№1 (253) январь 2015 г.

Всегда новый старый год!

Просмотров: 4800

На новогоднем столе армян должно быть все и много. А еще желательно, чтобы на столе красовалась запеченная индейка или свиная нога, то бишь «буд» по-армянски. Помимо этого румяного блюда, все армянские семьи накануне Нового года готовят армянскую толму. Съестного покупается много и заготавливается на 2-3 недели, как будто с начала нового года ожидается стихийное бедствие и надо во что бы то ни стало уцелеть. Феномен этот объяснить сложно, практически невозможно. Кому-то может показаться, что подобное наглядно характеризует «голодную» нацию, однако в том-то и дело, что для нас, армян, накрытый новогодний стол – это нечто большее, чем просто еда.

Но пора бы узнать мнения самих армян, не отягощенных условностями и умеющих свободно мыслить:

Вананд Шираз, художник:

– Нас было восемь детей, когда не стало моего отца, Ованеса Шираза. На тот момент мне было всего восемь лет, а старшему, Ара, сорок три. Но, тем не менее, прошлое опаляет память, оставляя след, и я часто вспоминаю «фрагменты» из нашей жизни. Наша семья готовилась к Новому году, как и все армянские семьи: папа покупал все, что принято обычно подавать к новогоднему столу. Помню, что на столе у нас было много фруктов – это было обязательное условие праздничного стола. Мы с папой ходили на колхозный рынок, покупали яблоки. Но не успевали мы зайти на рынок, как всеобщее возбуждение охватывало продавцов и покупателей – папу узнавали сразу и громко приветствовали. Понятное дело, что нам так и не удавалось купить фрукты – их нам пытались всучить бесплатно. Папа очень сердился, пытался усовестить продавцов, но безрезультатно. А бывало, он, отчаявшись, оставлял деньги, намного превышающие сумму купленного товара, и быстро ретировался. Он был такой – упрямый, чересчур честный и абсолютно не приспособленный к быту.

Мы, дети, всегда возбужденно ждали этот праздник. Воображение наше оживало благодаря обещанию отца, что под вечер к нам непременно придет сам Дед Мороз. Так оно и случалось. Но приходил к нам не Дед Мороз по вызову, как это происходит сейчас, а близкий друг отца Хачик Даштенц – известный писатель, поэт и переводчик, облаченный во все принятое, дедморозовское. Он не хотел нас разочаровывать и долго возился с нами, раздавая подарки и веселясь до поздней ночи...

Я с теплотой вспоминаю эти дни, помню, как красиво получалось у отца слагать речи касательно грядущего года и с каким трепетом мы внимали каждому его слову.

Нынче получилось так, что я встречаю Новый год один в своей мастерской. Мне нравится наедине с собой собираться с мыслями, вспоминать за год пройденный путь и с открытым забралом встречать новый. Мысленно попрощавшись с уходящим годом, я наливаю себе коньяк. И пью не что-либо, а именно коньяк «Шираз» – не потому, что он вкуснее других, а потому, что название его соприкасается с именем моего отца. И еще: я непременно слушаю речь армянского президента и вслед за ней – воззвание и поздравление Католикоса всех армян. Мне интересно и внутренне тепло от того, что я слышу – только так я могу ощутить себя причастным ко всему, что касается Армении, и почувствовать себя частицей всего армянства. Таким был мой отец, таким продолжаю оставаться и я...

Осушив рюмку-две коньяка, я спешу к своим друзьям. А потом наступают самые мучительные семь дней, когда народ гуляет и пьет, а потом весь год отдыхает... Я, благо, сократил этот список наполовину, но не поздравить своих многочисленных родственников я не могу. Я не люблю формальностей, но традиции все же свято соблюдаю. Самое мое большое желание – чтобы у меня была большая семья, и чем больше в ней будет детей, тем лучше. Но прежде я должен найти свою половинку. Это сложно, я знаю. Но ту девушку, которую выберу себе в жены, я должен любить по-настоящему, ценить ее красоту, принимать ее характер. Что же касается Нового года, то все мы играем в игры, которые сами и придумываем. И делаем мы это сознательно. Новый год – это сказка, которая должна сделать нас добрее друг к другу.

Сона Наджарян, журналист, ведущая детской радиопередачи «Вэм»:

– Для меня Новый год приятен именно тем, что празднуется всей семьей. Это теплый, искренний праздник, к которому домочадцы готовятся с большим энтузиазмом и стараются, чтобы все получилось не просто красиво, но с соблюдением известных традиций.

Новогодний праздник – это прекрасный повод для того, чтобы перенести через время старинные традиции, которые в нашем современном мире получили новое «прочтение» и обрели актуальность.

Одна из таких традиций как для нашей, так и для многочисленных армянских семей – откровенное почитание и выказывание пиетета в столь знаковый день перед старшим поколением. Мне необыкновенно приятно встречать Новый год в кругу семьи во главе со старшими и в такой торжественный момент начать поздравление с бабушек и дедушек.

Для нас, армян, очень важны новогодние праздники с привязкой к нашей религии, нашей вере. В новогоднюю ночь все мы ждем чуда, но без веры в Бога свершение этого чуда просто невозможно. Непреложная традиция для всех армянских семей – празднование Рождества Христова, со всей характерной для этого праздника ритуальностью и атрибутикой. На столе непременно должны быть: рыба, рисовый плов с изюмом, зелень и красное вино.

А еще в нашей семье сохранилась традиция готовиться к Новому году творчески. К этому нас приучили родители. Еще детьми, мы с сестрой с нетерпением ожидали новогодней ночи, чтобы показать всем свое мастерство. Это были небольшие сценки, песни, танцы, стихи (бывало, мы их сочиняли сами). Сейчас мы больше проявляем наше мастерство в области кулинарии. И изо всех сил стараемся, чтобы получилось и вкусно, и необыкновенно красиво. Подобные новогодние вечера, я уверена, запомнятся навсегда.

Многие армянские семьи не просто отмечают, но и воскрешают давно существующие традиции. Нам надо просто суметь сохранить эту искреннюю и трогательную эмоцию, которая, как по сообщающимся сосудам, очень быстро распространяется и зажигает сердца.

Пусть новый 2015 год принесет в наши семьи счастье, любовь и благополучие. Не забывайте верить в чудеса – и они обязательно произойдут!

Тигран Атанесян, бармен:

– Я – коренной гюмриец и хорошо знаю, как важен этот новогодний праздник для типично армянской семьи. Собственно, так оно всегда и было: мы собирались всем многочисленным семейством в доме бабушки и дедушки и весело проводили время. Самым торжественным было время, когда начинали бить куранты. Помню, в комнате воцарялась тишина, которую нарушал звон многочисленных бокалов... Страшное землетрясение, постигшее гюмрийцев, несколько обезличило этот праздник. Его и сейчас справляют, но нет уже былого гюмрийского юмора и задора, нет ощущения беспредельного счастья. Но я знаю, пройдут годы, и новое поколение воскресит весь шарм и жизнелюбие, которое в нас заложено.

Сейчас я работаю барменом в одном из центральных пабов Еревана. Работа требует определенной выдержки и умения ладить с людьми. По работе я обязан в Новый год быть на своем рабочем месте. Получается так, что Новый год мы встречаем с персоналом бара – и делаем это очень весело и шумно – и только к часу ночи начинают появляться первые посетители. Приходят в основном парами или дружными компаниями и просиживают до утра. Столько счастливых лиц можно увидеть в этот день! Приятно отметить также, что чем дальше, тем больше в ночное время стало появляться девушек, которые, чувствуя себя свободными и самодостаточными, не теряют при этом своего достоинства (сразу видно, пришла девушка, чтобы провести время в кругу знакомых и друзей, или вышла девушка «на охоту»). Но самым большим сюрпризом для меня может стать встреча с земляком – я сразу же чую его издалека. Как говорится, рыбак рыбака... Тогда я могу расслабиться на пару минут и угостить родного гостя и сказать ему о том, что жизнь – как фортепиано: белые клавиши – это любовь и счастье, черные – горе и печаль, и чтобы услышать настоящую музыку жизни, мы должны коснуться и тех, и других...

Лилит Согомонян, художник:

– Новый год – это, наверное, единственный праздник, столь любимый всеми от мала до велика. Из сохраненных традиций самыми верными остались все же те, что связаны с этим новогодним праздником.

Но что-то все же изменилось в психологии моих соотечественников. Да, многое по жизни упростилось, усреднилось. Похоже, и сказочный праздник становится все прозаичнее и прозаичнее: стали приедаться новогодние застолья, предсказуемые подарки, искусственные елки. И чем дальше, тем сложнее исполнять роль счастливой (по совершенно необъяснимой причине) хозяйки дома, которая из последних сил пытается держать марку. Полагаю, дети – единственное тому оправдание. Кто-то же должен продолжать сказку?..

Что же все-таки осталось и дает силы на ежегодные «подвиги»? Возможно, это ожидание чего-то нового. А может, это всего лишь еще один взгляд на зимнее ночное небо, на город, усыпанный белым снегом. Город, который обычно в это новогоднее время окутан туманом... И, конечно же, телефонный звонок до боли любимых людей, знакомых тебе из детства.

Рубен Джебеян, политолог, блогер:

– Мы не нарушаем традиции и всегда встречаем Новый год в кругу семьи. А вот к часу ночи к нам уже приходят с поздравлениями соседи. Через час, учтиво откланявшись, я буквально выбегаю из дома и спешу к другу. Пропустив по рюмке, мы, не мешкая, спешим к другому другу... И так до пяти-шести часов утра. Эта новогодняя «пробежка» у нас сохраняется из года в год, несмотря на то, что друзей уже стало маловато – многие разъехались. Но достаточно и пяти-шести человек, чтобы соблюсти нашу новогоднюю традицию и порадоваться сполна.

Казалось бы, что проще – встретить Новый год с друзьями и весело провести время? Но в том-то и дело. В новогодний праздник мы должны относиться ко всему крайне позитивно. Совсем как дети. И если в этот день не задушить в себе ребенка, то ваше настроение – светлое и счастливое – не покинет вас в ближайшее время. Важно знать, что в столь памятный день больше запоминаются ощущения, а не само событие.

Я никогда не пробовал надеть костюм Деда Мороза, но со сказочным Морозом мы однажды выпивали в ночном баре, а потом я его, пьяного, вез к нему же домой, в дальний район Еревана – Бангладеш!

Но надо бы признать, что нынче мы стали слишком меркантильно относиться к этому празднику, слишком приземленно, что ли. Даже появились маленькие дети, которые напрочь утеряли это, казалось бы, неистребимое чувство – ожидание чуда...

И если раньше произносились новогодние тосты – восторженные, возвышенные, с искренними пожеланиями, то теперь они произносятся так буднично и уныло, что сразу видно, что произносящий их сам не верит в то, что говорит.

Сохранилась без изменений только одна «святая» традиция – стол, накрытый так, чтоб глаз порадовать и убедить себя, любимого, в том, что не все потеряно и жизнь продолжается.

Лилит Григорян, сценарист и телеведущая телекомпании «Шант»:

– Мне было около шести лет, когда Дед Мороз, желая замкнуть круг танцующих и поющих, схватил меня за руку, совершив таким образом самую большую ошибку – его горячие, а не ледяные, как должно, руки пробудили во мне сомнение в его существовании.

Я не пишу уже писем Деду Морозу и не прошу исполнить мои желания, но ожидание сказки и чуда все же стараюсь не утерять. Оглядываясь назад, вспоминаю, что в те холодные и голодные годы мы были лишены многого: не было света, не было тепла. Разумеется, не могло быть и речи о приобретении плеера, а о компьютере мы вообще ничего не знали. Но зато в новогоднюю ночь нас веселила и воодушевляла моя бабушка: она пела, а мы с братом танцевали, а после с нетерпением раскрывали коробки с подарками. Нынче все иначе: у нас есть и плееры, и компьютеры, и мы можем поставить нашу любимую музыку, но мы уже не танцуем, у нас нет той неподдельной радости, которая была тогда. Новый год мною воспринимается исключительно как семейный праздник, когда есть возможность хотя бы несколько дней провести в теплой и душевной обстановке. Это праздник, который дает возможность увидеться со старыми друзьями, родными и приятелями. Мне порой кажется, что мы позабыли то, как надо радоваться, осознанно отстранились от торжества и превратили его в одну сплошную большую проблему. Говорим о поднятии цен на продукты, о холоде, охватившем всю страну, и еще о массе минусов, которые, как известно, делают человека еще ущербнее. И происходит все это потому, что мы перестали обращать внимание и ощущать праздник в своей душе.

Так и хочется вновь взяться за письма к Деду Морозу с просьбой вернуть нам утерянное чувство праздника, вернуть торжество.

Гарегин Аствацатрян, нейрофизиолог:

– В нашей семье есть традиция, которая, насколько я знаю, не очень принимается в других семьях. Но традиция эта была принята еще моим прадедом, родом из Муша (Западная Армения), и я, осознав ее справедливость и мудрость, сохранил ее «заповеди». За три часа до Нового года мы всей семьей садимся за стол, на котором непременно должны быть самые вкусные кушанья, и от души провожаем старый год. Говоря «от души», я имею в виду вот что: мы начинаем вспоминать все то хорошее и даже плохое, что дал нам уходящий год. Причем не просто перечисляем события в хронологическом порядке, а даем им свою оценку. Если было что-то неприятное, то мы пытаемся понять и разобраться, что же стало причиной этого. Выслушиваются мнения всех – от мала до велика, и делаются выводы, с тем чтобы в наступившем году этого больше не повторилось. Вот такой необычный домашний «суд» с подведением итогов. Заключительное слово всегда оставалось за моим отцом, и мы все внимательно слушаем его оценку. И что самое необычное в этой традиции – мы все обязаны говорить только правду и быть очень искренними. Что же дает нашей семье подобная ритуальная «процедура»? Мы как бы очищенными и освобожденными переходим в Новый год и с открытой душой ждем от него новых и неожиданных сюрпризов. Но при этом мы хорошо осознаем, что должны пройти все трудности и испытания, которые могут выпасть на нашем пути. Это становится смыслом жизни, и мы невольно наполняемся твердой уверенностью, что преодолеем даже самые сложные из препятствий. И знаем, что к концу года мы снова соберемся вместе и будет чем поделиться с родными.

Записала Кари Амирханян

Новый 2015 год

Елки новогодней огоньки –
Славно проведенные
деньки.
Что бы ни случилось,
в новый год
Каждый в ожиданиях идет.
Радости исполнены глаза
Детские. И есть им что сказать.
Елка новогодняя горит,
Жизнь воспоминаньями бодрит.

Ашот Сагратян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 25 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты