№6–7 (258–259) апрель 2015 г.

У Арцаха будет постоянно действующий парламент

Просмотров: 2347

Главным политическим событием 2015 года в Нагорно-Карабахской Республике станут парламентские выборы, намеченные на 3 мая. У шестых по счету выборов в законодательный орган ряд особенностей, самая важная из которых, пожалуй, заключается в том, что депутаты нового парламента будут осуществлять свою деятельность уже на постоянной основе.

Нынешние парламентские выборы в НКР пройдут в 11 избирательных округах и более 250 избирательных участках. Избирательные округа №10 и №11 включают общины нескольких районов. Четыре округа сформированы в столице – Степанакерте.

19 марта завершается выдвижение кандидатов. Регистрация кандидатов продлится до 29 марта, а с 30 марта по 1 мая пройдет предвыборная избирательная кампания. Согласно Конституции НКР, депутатом может быть избрано каждое обладающее избирательным правом лицо, достигшее двадцати трех лет, последние пять лет являющееся гражданином Нагорно-Карабахской Республики и столько же лет постоянно проживающее в республике.

По словам председателя Центральной избирательной комиссии НКР Србуи Арзуманян, в организации и проведении нынешних выборов имеется ряд новшеств, предусмотренных новым Избирательным кодексом, который вступил в силу 1 января 2015 года. В частности, они касаются порога прохождения в парламент, избирательного залога, предвыборных фондов, декларирования имущества и доходов кандидатов, сроков подачи жалоб и т.д.

Так, снижен уровень минимального порога для прохождения в парламент: для партий – 5%, для партийных блоков – 7% вместо ранее действовавших 6% и 8%. Изменено также соотношение количества депутатских мандатов, избираемых по пропорциональной и мажоритарной системам: в будущем парламенте предусмотрено 22 мандата по пропорциональной и 11 – по мажоритарной системе вместо прежних 17 и 16 соответственно.

Секретарь ЦИК Рая Назарян отметила, что в партийных избирательных списках в обязательном порядке должно значиться минимум 5, максимум 66 человек. При этом, начиная со второго номера, в каждой пятерке число представителей одного пола не должно превышать 80%. Это главным образом направлено на обеспечение соответствующего представительства женщин.

Размер избирательного залога на выборах по пропорциональной системе установлен в 1000-кратном размере минимальной зарплаты – 1 млн драмов РА, для партийных блоков – 1 млн 250 тыс. драмов (нынешний курс 1 американского доллара составляет примерно 480 армянских драмов). Для кандидатов по мажоритарной системе избирательный залог составляет 150.000 драмов РА. Залог возвращается в случае, если кандидат наберет 5 и более процентов голосов.

Новым Избирательным кодексом определены также основные направления расходования средств предвыборных фондов, закреплен единый подход к использованию остаточных сумм, уточнены сроки и форма предоставления деклараций о расходовании средств и т.д.

Согласно новому кодексу день проведения выборов объявляется за 70 дней до дня голосования вместо прежних 100 дней. Это, по словам председателя ЦИК, оптимальный срок и направлен на смягчение эмоционального фона в ходе предвыборной избирательной кампании. При этом учитывались также факт эскалации напряженности на передовой линии со стороны Азербайджана и вероятные провокации.

Среди новшеств Србуи Арзуманян отметила также строгое запрещение активного участия в предвыборной кампании представителей педагогических коллективов в ходе учебного процесса. Будут усилены меры по недопущению применения административного ресурса. Устанавливаются более широкие рамки и механизмы обжалования решений, действий избирательных комиссий: предусмотренный для досудебного обжалования результатов выборов срок продлен на четыре часа. Каждый член комиссии, наблюдатель, доверенное лицо или представитель средств массовой информации будет иметь широкие полномочия для осуществления проверки и контроля на избирательных участках.

Предусматривается осуществление мер по облегчению участия в предстоящих выборах инвалидов.

В ЦИК уверены, что новый Избирательный кодекс создал предпосылки для более эффективного решения ряда организационных вопросов и в целом проведения максимально справедливых и прозрачных выборов. Дополнения и изменения в прежний кодекс, направленные на совершенствование избирательного поля республики, были внесены с учетом предложений избирателей, членов комиссий и наблюдателей. Принятие нового кодекса, как разъяснили в ЦИК, обусловлено также спецификой работы парламента на постоянной основе, необходимостью оптимизации ряда правовых документов, обеспечивающих эффективную деятельность законодательной ветви власти НКР.

В рамках процесса организации выборов Центральной избирательной комиссией были проведены профессиональные курсы для кандидатов в члены избирательных комиссий, направленные на ознакомление с новым избирательным законодательством, конкретизацию их полномочий и предстоящей деятельности, повышение профессиональной подготовки, совершенствование навыков цивилизованного и грамотного общения с избирателями, наблюдателями и др. ЦИК провела также совещания с участием председателей территориальных избирательных комиссий, ответственных сотрудников полиции и Министерства обороны НКР, обсудив детали межведомственного сотрудничества на различных этапах избирательного процесса. В частности, были уточнены порядок и особенности осуществления избирательного права военнослужащими и избирателями, взятыми на учет в воинских частях.

Центральная избирательная комиссия НКР обязалась после каждых выборов республиканского масштаба в течение 3 месяцев тщательно изучать ошибки и упущения и представить в парламент в виде законодательной инициативы соответствующий документ, направленный на совершенствование избирательного процесса.

Вместе с тем Србуи Арзуманян считает, что, помимо совершенного законодательства, важен высокий сознательный уровень общества и соответствующий морально-нравственный подход к выборам различных уровней. Тут следует заметить, что практически все президентские и парламентские выборы за 24 года существования Нагорно-Карабахской Республики отличались именно подобной высокой сознательностью избирателей и общества в целом, прошли без серьезных нарушений и инцидентов, что и было отмечено многочисленными местными и международными наблюдателями.

«Мы обязаны сохранить традиции внутрипарламентской солидарности и цивилизованного сотрудничества, – утверждает председатель Национального собрания НКР, лидер одной из ведущих партий НКР – «Демократической партии Арцаха» Ашот Гулян. – Успех, достигнутый в честной конкуренции, станет нашим общим успехом – нашего народа, Республики Арцах».

Руководитель другой ведущей партии – «Свободная родина», премьер-министр НКР Араик Арутюнян также ожидает цивилизованной, конкурентной и достойной борьбы в избирательных процессах. При этом он отмечает, что возглавляемая им политическая сила придерживается той позиции, что «родина должна быть свободна не только внешне, защищена от посягательств врага, но и во внутреннем плане – от социальной напряженности, бедности, неэффективного управления, недоверия к системе здравоохранения, неудовлетворительного уровня образования и др.».

Руководитель парламентской фракции АРФ «Дашнакцутюн» Армен Саргсян подчеркивает, что их партия выступит со своих принципиальных партийных позиций, она «ни оппозиционная, ни провластная».

«В каких-то вопросах мы поддерживаем власти, а в каких-то – оппозицию», – утверждает он.

Предполагается, что основная борьба по пропорциональной системе развернется именно между вышеназванными, представленными в нынешнем парламенте партиями – «Свободной родиной», «Демократической партией Арцаха» и АРФ «Дашнакцутюн». В выборах впервые примет участие также молодая и амбициозная оппозиционная партия «Национальное возрождение».

«Согласно Конституции, мы сформируем профессиональный парламент, то есть все депутаты будут работать в парламенте на постоянной основе», – говорит вице-спикер карабахского парламента Артур Товмасян. При этом он считает, что если выборы пройдут в соответствии с демократическими принципами и Избирательным кодексом НКР, то независимо от результатов это будет победой всех политических сил и народа в целом.

Разумеется, очередные общереспубликанские выборы в Нагорно-Карабахской Республике не оставили равнодушным официальный Баку. Внешнеполитическое ведомство соседней республики выразило истеричный протест, который традиционно подхватила Турция. На это отреагировал министр иностранных дел Республики Армения Эдвард Налбандян, заметив на заседании Постоянного совета ОБСЕ, что 3 мая 2015 года народ в 6-й раз реализует свое право избирать депутатов в парламент, и добавив, что демократия в стране основывается на основополагающих правах и свободах граждан и все структуры должны приветствовать углубление демократии в Арцахе.

В самой НКР убеждены, что в условиях демократии выборы, соответствующие международным стандартам и обеспечивающие свободное волеизъявление граждан, являются стержневым институтом проявления политической воли народа. А негативное отношение ряда стран и международных структур к выборам в НКР в Степанакерте считают потаканием капризам азербайджанской стороны, проявлением предвзятости, попыткой лишить народ НКР права на демократическое развитие и укрепление гражданского общества, воспрепятствованием развитию положительных процессов в регионе в целом. В то же время арцахские политики подчеркивают, что это никоим образом не может повлиять на решимость карабахского народа строить и укреплять демократическое независимое государство.

Впрочем, протесты Баку становятся вполне объяснимы в свете недавнего доклада международной неправительственной организации Freedom House, согласно которому Нагорный Карабах по уровню свобод и демократии выше Азербайджана. Напомним, что организация Freedom House, занимающаяся исследованиями состояния политических и гражданских свобод в мире, опубликовала ежегодный отчет, согласно которому Нагорно-Карабахская Республика, как и в предыдущем году, по обоим критериям удостоилась оценки «5» и была вновь названа «частично свободной» страной, в то время как Азербайджан остался в категории «несвободных» стран. Более того, в отчете отмечено ухудшение ситуации в АР с гражданскими свободами. Очевидно, что Баку не дает покоя укрепление демократического имиджа Арцаха в мире и растущий интерес к нему. Ведь это в очередной раз подчеркивает абсурдность разговоров о «широкой автономии» в составе Азербайджана.

Между тем ожидается прибытие на парламентские выборы в НКР десятков международных наблюдателей практически со всех континентов, главным образом из России, ряда стран Европы и Америки. В ЦИК прогнозируют рост числа международных наблюдателей и расширение географии стран, которые они представляют. За предыдущими парламентскими выборами в Арцахе в 2010 году следили порядка 120 международных наблюдателей из России, Франции, США, Италии, Германии, Греции, Великобритании, Аргентины, Ирландии, Чехии, Дании, Ирана, Нидерландов, Канады, Словакии, Южной Осетии, Абхазии, Приднестровья и др., а также большая группа наблюдателей и парламентариев из Армении.

Кстати, находившийся на днях в Степанакерте депутат от правящей в Армении Республиканской партии, сопредседатель Комиссии парламентского сотрудничества Армения – Евросоюз Самвел Фарманян выразил уверенность, что очередные парламентские выборы в НКР вновь станут успешным примером в том числе в плане участия международных наблюдателей. Он отметил, что одной из задач комиссии является предоставление в евроструктуры объективной информации об НКР, подчеркнув важность доведения до мировой общественности царящей в Арцахе атмосферы демократического развития и совершенствования избирательной культуры.

Помимо выборов в Национальное собрание, в нынешнем году в Нагорно-Карабахской Республике пройдут также муниципальные выборы в более чем 200 общинах республики. Их планируется завершить до 18 августа.

В целом на организацию и проведение парламентских и муниципальных выборов в 2015 году предусмотрено порядка 200 млн драмов.

Ашот Бегларян, Степанакерт

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 3 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты