№20 (250) ноябрь (1–15) 2014 г.

Здоровый мужчина – счастливая семья

Просмотров: 9784

Армаис Альбертович Камалов – член-корреспондент РАН, профессор, директор медицинского научно-образовательного центра «Университетская клиника» МГУ им. М.В. Ломоносова, главный уролог Москвы, вице-президент Российского общества урологов.

– Армаис Альбертович, Вы – врач-уролог с 30-летним стажем, президент общественной организации «Мужское здоровье», поэтому мы будем в первую очередь говорить с Вами о здоровье мужчин, о мужских болезнях и их профилактике. И первый вопрос: если человек ощущает себя относительно здоровым, что может заставить его начать профилактическое обследование?

– К сожалению, в нашей стране человек не готов и не мотивирован сегодня обращаться к врачу, когда, как вы говорите, он себя благополучно ощущает, бегать по врачам и сдавать какие-то анализы. Но это необходимо делать, так как позволит своевременно выявить возможные заболевания. Превентивность в медицине должна стать приоритетом, и тут главное – просвещение населения в этом вопросе. Многие заболевания, в том числе и такие, как рак предстательной железы, сегодня с помощью маркеров могут быть выявлены на ранних стадиях и тем самым обеспечить практически полное излечение от онкологического заболевания. Это касается и женщин, сегодня огромное количество женщин страдают раком молочной железы. К сожалению, и мужчины, и женщины нередко приходят к врачам очень поздно. Почему я занимаюсь именно мужчинами? Дело в том, что, когда в 2002 году мы стали обсуждать проблему продолжительности жизни, оказалось, средняя продолжительность жизни мужчин в России составляла 56-57 лет – на 13 лет меньше, чем женщин. В то время как в развитых европейских странах эта разница составляет не более 4 лет. Мужчины чаще болеют, чаще умирают от различных болезней – и это связано в том числе с плохой организованностью наших мужчин. Если взять женщину – это беременность, роды, послеродовой период, наличие кабинетов женских консультаций, обследование, в определенном смысле регулярное. У мужчин этого нет, и нам приходится констатировать, что огромное количество мужчин страдают различными недугами уже в молодом возрасте. И вы знаете, что самое интересное? Что мужчина может жить с перенесенным инфарктом, с сахарным диабетом, с гипертонической болезнью, с сочетанием этих заболеваний – но как только у него возникает проблема с половой функцией, то тут он бежит к нам… И то не сразу бежит, а начинает читать рекламу, слушать, что говорят его друзья и коллеги, и получается, что многие заболевания у мужчин остаются не до конца выявленными.

– Да, что заставляет мужчину идти к врачу, понятно… А каковы причины возникающей половой дисфункции?

– Проблема с эректильной функцией является на 70-80 процентов проблемой сосудов. Известно такое высказывание, что возраст человека определяет состояние его артерий. Эректильная дисфункция у мужчин может быть ранним проявлением сердечно-сосудистых заболеваний, атеросклероза, сахарного диабета. И безусловно, не найдя причину, не стабилизировав сахар крови, уровень холестерина и т.д., сразу добиться эффекта от назначения таблеток не удастся. Второе – мужчина, как и женщина, подвержен старению, важное значение имеет гормональный профиль. Когда говорят – есть мужчины и в 70 лет, у них еще и блеск в глазах, и улыбка молодого человека, – это говорит о том, что и гормоны у него на определенном уровне. А на некоторых смотришь в 50 лет – безликий, вялый, без огонька в глазах…

– То есть, если гормональный фон на уровне, можно не бояться мужских болезней?

– В определенной степени, да. Но есть и другая сторона. Все не так просто. К примеру, если говорить о раке предстательной железы, то сегодня главная теория возникновения этого заболевания гормональная – влияние мужских половых гормонов на его развитие. И один из методов его лечения – назначение препаратов, снижающих уровень тестостерона в организме, что позволяет приостановить течение ракового заболевания.

– Но ведь этот рак чаще развивается у мужчин в возрасте?

– Да, и как ни парадоксально, с возрастом уровень тестостерона снижается, а количество встречаемости рака предстательной железы значительно выше, чем у более молодых возрастных групп мужчин. Поэтому здесь очень много до конца не решенных вопросов… Равно как и с мочекаменной болезнью. Когда к нам, урологам, приходят и говорят – вот, надо вылечить мочекаменную болезнь, я многим говорю: к сожалению, на 100 процентов излечить мочекаменную болезнь уролог не в состоянии. Он может удалить камень, а предотвратить дальнейший рост камня бывает в отдельных случаях крайне тяжело. Есть проблемы, и не только в урологии, вообще в медицине, когда мы должны прямо сказать: мы не всесильны… Мой учитель академик Николай Алексеевич Лопаткин говорил: я хирург, но хотел бы когда-нибудь стать безработным. Медицина должна за счет фундаментальных исследований в различных областях обеспечить превентивность, перейти от прикладной своей составляющей к фундаментальной. Мы, врачи и ученые, должны, объединившись, решать фундаментальные вопросы, позволяющие предотвратить развитие заболевания…

– А что делать нам, пациентам, чтобы тоже как-то обеспечивать превентивность? Может быть, Вы дадите какие-то рекомендации по образу жизни, по диете?

– По моему мнению, здоровьем надо заниматься с раннего возраста, и это должно быть привито родителями, преподаваться в школах, тогда, когда формируются стереотипы у наших молодых ребят. Дело в том, что все имеет значение. Экология, образ жизни, психологическое состояние, полезные и вредные привычки. Хотя что касается, к примеру, алкоголя – в определенном количестве – это скорее добро, чем зло. Я считаю, что, употребляя благородные напитки, мы больше получаем от алкоголя, чем он забирает от нас, но это еще зависит и от количества выпитого. Бахвальство в этом плане недопустимо… «Вот сколько я могу выпить!» – но это не говорит о силе и мужественности человека. У кого-то алкоголь расщепляется очень хорошо, а у кого-то нет. Ну и конечно, культура застолья и употребления еды. Почему наши деды жили долго? У них не было изобилия. Когда организм перенасыщается едой, какой бы она ни была, он не в состоянии переварить это количество. Тем более если пища ненатуральная. Если человек хочет долго жить и получать удовольствие от жизни в любом возрасте, он должен осознать – во всем должна быть мера.

И, что также очень важно, в течение жизни у человека в определенном смысле должна меняться философия, взгляд на жизнь. Естественно, что с возрастом у мужчины и женщины угасают определенные функции, сексуальная, детородная и др. И многие психологически к этому не готовы, но ведь это не окончание жизни. Вместе с тем появляются другие приоритеты, стремление к духовному обогащению, возможность наслаждаться жизнью, счастье и благополучие семьи, детей и внуков. Я ни в коем случае не хочу сказать, что половая функция должна стопроцентно угасать. Прекрасно, когда у кого-то и в 80 лет сохраняются эти возможности… Но у каждого человека есть свои биологические часы, надо просто быть в гармонии со временем и своей природой. Ведь некоторые считают, что половая функция определяет мужественность человека. Есть другие аспекты, которые делают мужчину настоящим мужчиной, – благородство, интеллигентность, умение ценить и внимательно относиться к женщине, готовность всегда помочь… И женщина тоже должна уметь в трудный момент поддержать мужчину, быть понимающей, деликатной. Знаете, если говорить о мужчине и женщине, есть интересное наблюдение: когда женщина смотрит в зеркало, она всегда ищет свои недостатки, в то время как мужчина – свои достоинства. Как не сказать – единство противоположностей…

– Армаис Альбертович, а что Вы скажете о такой проблеме, как нарушение репродуктивной функции у мужчин?

– Проблема репродуктивного здоровья стоит сейчас очень остро во многих странах. Демографическая ситуация в определенном плане зависит и от репродуктивного здоровья нации. Если раньше при отсутствии ребенка в семье в первую очередь взор врачей и близких был обращен в сторону женщины как причины бесплодия в семье, то на сегодняшний день по частоте встречаемости причин бесплодия у мужчин и женщин соотношение составляет 50 на 50. Поэтому надо всегда обследовать пару, и мужчину, и женщину. Бывает, что у женщины находят какую-то проблему, начинают ее долго и усиленно лечить, достигают определенного успеха, говорят: теперь вы можете естественным образом забеременеть, и ничего не получается. А оказывается, проблема-то и в мужчине. Потерянное время, надежды, средства… Причин мужского бесплодия много: гормональные нарушения, инфекции, передающиеся половым путем, травмы. Вместе с тем, сегодня существуют большие возможности у врачей решить проблему нарушения репродуктивной функции у мужчин и женщин с помощью как консервативных, так и оперативных методов лечения. И если в течение определенного времени мы не можем достичь естественной беременности, мы прибегаем к вспомогательным репродуктивным технологиям, ЭКО и др. Кстати, в Армении внедрение подобных методик набирает достаточно серьезные обороты. Нас, армян, к сожалению, не так много, и появление каждого ребенка для нас чрезвычайно важно.

– Насколько часто Вам в процессе лечения приходится прибегать к хирургическому вмешательству?

– Есть заболевания, которые на протяжении многих лет лечились только с помощью хирургических вмешательств. Например, аденома предстательной железы, мочекаменная болезнь и многие другие. Сегодня есть препараты, которые могут растворять определенного состава камни в мочевых путях. И тут очень важно правильно выбрать показания, так как есть камни, которые невозможно растворить, и нужны только оперативные способы их удаления. Но на сегодняшний день в урологии мы практически не выполняем открытых операций, не пользуемся скальпелем. В основном это эндоскопические операции, которые позволяют извлечь камни без разреза вообще. Лет 20-25 назад аденому предстательной железы только оперировали, сегодня оперируют 40-50 процентов. Остальных пациентов мы благополучно лечим с помощью лекарственной терапии.

– Расскажите о работе кабинетов и клиник в рамках программы «Мужское здоровье».

– Это наш пилотный проект, который нашел серьезный отклик в различных регионах РФ, в Свердловской области, Ростовской, Пензенской, где мы при поддержке губернаторов смогли их создать. Но, к сожалению, в реестре медучреждений России таких отдельных учреждений не существует. И это немного тормозит возможный процесс более серьезного программного обеспечения кабинетами здоровья для наших мужчин. В Москве они есть, но, как правило, только частные.

– А там, где они работают, как они действуют? Любой мужчина может прийти и обследоваться?

– Да, конечно. И там принимают не только урологи, эти кабинеты междисциплинарные, где также работают кардиолог, эндокринолог, терапевт общей практики, которые оценивают состояние мужчины. И это, мне кажется, может быть той стартовой точкой, которая позволит мужчинам в разном возрасте обращаться к врачам. Если они будут знать, что, помимо женских консультаций, есть и мужские, где можно получить ответ на любой свой вопрос, пройти профосмотр.

– Скажите, а есть ли такие кабинеты в Армении?

– В 2011 году мы проводили в Ереване под патронатом президента Сержа Саргсяна международный конгресс «Мужское здоровье». Мы его назвали «Здоровый мужчина – счастливая семья» и придавали этому не только медицинский, но и социальный аспект. В Армению приехали свыше 1500 врачей из разных стран. Это был грандиозный конгресс… Он показал, что даже Армения, маленькая страна, имеет серьезный потенциал. Может быть, нам удастся этот пилотный проект подвести к решению на государственном уровне, создать в Ереване подобную клинику уроандрологии и репродуктивного здоровья человека. Тем более что совсем недавно министром здравоохранения Армении был назначен бывший главный уролог Армен Мурадян, блестящий врач и организатор.

– А какие у Вас не профессиональные, а родовые связи с Арменией? Вы родились там?

– Я родился в Тбилиси, мои корни через моего деда – шушинские, бабушка со стороны папы – кяварская, со стороны мамы дедушка – нухинец, а бабушка из Ахалциха. У нас широкая география. Я никогда не жил в Армении, но, конечно, сейчас меня с Арменией связывает очень многое, я вижу там хорошие перспективы. Почему, например, мы Армению не можем сделать, как и Израиль, второй медицинской Меккой? Ведь для этого не нужны ни нефть, ни газ, нужны умные головы, медицинские школы выдающихся врачей – наших соплеменников, которых много в России и в других странах Америки и Европы. Это может стать серьезным экономическим подспорьем для страны в целом. У армян, армянской молодежи очень большой интеллектуальный потенциал. Вот скоро будет открытие в Дилижане школы международного уровня, где будут учиться наряду с нашими армянскими детьми и те, кто приедет из других стран. Я считаю, что этот проект, которым руководит Рубен Варданян, меценат и патриот, архиважен для страны, ее признания как международного центра образования. На мой взгляд, самое главное, в чем состоит задача школы, – понять, к чему склонен ребенок. Не нужно заставлять парня, который не способен к математике, зубрить формулы, которые ему никогда в жизни не пригодятся. Я понимаю, что есть вещи, которые мы обязаны знать, чтобы не доходить до того, чтобы, как в Америке, считать дважды два на калькуляторе… Должны быть сильные школы, сильные институты. И, безусловно, надо создавать нашим ребятам условия, при которых они не будут уезжать. Это наш потенциал.

Сегодня я возглавляю «Университетскую клинику» при Московском университете, вместе с моими коллегами работаю над созданием фундаментальных научных программ в области протеомики, геномики, клеточных технологий, регенеративной медицины. Мне кажется, мы можем наладить тесные научные межгосударственные связи с Арменией, где есть очень много талантливых ученых и врачей, интересных институтов, центров и лабораторий, для осуществления значимых совместных проектов в будущем.

Беседу вела Елена Князева

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 25 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты