№19 (249) октябрь (16–31) 2014 г.

Об эволюции азербайджанского радикализма в условиях независимой государственности

Просмотров: 2900

В собирательном сознании современных азербайджанцев настолько прочно внедрились, укоренились, устоялись, поселились беспощадно тиражируемые – в промежутке последних десятилетий – ложные посылы, стандарты и клише, что со временем все они превратились в догму.

Для большинства рядовых азербайджанцев эти догмы и есть та «абсолютная и безоговорочная истина», которая взращивает, вскармливает, вспаивает, выхаживает, пестует, воспитывает, просвещает, наставляет и провожает в мир целые поколения азербайджанских патриотов. И мир этот оказывается войной.

Императивная убежденность последних в существовании каких-то ранних форм азербайджанской государственности, равно как и слепая уверенность в переделе «исконно» азербайджанских земель Российской империей, в занятии армянами собственно азербайджанских территорий, в иранских посягательствах на азербайджанское этнокультурное наследие и т.д., не только определяет главные векторы публичной активности, но и становится в руках политической элиты этой ныне суверенной республики удобным механизмом пропаганды и упрочения собственных позиций.

В последние годы появилось немало исследований на тему армяно-азербайджанских отношений, в которых сами отношения рассматриваются сквозь призму отдельно взятой карабахской проблемы. Основной недостаток подобных сочинений – методологический, ибо карабахская проблема не причина армяно-азербайджанского антагонизма, а следствие, поэтому ее изолированное представление отражает действительность в кривом зеркале, смещает акценты, формирует искаженную реальность, не позволяет находить ответы на важнейшие вопросы, кстати, никак не связанные с разрешением отдельного конфликта.

Согласимся, что невозможно, отталкиваясь лишь от проблемы Нагорного Карабаха, понять направленность следующего обращения общенационального лидера азербайджанского народа (терминология официальная) Гейдара Алиева к историкам: «Надо создавать такие произведения, чтобы они постоянно, в последовательной форме доказывали принадлежность Азербайджану земель, где расположена ныне Армения. Мы должны сделать это. Мы должны открыть дорогу будущим поколениям» («Бакинский рабочий», 02.02.1999).

В 1998 г. президент Гейдар Алиев заявил: «Территория, называемая сейчас Арменией, это Западный Азербайджан – Иреванский, Гейча, Зангибасарский, Зангезурский махалы – все это было местом проживания азербайджанцев, мусульман. Не думаю, что ислам на этой земле стерт навеки. Ислам опять вернется туда, где был. Я верю в это, верю, что хозяева этой земли – мусульмане, азербайджанцы вернутся туда <...> эти земли никогда нельзя стереть с карты ислама» («Бакинский рабочий», 15.12.1998).

Спрашивается: какое отношение имеет это программное (по сути) заявление к карабахской проблеме? Особенно если отталкиваться от того факта, что обращения к тому же Еревану как к «неотъемлемой части Азербайджана» – это не разработка сегодняшнего дня, не придуманный здесь и сейчас «ответ на армянские посягательства на Карабах», как полагают некоторые несведущие «эксперты». Притязания озвучивались еще не заре провозглашения турками-османами в 1918 г. Азербайджанской Демократической Республики и вписывались в контекст пантюркистской идеологии. Иными словами, притязания озвучивались еще тогда, когда самой карабахской проблемы в ее современном понимании просто не существовало.

В 1998 г. в Баку увидела свет «Историческая география Западного Азербайджана» со специальным титульным указанием на то, что книга печатается «согласно Указу Президента Азербайджанской Республики Гейдара Алиева от 26 марта 1998 г. «О Геноциде азербайджанцев»». Под «Западным Азербайджаном» подразумевается современная Республика Армения. В предисловии подчеркивается: «Данный сборник играет особую роль в заполнении той пустоты, которая имеет место в исследовании истории, географии Азербайджана, исторических корней азербайджанского народа. Известно, что в нашей историографии имеется нуждающийся в исправлении серьезный недостаток <...> Доказано, что этносы тюркского происхождения на территории нынешней Армении начали жить еще в VIII-VII вв. до нашей эры и что <...> Иреванское ханство, занимавшее особое место среди азербайджанских ханств своей мощью и позицией, с древних времен являлось землей Азербайджана» («Историческая география Западного Азербайджана». Баку, изд. «Азербайджан», 1998. Составитель – С. Асадов, научный редактор – академик Б. Будагов).

В годы правления нынешнего президента Ильхама Алиева политика, ориентированная на курс представления международному сообществу (как и народонаселению собственной республики) «азербайджанской принадлежности» восточноармянских территорий, в том числе Еревана, Нагорного Карабаха, Нахиджевана, Зангезура, Севанского бассейна, интенсифицировалась.

В 2004-2006 гг. Министерство юстиции Азербайджана зарегистрировало ряд общественно-политических организаций, деятельность которых направлялась по вектору демонстрации мировой общественности «справедливого характера» требований о необходимости упразднения армянской государственности и присоединения «Западного Азербайджана» к Азербайджанской Республике.

Обращаем внимание на названия зарегистрированных в Министерстве юстиции Азербайджана организаций – «Фронт освобождения Западного Азербайджана», «Возвращение в Иреван», «Союз освобождения Иревана» и т.д. В 2006 г. председатель «Союза освобождения Иревана» Джейран Ансари обратился к генеральному секретарю ООН, председателю Совета Европы и странам-сопредседателям Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию с призывом признать Ереван «исконно азербайджанским городом».

В марте 2007 г. президент Ильхам Алиев, выступая на открытии первого Всемирного форума руководителей азербайджанской и турецкой диаспорских организаций, заявил: «С целью вытеснения азербайджанцев с исторических земель, создания на этих территориях мифической «Великой Армении» армяне десятилетиями регулярно подвергали азербайджанский и турецкий народы идеологической, военной и культурной агрессии <...> в 1918 г. на азербайджанских землях было создано армянское государство, которому уступили в качестве столицы Иреван – один из важнейших культурных центров Азербайджана» (Из речи президента Азербайджана И. Алиева на открытии I Всемирного форума руководителей азербайджанской и турецкой диаспорских организаций. 10 марта 2007 г.).

В мае 2007 г. азербайджанский президент на церемонии открытия поселка в Сабунчинском районе Баку заявил: «Нынешнее армянское государство сформировалось на азербайджанской земле. В 1918 г., когда образовалась Азербайджанская Демократическая Республика, она подарила город Иреван Армении. Иреванское ханство является исконной азербайджанской землей. Повторяю: армяне пришли в этот регион как гости» (Из выступления президента Азербайджана И. Алиева на открытии нового поселка для вынужденных переселенцев в Сабунчинском районе Баку, 4 мая 2007 г.).

Весной 2008 г. председатель азербайджанского парламента Октай Асадов заявил на специальном заседании Милли меджлиса, что «большая часть нынешней Армении – территория Азербайджана» и поэтому «парламент примет документ, раскрывающий причины передачи азербайджанских земель Армении». Азербайджанскими законодателями рассматривался и вопрос о переименовании одного из проспектов Баку в Иреван. Также обсуждалась целесообразность переименования одного из населенных пунктов Азербайджана в Ени Иреван (Новый Ереван).

Тогда же представитель правящей партии «Ени Азербайджан» депутат Муса Гулиев заявил: «Иреван – один из древних городов Азербайджана. Президент Ильхам Алиев во время встречи с гражданами подчеркнул необходимость возвращения азербайджанского города Иреван». Спикер Октай Асадов сообщил, что парламент подготовил специальное заявление «в связи с признанием Иревана древним азербайджанским городом и восстановлением истории передачи его армянам» («Коммерсантъ», 17.04.2008).

В 2008 г. по инициативе правящей в Азербайджане партии было принято решение о создании парламентской комиссии во главе с вице-спикером Зияфетом Аскеровым «для расследования правомочности передачи Иревана Армении».

В эту кампанию вовлечены не только исполнительная и законодательная власть республики, не только академические круги республики, но и многочисленные общественные организации и творческие союзы. Так, в декабре 2009 г. директор функционирующего в Баку Иреванского государственного театра, заслуженный работник культуры Азербайджана Ифтихар Пириев заявил: «Иреванский Государственный драматический театр имени Джафара Джаббарлы открыл 128-й по счету театральный сезон. Театр начал свою деятельность в Западном Азербайджане, в городе Ереван, который в настоящее время является столицей Армении <...> В 2007 г. театр торжественно отметил 125-летний юбилей в соответствии с распоряжением президента Азербайджана Ильхама Алиева <...> театр был единственным азербайджанским в Западном Азербайджане <...> Мы хотим жить и творить на наших отцовских землях, на своей исторической Родине. Ведь это земля наших предков» (01.12.2009. http://www.newsazerbaijan.ru/exclusive/20091201/43159564.html).

В апреле 2010 г. президент Ильхам Алиев во время визита в Эстонию заявил в Министерстве иностранных дел этой балтийской республики: «У армян есть армянское государство, несмотря на то, что и это государство создано на исторических азербайджанских землях. Это известно всем. На следующий день после провозглашения Азербайджаном независимости в 1918 г. Азербайджанская Демократическая Республика приняла решение передать Армении в качестве столицы город Иреван. Иреван был городом Иреванского ханства, в котором жили азербайджанцы» («Ильхам Алиев: «Ереван – азербайджанский город», Open.az, 17.04.2010).

В декабре 2011 г. в Баку прошла презентация интернет-портала erevangala500.com, посвященного «500-летию Иреванской крепости». Директор Центра истории Кавказа и Малой Азии Шалала Гасанова специально подчеркнула, что «основным месседжем в выступлениях президента Азербайджана Ильхама Алиева является то, что столица современной Армении Ереван создана на развалинах Иреванского ханства» (http://kavkasia.net/Azerbaijan/2011/1324685202.php).

В 2012 г. в Азербайджане прошла презентация первого тома книги «Разрушители фальсификаций» за авторством заведующего сектором администрации президента Фуада Ахундова. Сам автор пишет в предисловии: «На неопровержимых исторических аргументах зиждется один из главных концептов президента Азербайджана Ильхама Алиева: «Азербайджан никогда не даст согласия на создание на нашей исконной земле – в Нагорном Карабахе второго армянского государства <...> нынешнее армянское государство было создано на исторических азербайджанских землях. Иреванское ханство, Зангезурский махал, другие регионы – это наши исторические земли» (http://www.nofalsify.com/page/2.html).

В мае 2012 г. в Баку состоялась торжественная церемония вручения государственных премий Азербайджанской Республики в области науки, на которой «за цикл трудов по истории Карабаха, Нахчывана и Иреванского ханства государственные премии были вручены ученым-историкам Ягубу Махмудову, Сулейману Мамедову, Назиму Мустафаеву, Гохар Мамедовой, Гаджи Гасанову, Исрафилу Мамедову, Видади Умудлу, Саиде Гаджиевой и Нигяр Гезаловой» (http://news.day.az/politics/334670.html).

В сентябре 2013 г. азербайджанский президент Ильхам Алиев на церемонии открытия в городе Губа «мемориального комплекса памяти жертв осуществленного армянами геноцида» заявил: «Азербайджанцы должны жить на всех своих исторических землях. Наши исторические земли – это Иреванское ханство, а также Гейчинский и Зангезурский махалы. Наступит время, мы будем жить там. Я уверен в этом. Каждый из нас должен своими делами приближать этот священный день <...> По моей инициативе наши ученые создали полноценные и содержательные труды об Иреванском ханстве, наших исторических землях. Прежде история провозглашения Иревана столицей Армении многим была неизвестна. Мы подняли этот вопрос, обратили на него внимание на основе исторических фактов. И сейчас уже каждый в мире знает, что провозглашение Иревана столицей армянского государства произошло на основе решения, принятого Азербайджанской Демократической Республикой. Мы должны исправить ошибку <...> Наступит день, и наша армия скажет свое окончательное слово. Мы просто хотим, чтобы это произошло поскорее»(http://nv.am/politika/30282-2013-09-24-06-15-41).

В марте 2014 г. Ильхам Алиев выступил на празднике Новруз: «Не только Нагорный Карабах, но и значительная часть нынешней Армении – это древние азербайджанские земли. Мы, азербайджанцы, вернемся в Нагорный Карабах, на другие оккупированные земли и на все исторические азербайджанские земли» (http://www.regnum.ru/news/polit/1780824.html).

Едва ли имеет смысл и далее продолжать цитирование подобных выступлений; суть вопроса в целом ясна. Как, впрочем, ясно и то, что, повторюсь, карабахская проблема не причина армяно-азербайджанского антагонизма, а следствие. Согласимся, в конце концов, невозможно, отталкиваясь лишь от проблемы Нагорного Карабаха, объять весь спектр вышеприведенных цитат, понять их направленность и смысл.

Образно говоря, азербайджанская власть сама производит археологические раскопки, сама переписывает рукописи, сама «читает» эпиграфику церковных стен, сама определяет исторические вехи, сама вскрывает философию событий. Смысл, который вкладывается азербайджанскими властями в понятия «азербайджанец» и «азербайджанская культура», характеризуется немыслимым временным и этноцивилизационным интервалом, вмещающим целые вехи в эволюции человеческого общества. Все позитивное, когда-либо происходившее на территории, ставшей в двадцатых годах прошлого века Азербайджанской ССР, провозглашается «национальным прошлым азербайджанского народа», «азербайджанским культурным и политическим наследием».

Это крайне важный нюанс, так как именно подобный подход и формирует общественное сознание, воспитывает агрессию поколений, дополняет идеологический вакуум недостающим фактурным материалом – словом, восполняет идейный и культурный дефицит молодой нации и ориентирует ее представителей на радикальный курс восприятия и отстаивания «своей истории» и «своих национальных ценностей».

Азербайджанизация отдельно взятого пещерного человека или отдельно взятой неандертальской челюсти (вспомним печально известного азыхантропа – еще один плод псевдоисторической пропаганды Баку) может показаться безобидной, кому-то даже забавной, однако это не так: именно подобные тезисы формируют «среду обитания» целого народа, именно они взращивают «героев своего времени», подвергают чудовищной трансформации время и людей в этом времени. В конечном итоге в таком «круговороте идей в истории» воспитываются поколения, искренне убежденные в необходимости отстаивания «своих и только своих ценностей» от любых посягательств извне.

В истории народов нет и не было ничего более отвратительного, омерзительного, бесстыдного и фарисейского, чем начиненные неким мессианством амбиции сумасшедшего начальника и сумасшедшей страны. Внешняя демонстрация внутреннего ощущения собственного мессианства и кроется в основе большинства великих бед и катастроф. Только в промежутке последних ста лет «избранными» были и младотурки, вознамерившиеся во имя высшей цели реформировать Османскую империю, и большевики, замыслившие во имя той же цели реформировать весь мир, и нацисты, которые под началом душевнобольного мессии насаждали на оккупированных землях собственное понимание евгеники, и пасущиеся на пяти континентах англосаксы, укореняющие на зеленых выгонах собственное понимание демократии и справедливости...

Есть свои мессии и в малых авторитарных обществах, где загнанная в тотальную безысходность так называемая народная молва послушно возносит доморощенных божков, идолов, истуканов и болванов в ранг истинных богов и пророков. Здесь нельзя не процитировать лидера азербайджанского духовенства и главу Управления мусульман Кавказа Аллахшукюра Пашазаде. Откровенное богохульство этого служителя культа от 31 мая 2003 г. ввергло в шок правоверных, заставив их усомниться в обоснованности традиционного толкования религии и веры. Он заявил: «У нас есть только один Бог, один пророк и один президент – и это Гейдар Алиев» (А. Юнусов. «Исламская палитра Азербайджана»).

В данном аспекте вновь процитируем известные наставления, озвученные в 1999 г. самим Гейдаром Алиевым на встрече с историками: «Надо создавать такие произведения, чтобы они постоянно, в последовательной форме доказывали принадлежность Азербайджану земель, где расположена ныне Армения. Мы должны сделать это. Вы, историки, должны последовательно доказывать это и открыть дорогу будущим поколениям» («Бакинский рабочий», 02.02.1999).

Сегодня азербайджанскими властями осуществляется политика этноцида в отношении армянской истории и армянского народа. Разные авторы используют понятие «этноцид» по-разному, некоторые отождествляют с геноцидом. Но между двумя терминами существует отличие: если преступление геноцида ориентировано на лишение той или иной национальной, расовой или религиозной общности перспектив развития, то этноцид – лишение той же национальной, расовой или религиозной общности ее ретроспективы, ее прошлого, ее истории.

В условиях бессовестной эксплуатации понятия «геноцид» давно назрела необходимость включения в международное правовое законодательство пункта о наказании за преступление этноцида. Немецкий правозащитник Тесса Хофман уже использовала термин «этноцид» при определении характера ликвидации азербайджанцами армянского культурного слоя в Нахиджеване. Лишающий нацию будущего геноцид и лишающий нацию прошлого этноцид – два полюса единой оси. Именно на этой оси и располагается весь спектр азербайджанских притязаний, именно на этой оси и воспитываются загнанные в нравственно-интеллектуальный тупик и лишенные права выбора новые поколения «азербайджанских патриотов».

Арис Казинян, Ереван Печатается с сокращениями

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 3 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты