№18 (248) октябрь (1–15) 2014 г.

Что приобрел и потерял Ереван за последние несколько лет?

Просмотров: 1465

Каждый приезд в Ереван я невольно отмечаю все изменения, которые произошли в городе за время моего отсутствия. Конечно, то же самое происходит в любом городе, но Ереван особенно дорог тем, кто жил в нем и работал; для кого он является столицей исторической родины. Даже для постоянных жителей город ежедневно меняется, пусть и медленно. Но как меняются сами жители, атмосфера армянской столицы?

Попав в центр, где жизнь сегодня кипит, настроение людей приподнятое, а архитектура величественная, сравниваешь его с Ереваном прошлых лет, с тем временем, когда в армянской столице не было ни газа, ни света, ни воды. Эти времена ушли, в двадцать первый век Ереван шагнул уже в пристойном состоянии. А ведь когда-то люди в городе не жили, а выживали, снося все многочисленные невзгоды.

Теперь все иначе. Но на фоне относительного благополучия — достаточно энергоресурсов, работают транспорт и инфраструктура в целом – в Ереване наблюдается острый дефицит кое-чего очень важного для города, без чего Ереван перестает быть самим собою.

У каждого города есть своя душа – и она неповторима и неподдельна. «Но сейчас Ереван уже не тот», – это вам скажет практически каждый знавший столицу в иные годы и побывавший в Ереване современном. Приятно, когда его хвалят за положительные внешние изменения. Но когда речь идет о падении его духа – это не просто обидно, это больно.

Все больше и больше одна из мировых столиц начинает походить на «объект». Теперь Ереван уже не принадлежит ереванцам, хозяевами города стали другие люди. Когда-то город образованных, культурных людей, Ереван вел народ за собой, помогал развиваться, прежде всего в духовном плане. В советское время приток населения в столицу Армении был организован искусственно; однако город сумел ассимилировать эти массы народа, они не изменили его атмосферу.

Сегодня же, наоборот, чужая субкультура доминирует в столице республики. Теперь Ереван уже не диктует ценности своим новым жителям – они сами диктуют свои принципы Еревану. Где интеллигенция, задававшая ритм, темп и акцент былой ереванской жизни? Где все эти люди? В Штатах, Европе или Российской Федерации, но не в Армении. За границей они, даже если и захотят, мало что могут сделать для поддержания культурного уровня своего города. Финансовые вливания могут как-то поддержать работников культуры, можно открывать научные центры, школы искусств, организовывать форумы… но дух города импортировать невозможно. Он живет лишь там, где родился.

Когда кто-то видит старенького сапожника Сероба, сидящего за работой в одном из дворов в центре города, – это замечательно; ведь нельзя осовременить город, полностью выгнав его колорит из центра на окраину.

Так же интересно видеть, как дядя Гуго, говорящий на одном из диалектов армянского языка, искусно готовит кебаб и подает его своим клиентам…

Но стиль и образ жизни этого города не может диктоваться теми, кто осел здесь, но не принял тот особый столичный дух, который определял Ереван в течение многих лет.

Отток населения из страны имеет массовый характер – так можно было сказать лет пятнадцать-двадцать назад; сейчас речь идет уже о катастрофических масштабах. Судить о населении страны по кипящей жизни Еревана будет только наивный человек – столица остается столицей. Как пел Высоцкий: «Сотвори Господь хоть пятьдесят Одесс – все равно в Одессе будет тесно».

Если, будем надеяться, дело не в целенаправленной политике уничтожения национальной идентичности, то выходит, что дело в непростительных ошибках, пробелах, промахах, наконец, в уснувшей бдительности. Выход из ситуации конечно же есть: не промахиваться более, ибо следующий промах может оказаться неисправимым.

Николай Акопов

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 4 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты