№ 15–16 (245–246) сентябрь (1–15) 2014 г.

«Содружество журналистов» увидело Крым глазами крымчан

Просмотров: 4002

«Нам очень важно услышать голоса крымчан», – сказал председатель совета медиаконгресса «Содружество журналистов» Ашот Джазоян в начале поездки по Крыму нескольких десятков журналистов из русскоязычных СМИ стран СНГ, Евросоюза и США. По итогам прошедшей в Ялте Международной ассамблеи молодых журналистов «Зарубежные русские медиа в Крыму 2014» эта цель была достигнута.

Побывав благодаря насыщенной программе в Симферополе, Ялте и Севастополе, журналисты получили возможность услышать голоса не только русских крымчан, но и представителей других общин многонационального Крыма. Для нашей работы поездка имела исключительное значение, учитывая, что прежде мнение о полуострове и обстоятельствах его вхождения в состав Российской Федерации основывалось на информационных источниках, зачастую ангажированных или пристрастных.

После разговоров с крымчанами стало ясно, что результаты референдума в целом действительно отражали настроения и волю народа. Особое впечатление на меня произвела уже бывшая смотрительница Дома-музея Чехова в Ялте Алла Васильевна Ханило. Женщина весьма преклонных лет так спешила на референдум, что упала и сломала руку, однако «за» вхождение Крыма в РФ все же проголосовала.

Отдельный вопрос – причины, побудившие крымчан стремиться в состав России. В первую очередь они социально-экономические. Основным источником дохода региона традиционно был и остается туризм. Глядя на состояние крымских дорог, пляжей, аэропорта, некоторых гостиниц и другой сопутствующей инфраструктуры, становится понятно, что в последние годы инвестиции в сферу туризма Украиной осуществлялись нечасто. Низкими были и зарплаты, и пенсии жителей Крыма. Теперь благодаря России они выросли, чего, впрочем, нельзя сказать о доходах крымчан от туризма. Если в 2013-м Крым посетило более 6 млн туристов, то к середине июля – лишь 2 млн человек, и то по самым оптимистичным данным местных властей. Причины падения турпотока на поверхности. Закрытая Украиной железная дорога, ранее доставлявшая 65% туристов в регион, и нежелание украинцев отдыхать в российском Крыму сделали свое дело. Крымские пляжи, конечно, не пустуют, но на них отдыхают главным образом россияне и граждане Украины, бежавшие от бомбежек из Донецкой и Луганской областей.

Сегодня Крым ожидает от Москвы в первую очередь инвестиций в довольно ветхую инфраструктуру, и главное – строительства моста, который соединит полуостров с остальной Россией. Согласно Федеральной целевой программе по социально-экономическому развитию Крыма, до 2020 года регион получит от Москвы 648 млрд рублей. Примерно половина этой суммы пойдет на строительство моста через Керченский пролив. Остальные дотации пойдут на здравоохранение, школьные и дошкольные учреждения, энергетику, водоснабжение и водоотведение. Новый мост, несомненно, позволит увеличить турпотоки и в целом будет способствовать развитию крымской экономики. И все же разделять эйфорию, в которой сегодня пребывает большая часть крымчан, пока рано. Люди искренне верят в то, что российский Крым благодаря денежным потокам из Москвы скоро превратится в земной рай. Но местные журналисты и некоторые информированные люди советуют делать поправку на крымскую реальность: на коррумпированность местных чиновников, на последствия международных санкций и общую кризисную экономику.

Улыбающийся ослепительной улыбкой 5-летний белобрысый Ярик стал моим главным проводником по расположенному в Севастополе лагерю беженцев с Украины. Ярик, безмятежно улыбаясь, рассказал нам, что «бежал, чтобы не умереть, потому что нас бомбили». В лагере живут в основном женщины и дети: 570 человек из 7000 приехавших в Севастополь из Донецка и Луганска граждан Украины. Все они стремятся получить статус беженца, легализовав свое пребывание на территории России, а впоследствии получить российские паспорта с крымской пропиской. Палаточный лагерь развернут российским МЧС на футбольном поле, и люди живут в нем очень скудно, но возвращаться на Украину беженцы не хотят. По их словам, возвращаться им некуда, дома превратились в руины в результате действий и украинских силовиков, и местных вооруженных формирований: «ополченцев» или «сепаратистов» – кому как угодно.

Особое впечатление у всех участников поездки оставило посещение 35-й Береговой батареи в Севастополе. В далеком июле 1942-го брошенные своим командованием солдаты 35-й не знали, что приказом главнокомандующего Приморская армия прекратила свое существование, и продолжали последними силами стоять насмерть на последнем рубеже обороны Севастополя. Эвакуировалось лишь командование, все остальные нашли свою смерть на севастопольских скалах… Мы прошли по подземным тоннелям, разглядывали портреты давно ушедших людей, слушали экскурсовода, которой я лично глубоко благодарен за ее труд. Почти каждый из нашей многонациональной компании нашел однофамильцев на стене с именами павших героев 35-й… Поэтому отдельная благодарность – создателям и хранителям этого исторического комплекса.

В ходе поездки по Крыму часто доводилось слышать разговоры о здешнем «русском духе». Спорить не буду, но я лично проникся духом армянским, который тоже ощутим в Крыму. Для меня он воплотился в очаровательной руководительнице профессионального тренинга Елене Гукасян, которая и рассказала мне, журналисту из Армении, о сегодняшней жизни, успехах, проблемах армянской общины Крыма. По ее словам, официально сегодня армяне составляют не более 0,5% населения Крыма. Живут они главным образом в Армянске, Симферополе, Евпатории, Феодосии, Керчи, Ялте и Севастополе. Однако в реальности наших соотечественников в регионе намного больше. Армяне Крыма – в основном обеспеченные люди, занятые в сфере туризма. С 1989 года действует «Крымское армянское общество», возглавляемое Вагаршаком Мелконяном. В состав КАО входит 14 региональных отделений, деятельность которых координируется Национальным советом крымских армян. При КАО также действует культурно-этнографический центр «Луйс», издается газета «Голубь Масиса». В Ялте, Феодосии, Евпатории действуют армянские церкви. А в Симферополе есть воскресный армянский колледж. «Наша община – крепко сплоченный организм», – убеждена Елена Гукасян. По ее словам, особых проблем армяне Крыма не испытывали с античных времен, поскольку ни внешне, ни по духу ничем не отличаются от остальных крымчан. Единственной, но серьезной проблемой армян Крыма, по ее мнению, сегодня является сохранение идентичности. Программа репатриации армян в Крым сегодня полностью провалена. В 1944-м армян наравне с болгарами, греками и немцами депортировали. Еще одна депортация была при Екатерине Второй. В результате сегодня наш культурный слой довольно тонок, признает Елена.

Подытоживая впечатления, позволю себе вернуться к первому впечатлению о Крыме. Уже на выезде из симферопольского аэропорта дорога в Ялту уставлена щитами с лицом президента Путина и его цитатой «Крым и Севастополь вернулись в родную гавань». Хотелось бы надеяться, что жители прекрасного и гостеприимного Крыма скоро действительно почувствуют себя в родной гавани, надежно защищенной от всех ветров и непогод.

Давид Степанян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 9 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты