№13 (243) июль (16–31) 2014 г.

«Майдан» в Армении невозможен, но власти расслабляться не приходится

Просмотров: 1222

Приближение летних каникул, вопреки сложившейся традиции и явному стремлению традиционной оппозиции и власти уйти на отдых, не стало поводом для наступления полного штиля в политической жизни Армении. Напротив, возникли обстоятельства, обещающие заметный рост напряженности уже грядущей осенью.

Второй президент республики Роберт Кочарян продолжил резко критиковать действия прежнего правительства, делая при этом акцент на наиболее болезненных проблемах социально-экономической жизни, так или иначе задевающих широкие электоральные сегменты. Так, в фокусе его внимания оказалась недавняя сделка, в результате которой был продан Воротанский каскад из трех гидроэлектростанций, а покупателем стала дочерняя структура американской компании ContourGlobal – ЗАО ContourGlobal Hidrocaskade. Было объявлено, что цена сделки – 180 млн долларов. Стоит указать, что вся энергетическая инфраструктура страны, за исключением Ереванской ТЭЦ и Воротанского каскада, принадлежит российской стороне. Поэтому продажа трех ГЭС, производящих 20% электроэнергии республики, американцам означала бы появление в сфере энергетики нового сильного игрока. Но, кажется, этого может не случиться. После того как стали известны правительственные планы о повышении на 10% и без того очень обременительных тарифов на электроэнергию (что, разумеется, повлечет за собой цепную реакцию подорожаний во всех иных сферах), депутаты от оппозиции обратили внимание на положение в энергетической отрасли и, в частности, на сделку с американцами, которую прежнее правительство позиционировало как большое достижение. Их подходы обобщил и подытожил второй президент.

Единственным позитивом он назвал тот факт, что была сделана попытка привлечь в армянскую энергетику американскую компанию. Однако это была попытка с абсолютно негодными средствами, более того – сделка рациональному объяснению не поддается. «Самый привлекательный актив в электрогенерации Армении продается крайне сомнительным образом, в обход требования законодательства, минуя парламент. Фактически все энергетические объекты Воротанского каскада проданы путем отчуждения имущества, так, как будто продается устаревшая офисная мебель какой-то компании. При этом соглашение о купле-продаже непозволительно асимметрично, игнорирует интересы страны и делает республику слишком уязвимой в судах при любых возможных спорах. Очевидно также, что продажа «Воротана» на этих условиях приведет к удорожанию тарифов на электроэнергию, а это означает, что платить за ошибки (или алчность) чиновников будет вся Армения. Создается впечатление, что армянская сторона в проработке соглашения участия не принимала вообще либо шла согласованная игра в одни ворота», – сказал Роберт Кочарян, добавив, что, пока не поздно, следует серьезно пересмотреть соглашение или отказаться от продажи вообще. «Незаконность сделки настолько очевидна, что причастные к ней лица вряд ли избегут ответственности, это лишь вопрос времени. Да и для покупателя это очень сомнительное по форме приобретение», – подытожил второй президент.

Почти сразу после этого он обрушился на еще одну крайне непопулярную новацию властей – платные парковки на улицах Еревана, которые автолюбители называют «красными линиями». По словам экс-главы государства, ничего подобного нет ни в одной цивилизованной стране, да там такое никому и в голову не придет. В целом драконовские штрафы за любое нарушение правил дорожного движения достигли масштабов, когда можно говорить, что водителя не просто наказывают за конкретный проступок, а фактически лишают средств к существованию. Во-вторых, львиная доля штрафов идет отнюдь не в государственный или муниципальный бюджет, а «оседает в карманах частного лица», причем это «лицо» находится в родственных отношениях с главой государства. Не случайно парковками занимается частная компания, а не столичная мэрия. Отсюда вывод: «У нас частные компании осуществляют монопольную деятельность на муниципальных территориях и бесконтрольно получают сверхприбыли, находясь за рамками антимонопольного законодательства и соответствующих служб. Более того, функцию выбивания денег у населения выполняют государственные органы Армении. То есть органы власти в поте лица обеспечивают сверхприбыли частным компаниям. Абсурдность и циничность происходящего не укладывается ни в какие моральные рамки, противоречит здравому смыслу и цивилизованной мировой практике. Здесь косметические меры ничего не решают. Нужно пересматривать саму формулу государственного, муниципального и частного партнерства, от размеров штрафов до порядка их распределения. Штрафы граждан не могут становиться средством обогащения частных лиц», – заявил Кочарян.

Здесь стоит вспомнить, что, когда 6 лет назад первый президент республики Левон Тер-Петросян после 10-летнего перерыва вернулся в политику и возглавил оппозиционное движение, Роберт Кочарян осудил его, заметив, что такой шаг обесценивает институт первого президента, «отца-основателя» новой Армении, а самого Тер-Петросяна низводит до уровня второразрядной политической фигуры. Действительно, в течение последних лет яркая некогда харизма Тер-Петросяна в силу целого ряда причин существенно померкла. Можно было бы сказать, что Роберт Кочарян повторяет ошибки своего предшественника, если бы не ряд важных нюансов.

Главный из них состоит в том, что правление Кочаряна в социально-экономическом отношении выгодно отличалось от времен президентства Тер-Петросяна, когда страна находилась в состоянии войны и жесточайшей блокады, государственные институты были слабы, правительство решало задачи отнюдь не стратегического развития, а выступало в роли «пожарной команды», вынужденной «гасить» периодически возникающие кризисные ситуации. Между тем, годы президентства Кочаряна стали временем общего подъема мировой (в том числе и российской) экономики, что позитивно сказалось на положении Армении. Правда, развитие носило во многом однобокий характер и происходило, в первую очередь, за счет строительного сектора, что впоследствии, когда начался мировой кризис и «строительный пузырь» лопнул и в США, и в Европе, и в России, тяжело сказалось на Армении. Тем не менее в эти годы сокращалась бедность, несколько снизились (хотя и оставались высокими) темпы миграции, а главное – малый и средний бизнес не находились под столь жестким, как ныне, налоговым прессингом. Поэтому сравнение, которое вольно или невольно проводит каждый житель страны, выглядит не в пользу нынешней власти. И еще один важный факт. Левон Тер-Петросян к концу своего правления утратил заметную часть поддержки, которой ранее пользовался в Москве как ставленник российских демократических сил. В то же время известные изменения в российской власти и идеологии, сегодня еще более окрепшие, именно «твердого» и далекого от какого-либо либерализма Роберта Кочаряна делают весьма удобным для Москвы политиком. Это не говоря о том, что второй президент Армении, будучи топ-менеджером российской АФК «Система», имеет существенные связи в российском предпринимательском и политическом истеблишменте. Поэтому-то, думается, его попытка возвращения в большую политику в Армении имеет принципиальные отличия от аналогичной попытки Тер-Петросяна.

Высказывания Кочаряна, разумеется, не остались незамеченными, вице-спикер парламента и споуксмен правящей Республиканской партии Армении Эдуард Шармазанов заявил, что они республиканцев не беспокоят. «Заявления Роберта Кочаряна, его возможное сотрудничество с оппозиционной «четверкой» (партии «Процветающая Армения», «Наследие», АРФ «Дашнакцутюн» и «Армянский национальный конгресс») не заботят РПА», – отметил Шармазанов. Но, разумеется, это не так, иначе и комментировать нужды не было бы. Однако, помимо прочего, второй президент выступил сторонником перехода к полностью пропорциональной системе выборов парламента страны, а это – крайне опасное для РПА требование оппозиции, поскольку правящей силе удавалось обеспечить свое большинство, в первую очередь, за счет мажоритарных округов, где административный ресурс служил успеху кандидатов-республиканцев. Зато пропорциональная система дала бы большие шансы «Процветающей Армении» олигарха Гагика Царукяна. Напомним, что истинным основателем и реальным лидером этой партии является именно Роберт Кочарян. И если готовящиеся конституционные новации действительно превратят Армению в парламентскую республику, при пропорциональной системе республиканцам вряд ли удастся сохранить власть.

Вторым «тревожным звонком» для армянских властей стало продолжение неприятной истории, связанной с недавним визитом в Ереван руководителя РИА «Новости», известного телеведущего Дмитрия Киселева. Киселев, напомним, посетил Национальное собрание, где сказал, в числе прочего, что пора бы сделать русский язык в республике вторым государственным, поскольку нельзя быть в геополитическом и экономическом союзе с Россией, а культурно и ментально ориентироваться на иные центры силы. Это вызвало явное недовольство, армянские чиновники дезавуировали высказывания Киселева, который «как журналист может говорить все, что ему угодно, но это ничего не значит», а некоторые прозападные гражданские активисты даже предложили сделать руководителя ведущего российского государственного агентства персоной нон грата. Однако очень скоро стало ясно, что Киселев в Армении говорил отнюдь не то, что «ему угодно», а то, что должен был сказать как видный деятель российского информационного поля и, по существу, высокопоставленный представитель российской власти. Ответ российской стороны оказался очень жестким. РИА «Новости» опубликовало статью «Куда плывет армянский ковчег», подобной которой по критическому накалу в российских СМИ в отношении Армении не появлялось, пожалуй, никогда.

Суть публикации в том, что, поскольку Ереван находится в процессе вступления в евразийские интеграционные проекты, можно ожидать, что Вашингтон попытается этому помешать, и «одной из целей после Украины, скорее всего, будет Армения». Об этом говорит и активность, демонстрируемая в настоящее время послами США и Польши в Ереване, которые советуют трансформировать возможный референдум по конституционным изменениям в «общенациональный митинг недоверия властям». (Вопрос только в том, что в противостоянии задействована главная пророссийская сила страны – «Процветающая Армения», но этого автор статьи, по понятным причинам, предпочитает не замечать – как и того, что никаких антироссийских настроений, вопреки содержащимся в статье утверждениям, в Армении нет и по определению быть не может.) Зато зорко замечено, что «как показал опыт киевского Евромайдана, переворот тем легче организовать, чем слабее идеологическая работа со стороны власти (наряду со все возрастающей коррупцией)». «Правящая Республиканская партия Армении сейчас больше напоминает бизнес-клуб. Ее официальная идеология – армянский национализм Гарегина Нжде. Концепция этноверы («нация-религия») этого военного деятеля Первой Республики (1918-1920 годы) сформулирована 100 лет назад. В век информационных технологий и глобализма мир настолько изменился, что тезисы столетней давности уже абсолютно архаичны. Кроме того, идеология Гарегина Нжде, как любой национализм, работает не на объединение, а на противопоставление – в частности, тюркам. Окруженная с двух сторон тюркскими народами страна не может жить в состоянии вечного конфликта, подпитываемого идеями «арийского» превосходства». Тем более что армяне всегда были толерантными, гостеприимными людьми, а культивируемый (читай – идеологией правящей партии) национализм «лишает нацию этих преимуществ». Но это все цветочки. Ягодки впечатляют намного больше. «Гарегин Нжде активно сотрудничал в годы Второй мировой войны с нацистами, считавшими армян такими же «недочеловеками», как и славяне. Героизировать его оскорбительно для потомков одной из стран – победительниц во Второй мировой войне. Очевидно, что РПА сегодня нуждается в разработке качественно новой идеологии, отличной от национализма начала XX века, ориентирующегося на поддержку Запада». Отсюда вполне приемлемый вывод о том, что нельзя строить будущее, оставаясь в замкнутом пространстве из теней прошлого. Поэтому «сегодня вместе с евразийской интеграцией для Армении встает вопрос о поиске новой основы для своей идентичности. И коль уж власть задумала менять Конституцию, то пришел момент внести и некоторые изменения, которые помогут предотвратить реализацию Западом украинского сценария на армянской земле: признать русский язык вторым государственным; поставить во главу государственной политику идею единства всех наций, проживающих на данной территории. И не обойти вопрос формирования новой объединяющей, а не основанной на национализме идеологии... Стоит вспомнить, что только вместе нашим народам удавалось выстаивать в самые тяжелые времена.

И от того, какой курс выберет армянский ковчег сегодня, зависит, удастся ли нам и дальше вместе выдержать предстоящие испытания».

Столь подробное цитирование представляется необходимым для того, чтобы показать, что в Москве, на самом деле, недовольны царящей в Армении атмосферой и ссылки на оппозицию, которая якобы ведет дело к «евромайдану», – это просто обязательная фигура речи, поскольку в Ереване прекрасно знают, что никакой Запад не в состоянии ничьими руками устроить в Армении прозападный переворот. Просто таких рук в Армении нет, как и соответствующих настроений. А вот недовольство социально-экономическим положением, коррупцией, чрезмерными налогами, огромными штрафами, растущими тарифами на все и вся, безнаказанностью «касты неприкосновенных» бизнесменов и политиков возрастает.

Все это в совокупности – очень тревожные сигналы для армянской власти, которая конечно же не может в одночасье легко и просто отказаться от идеологических основ, на которых некогда маленькая группка антисоветских диссидентов создавала подпольную Республиканскую партию. Не может, хотя подавляющее большинство функционеров РПА никогда (об этом можно говорить с уверенностью) сложных текстов Нжде не читали и с особенностями его биографии знакомы очень слабо.

А это означает, что формировать новую «объединяющую» идеологию в Армении (население которой на 98% состоит из армян) должна какая-то другая политическая сила. В этом и состоит основной посыл, который пытается донести до официального Еревана российская власть (или, по крайней мере, некоторые из могущественных «кремлевских башен»).

Положение явственно усугубляется тем фактом, что в последнее время очевидный ренессанс переживают российско-азербайджанские отношения, эксперты поговаривают о неких «новых предложениях», которые якобы готовится выдвинуть российская сторона для решения проблемы Карабаха, причем эти предложения будто бы могут оказаться приемлемыми в первую очередь для Азербайджана. Это, скорее всего, спекуляции, потому что Москва при любом раскладе не пожелает нарушить сложившийся в регионе силовой и политический баланс. Но факт состоит в том, что процесс вступления Армении в Таможенный союз и тем более – в Евразийский экономический союз стал притормаживать. Говорится, что Казахстан и Белоруссия выступают против того, чтобы Карабах по умолчанию стал частью единой таможенной территории. Также ситуацию осложняет подписание Грузией Ассоциативного соглашения с ЕС, что порождает массу вопросов, связанных с порядком пересечения грузов на армяно-грузинской границе (а это более 70% товарооборота страны).

В любом случае новая ситуация не обещает армянской власти легкой и спокойной жизни. Нынешняя осень и без всякого «майдана» может оказаться весьма жаркой.

Армен Ханбабян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 9 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты