№12-13 (264-265) июль 2015 г.

Высокое напряжение армянской энергетики

Просмотров: 1958

К 9 мая ЗАО «Электросети Армении» (ЭСА) сделало населению своеобразный «подарок», представив в Комиссию по регулированию общественных услуг (КРОУ) РА заявку

о повышении цен на электроэнергию на 40 процентов.

Резонансное заявление не могло остаться незамеченным в армянском обществе, поскольку надлежащего качества услуг как таковых не было. Зато частота скачков в ценовой политике энергетического монополиста только за последние полтора года явно соревновалась с частотой колебаний электрического тока в сети. Однако в компании вместо анализа плохого менеджмента продолжали настаивать на необходимости новых финансовых поступлений «на развитие энергосистемы страны» за счет кармана потребителя. И ни слова об инвестиционных программах, о которых еще в 2008 году говорил экс-глава электросетей Евгений Гладунчик: «До конца 2008 года кабельные линии, которым по 50 и более лет и которые латаны-перелатаны, будут полностью заменены». Но наступивший 2015 год никаких видимых изменений в техническое состояние не привнес, что вызывало у населения резонный вопрос: как и в какую черную дыру исчезают обещанные поступления? В отличие от предшественника, нынешний гендиректор ЭСА Евгений Бибин после первого всплеска народного недовольства заявил, что «инвестиционная программа компании в связи с изношенностью инфраструктуры сетей, а также с работами по подключению новых потребителей недостаточна не только для осуществления программ развития компании, но и для поддержания инфраструктуры сети на уровне минимальных требований со стороны государства и КРОУ РА к качеству предоставляемых услуг». Разобраться в тарабарщине бюрократического косноязычия рядовому потребителю сложно, хотя вывод напрашивается один: светлое электрическое будущее обещается лишь в перспективе, поскольку денег у компании сегодня почему-то нет.

Ответ на этот вопрос одним из первых озвучил в январе нынешнего года министр энергетики РА Ерванд Захарян, отметив, что ожидаемое непопулярное повышение цен на электроэнергию является следствием неэффективного управления компании «Электрические сети Армении» и накопившегося у нее долга в размере 250 млн долларов, происхождение которого так и осталось загадкой. Между тем, «Союз информированных граждан» распространил сравнительную таблицу действующих тарифов на электроэнергию в постсоветских республиках, где оказалось, что для Армении он является самым дорогим не только в рамках ЕАЭС, но и во всем СНГ. И это при наличии в стране множества гидроэлектростанций, Мецаморской АЭС и других возможностей генерации на основе бесплатного иранского газа. Кстати, известный российский экономист, академик РАН, заведующий кафедрой Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ?Абел Аганбегян в недавнем интервью отметил, что энергетическая отрасль была одним из локомотивов развития армянской экономики. «Армения – единственное государство в регионе, имеющее сегодня возможность экспортировать электроэнергию, производить ее в избытке», – подчеркнул он. И, кстати, по весьма доступным ценам. Однако в ЭСА предпочли не объяснять, почему в себестоимость киловатта закладывается зарплата гендиректора в 60 тысяч долларов, офисная роскошь класса люкс и прочие плюшки статуса. Там просто пытались свалить аппетиты своей тарифной политики то на нестабильность иностранной валюты, то на несогласие с нормативами технологических потерь в распределительной сети... Хотя в серьезных компаниях для подобных форс-мажоров обычно разрабатывается модель антикризисного сценария по минимизации возможного ущерба. Но в «Электросетях» об этом, кажется, даже не слышали. А вот по мнению экспертов, здесь уже давно назрел системный кризис, который требует независимого аудита, чтобы понять, почему, имея подобный бизнес, компания не стала одной из самых доходных в Армении, а ее убытки, начиная с 2008 года, более чем в два раза превысили прибыль. Тем более, согласно официальным документам КРОУ РА, ЭСА закупает электроэнергию у производителей в два раза дешевле, чем продает.

И все же 17 июня КРОУ РА выносит решение, по которому для населения якобы выторговано снижение на целых 10 драмов, а для ЭСА – повышение почти на 7 единиц. В начале июня гражданская инициатива «Нет грабежу» организовала протестные многотысячные митинги и сидячие забастовки в столице и регионах Армении. И хотя, по их словам, речь идет всего лишь о социальном бунте на фоне экономической нестабильности Армении и обнищания населения, тем не менее, определенные силы попытались придать акции политическую окраску. В том числе и представитель пресс-службы ОАО «Интер РАО «ЕЭС» Николай Горелов, который намеренно увел разговор от конструктивного диалога: «Мы в Армении занимаемся бизнесом. Участвовать в событиях, которые перешли в политическую плоскость, не собираемся». Однако, по мнению главы Ереванского геополитического клуба Армана Бошяна, вряд ли российская компания не могла не понимать, что геополитические интересы собственной страны стоят выше экономических. «Российская компания это прекрасно знала. Лучший «подарок» прозападным силам в Армении сложно было придумать», – считает он.

Но воинственный сценарий исключался активистами изначально. Поэтому события первой ночи у президентского дворца, когда полицейские водометы разогнали спящих манифестантов, стали для определенных сил попыткой развернуть мирную акцию гражданского неповиновения в более агрессивное русло. Правда, на следующий день Следственная служба начала расследование по факту случившегося. Полиция Армении принесла свои извинения, а поддержать активистов уже через несколько часов пришли звезды шоу-бизнеса, представители ААЦ, министры, армянские парламентарии. Причем депутаты парламента стали живым щитом между манифестантами и силовиками во избежание новых инцидентов и провокаций, в отличие от аккредитованного дипкорпуса западных представительств, некоторые из которых в надежде на армянский «Майдан» сразу же проявили «свою озабоченность в связи с имевшими место событиями». Социальные сети тоже чутко реагировали на любое событие. Фотографии и комментарии затем перекочевывали в медийное пространство, зачастую трансформируясь в зависимости от источника в откровенную ложь. «Сенсационные» сообщения ОРТ и РТР были настолько далеки от реальности, что наводили на мысль об ангажированности и непрофессионализме. Не случайно российский эксперт и публицист Денис Дворников подверг резкой критике некоторых российских журналистов за параноидальное желание найти чужие уши там, где их нет.

Несмотря на то, что некоторым политологам и «заинтересованным» наблюдателям все же виделась «очевидность кальки цветных революций», в самом Ереване к подобным «анализам» относились весьма скептически. При всей сложности нынешней социально-экономической обстановки протестный электорат просил не политизировать ситуацию и отрицал развитие майданной классики, даже при упоминании имени небезызвестной госпожи Нуланд, приезжавшей в начале года в Армению на конфиденциальную встречу с местными НПО. Правда, дестабилизировать обстановку периодически стараются провокаторы, направляя гнев на стратегического, как модно сейчас говорить, партнера. Но манифестанты сами их выпроваживают, подчеркивая, что их протест направлен не против России, а против тех, кто нечисто играет в сложившейся ситуации, а именно – дочерней российской компании «Интер РАО «ЕЭС». Хотя это может коснуться любой иностранной компании в Армении, невзирая на ее «национальную идентичность». Тема России, российских компаний, русофобских настроений, антироссийских лозунгов и российско-армянских отношений в свете нынешних событий не стоит на повестке. «Русский след» наиболее активно прослеживается, пожалуй, лишь на плакатах с изображением главного электрика Армении, где под его фамилией стоит очень конкретный адрес высылки. Поговаривают, что Бибин действительно выехал из Армении по «служебным делам» и когда вернется – неизвестно. Впрочем, для местного населения он уже стал персоной нон грата. А вот о возможном новом руководителе здесь говорят, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется, поскольку кардинальные изменения требуются не креслу, а всей системе ЭСА. В этой связи раздаются предложения национализировать компанию, создать конкурентную среду из нескольких операторов, передать в новые частные руки армянского делового мира. Но на этом фоне главное требование о возврате тарифов в прежние рамки пока не удовлетворено, хотя надежда теплилась. Уже 25 июня на заседании правительства премьер-министр Армении Овик Абрамян заявил, что тарифы на электроэнергию не будут пересмотрены, поскольку вполне реалистичны. И ни слова о реально неэффективном менеджменте ЭСА, непонятных долгах компании, отсутствии отчетности по инвестициям... В этой связи гражданская инициатива решила продолжить акции, взяв на себя ответственность за недопущение беспорядков. Однако, по мнению политологов, прогнозировать дальнейший ход протестных событий трудно.

Наталья Оганова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 8 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты