликнулся на боль соотечественников и написал картину «Из века в век» о трагической судьбе своего народа. Она, безусловно, имеет большую художественную и историческую ценность. Тогда же, в 1915 году, картина экспонировалась на выставке Ростово-Нахичеванского общества изящных искусств (сохранились каталоги этой выставки). Разве такое произведение можно уничтожить? Я сказал, что не поставлю свою подпись под актом списания. А когда в прошлом году отмечалось 130-летие со дня рождения Ованесова, я навел справки, и оказалось, что картина по-прежнему хранится в музее краеведения. Состояние ее, к счастью, не ухудшилось, и я обратился в армянскую общину с предложением принять участие в решении вопроса о реставрации полотна.

Руководители Ростовской региональной армянской национально-культурной автономии «Нор-Нахичеван» откликнулись сразу же. По оценке привлеченных ими специалистов, реставрировать эту картины весьма непросто. И дело тут не только в стоимости работ (не менее 1,5 млн рублей), требуется сложнейшее оборудование, которого пока нет в ростовских реставрационных мастерских. По воле случая как раз в это время в Ростов приехал директор Национальной картинной галереи Армении Фараон Мирзоян. В Национальной картинной галерее есть самое современное (в том числе и электронный микроскоп последнего поколения) оборудование для реставрации даже серьезно поврежденных полотен.

Директор Мирзоян предложил помощь своих специалистов, причем галерея взялась отреставрировать картину бесплатно и гарантировала возвращение полотна после реставрации в Ростов. Однако разрешение на перемещение через границу художественных ценностей может дать только Министерство культуры Российской Федерации. Дирекция краеведческого музея обратилась туда, но получила отказ. А на редакционный запрос «Большого Ростова» из Министерства культуры пришел лаконичный ответ: «Выдача музейных предметов за рубеж производится в исключительных случаях. Причиной принятия решения о выдаче за пределы страны является отсутствие в России специалистов, которые могут осуществить сложнейшую реставрацию, и наличие таковых (единственных, уникальных!) за рубежом».

При этом наши российские специалисты должны дать?письменное заключение о невозможности реставрации картины?Акима Ованесова?в России. Но все дело в том, что возможности у нас, может быть, и есть, но нет желания спасти эту самую художественную ценность. Музейный экспонат, оказывается, списать и уничтожить можно, а отправить на реставрацию в Армению

нельзя!

– Средств на реставрацию этой картины в бюджете музея на 2014 год нет, – сказала корреспонденту «Ноева Ковчега» директор Ростовского областного краеведческого музея Галина Куликова. – Нужно подавать заявку на следующий год и, если деньги будут выделены, надо проводить торги на выполнение работ, на которых, как известно, не всегда побеждает лучшая организация.

…Смотреть даже на фотографию картины «Из века в век» тяжело: искаженные ужасом и страданием лица людей в зареве пожарищ. Глаза матерей, которые видят, как убивают их детей… Такие лики были у русских женщин, когда воины Батыя перебили всех защитников Козельска и ворвались в город, чтобы сровнять его с землей; такие лики были у матерей сожженной белорусской Хатыни и у женщин Страны басков, когда фашистские асы люфтваффе бомбили Гернику.

…Страшно, но и забыть нельзя! Иначе весь этот ужас может повториться. (Да уже повторяется – в Луганске и Донецке.) Всемирно известное полотно Пикассо хранится в музее королевы Софии в Мадриде. Когда картина Ованесова выйдет наконец из тьмы запасников музея краеведения, ее смогут увидеть ростовчане – мы с вами и наши потомки.

– Мы готовы всеми возможными способами помочь краеведческому музею отреставрировать (и тем самым спасти) картину Акима Ованесова, первого председателя Ростовского отделения Союза советских художников, – сказал исполнительный директор РРОО «Нахичеванская-на-Дону армянская община» Сергей Саядов. – В том числе и в сборе средств, если музей откроет специальный счет для пожертвований. Думаю, эту инициативу поддержат не только армяне, но и жители Ростова и Ростовской области разных национальностей. В хороших начинаниях мы всегда поддерживаем друг друга, и это как раз тот самый случай, когда общее благое дело может объединить всех людей, неравнодушных к истории наших народов и нашей общей многонациональной культуре.

Анна Лебедева

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 7 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Да,бывают случайности,которые решают судьбу шедевров.
  2. Многие захотят прибрать к рукам эти картины.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты