№ 15–16 (245–246) сентябрь (1–15) 2014 г.

Кшиштоф Занусси: В Армении я зарядился новой творческой энергией

Просмотров: 3124

Третий год подряд в рамках Международного фестиваля «Золотой абрикос» проходит вручение премии Армянской Апостольской Церкви «Да будет свет!», которой удостаиваются деятели кино, заслужившие мировое признание, открывшие миру новую грань мироздания, сумевшие оригинально и по-своему объяснить то или иное явление. Кто своим творчеством содействует сохранению духовных, культурных и гуманитарных ценностей. Очередной премии удостоился всемирно известный польский режиссер Кшиштоф Занусси.

Выбор лауреата определило и другое обстоятельство. В далеком 1969 году, когда Параджанов попал в опалу к советскому режиму и находился уже в тюрьме, в Армении проходили съемки фильма группы польских режиссеров, в которую входил и Занусси. По просьбе Параджанова и его друзей он вместе со своим съемочным материалом помог вывезти пленки с фильмом «Цвет граната», который был запрещен в СССР и подлежал уничтожению. Именно благодаря этому отчаянному и смелому поступку был сохранен шедевр мирового кино. С этих событий началось мировое признание Параджанова, триумфальное шествие по всему миру кинофильма «Цвет граната». Поэтому премия Армянской Апостольской Церкви «Да будет свет!» и на этот раз нашла своего достойного и заслуженного лауреата. Наш корреспондент попросил Кшиштофа Занусси поделиться впечатлениями и ответить на ряд вопросов.

– Каковы Ваши первые впечатления?

– Прекрасно, что Армянская Церковь так открыта для культуры, в той важной области культуры, как кино. Судя по фестивалю «Золотой абрикос», в Армении понимают значение кино и пытаются восполнить этот пробел. Выше всякой похвалы то, что в этом принимает участие Армянская Церковь. Это редкий пример, пожалуй, единственный в мире. Я очень рад, что у вас в Армении есть компетентные люди, которые находят в кино те элементы духовности, которые многие критики международного класса просто не замечают.

– А как Вы для себя оцениваете такой подход лично армянского Католикоса?

– Только положительно. Это очень современный подход. Видеть добро там, где оно есть, даже если большинство этого не видит, это очень здорово и поучительно. В этом есть какая-то великая мудрость древности. Армянская Церковь очень открыта. Она понимает, что христианство одно. Духовность обязательна и спасительна. Даже если у нас есть теологические противоречия, которые нас разделяют. Но любовь должна существовать. И в Армении я особенно чувствую это. Здесь нет вражды между людьми, взаимного неприятия, отчуждения, которое характерно для других стран. Здесь человек чувствует себя спокойно и комфортно. Это очень важная вещь.

– А почему Вы думаете, что будущее за христианством?

– Потому что я вижу, что все попытки построить мышление без бога ни к чему хорошему не приводят. Советский Союз рухнул еще и потому, что был безбожным. И никакой духовной инспирации я не нашел. А христианство, я в это верю, оно вечно. Конечно, оно имеет свои новые формы, новое содержание, которое мы начинаем понимать только сегодня. Когда новая физика дает нам совсем новые модели, с помощью которых мы можем понимать содержание Библии более глубоко и современно.

– Какое место будет занимать премия «Да будет свет!» Армянской Церкви в Вашей коллекции наград?

– Она прежде всего очень красивая, и это огромная радость. Я чувствую себя счастливым, когда получаю какую-либо награду или премию. Дело в том, что я очень самокритичен, я всегда сомневаюсь в оценке своей работы. И когда она находит признание и тем более награждается, это меня искренне радует. Поскольку доказывает, что мои мучительные поиски во время создания фильма были не зря, я нашел единственно правильный путь к сердцу зрителей.

– В свое время вы помогли Сергею Параджанову вывезти его фильм «Цвет граната» в Европу, откуда мир и узнал о гении Параджанова. Вас еще что-то связывало с Арменией?

– Тогда мы были молоды и несколько бесшабашны. Конечно, когда ко мне обратились с просьбой помочь вывезти фильм Параджанова, никаких сомнений у меня не возникло, даже страха не было. Но риск, безусловно, был. Нам пришлось в металлические коробки с пленками наших съемок вложить часть готового фильма Параджанова и таким образом вывезти его. Но, повторюсь, здесь моя роль была скромная, я был лишь участником этой акции. А главную ответственность на себя взяли другие. Сегодня эту историю довольно детально и подробно описали многие газеты и издания. Поэтому повторяться я не буду. У меня было много поездок в Армению, было много студентов из Армении. Они приезжали ко мне, я приезжал к ним. Так что у меня связи с Арменией довольно сильные. Потом, у нас в Польше хоть и небольшая, но сильная и влиятельная армянская диаспора. Здесь многие не знают, но у нас в Польше еще со Средних веков армяне ассоциируются только с образованными и богатыми людьми. В Польше люди очень гордились, если в их семье были армяне. Потому что верили, что у их дочерей будут красивые глаза, если появится армянская кровь. Так что в Польше хорошо знают и чтут армян.

– На фестивале показали только один Ваш фильм – «Утверждение делом», который был, насколько я знаю, среди Ваших первых фильмов…

– Дело в том, что хорошее кино имеет долгую жизнь. Более того, со временем его ценность возрастает. Как, к примеру, раритеты в изобразительном искусстве. Здесь важен не столько возраст, сколько сохранность свежести идей, заложенных в нем. В этом смысле кино не имеет возраста. Я надеюсь, все, кому удалось посмотреть мой фильм впервые, почувствовали и поняли, что как и главный герой фильма, так и все идеалисты обречены на душевные страдания, поскольку они не могут примириться с имеющей место в той или иной мере в мире коррупцией. В этом и заключается причина того, что подобного склада люди становятся революционерами. Мне кажется, что эта тема сегодня в Армении очень актуальна.

– Какова ситуация в армянском кинематографе, мы более или менее знаем, а какова она в польском кинематографе?

– Я не могу давать оценок, поскольку сам являюсь его представителем. Недостатка в талантливых режиссерах мы не испытываем. Один из них Войцех Марчевский, который в этом году участвовал в фестивале «Золотой абрикос». Он привез и показал свой прекрасный короткометражный фильм «Игры», который был великолепно принят армянским зрителем. Это дает мне основания утверждать, что польский кинематограф находится в не таком уж и плохом состоянии. Главное у нас есть – талантливые профессиональные кадры.

– По всему видно, что Вы полны энергии и сил. Чем собираетесь порадовать зрителя в ближайшее время?

– Я уже подошел к завершению своего нового фильма «Чужое тело», который выйдет в прокат, скорее всего, осенью этого года. Снимался фильм в Польше и Италии. Мне почему-то очень нравится снимать фильмы за рубежом. Возможно, в один прекрасный день я буду проводить съемки в Армении. Но кроме кино, в последние годы я много работаю в театре, ставлю спектакли и оперы в разных европейских странах. И это мне очень нравится. Мне кажется, что это идет на пользу мне как кинорежиссеру. Так что, если вдруг встретите мое имя на театральной афише, не удивляйтесь. Думаю, если в Армении когда-нибудь я появлюсь в новой своей ипостаси, это будет здорово. А сегодня я воодушевлен, нахожусь в прекрасном настроении от того, что побывал в Армении, встретился с интересными и умными людьми. Можно сказать, зарядился новой творческой энергией.

Беседу вел Эдуард Сахинов

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 12 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты