№14–15 (266–267) август 2015 г.

Пир во время чумы

Просмотров: 5853

Заимствованные Арменией в начале июля у России 240 миллионов долларов очертили 5-миллиардный госдолг страны. Приближение госдолга к критическим 50% ВВП вызывает серьезную тревогу экономистов, экспертов и аналитиков. На этом фоне, очевидно руководствуясь известной фразой французского короля Людовика XV «После меня хоть потоп», армянский чиновничий класс продолжает демонстрировать хладнокровие, которое в менее тяжелых обстоятельствах могло показаться завидным.

Однако грозящая взрывом тяжелая социально-экономическая ситуация в стране никак не способствует снижению разыгравшихся в последнее время аппетитов армянских чиновников.

Особую статью расходов составляют зарубежные командировки народных избранников. Причем чем дальше и заповеднее маршрут рабочей поездки, тем длиннее выглядит список депутатов. К примеру, совсем недавно для подписания протокольной декларации о сотрудничестве в Канаду поехало аж 20 парламентариев, возглавляемых не кем-нибудь, а самим спикером. В Японию поехала более скромная делегация в составе трех депутатов… открывать хачкар. Еще по делегации с аналогичной миссией поехало в Германию, Беларусь. Дело доходит до смешного – так, недавно народные избранники всерьез переругались, когда дело дошло до определения состава делегации, направляющейся во Францию. Естественно, что «командировочные» списки определяются не по профессиональным способностям, а личным предпочтениям глав делегаций и, конечно, спикера. Так же естественно, что все эти делегации везут зарубежным партнерам многочисленные подарки в целях поддержания своего чиновничьего имиджа уж точно не за счет собственного кармана.

Аналогичным образом формируются многочисленные делегации в правительстве, различных министерствах. Впрочем, это не помешало премьер-министру Овику Абрамяну дать наказ министрам «прибегнуть к максимальной экономии». Причина такой строгости – приобретение министрами и руководством ереванской мэрии дорогих автомобилей. Примечательно, что, сообщив об этом журналистам, министр соцобеспечения Артем Асатрян тут же заявил, что техобслуживание дешевых транспортных средств, оказывается, обходится бюджету дороже, чем приобретение дорогих авто…

Автомобили армянских чиновников являются постоянной темой обсуждения не только для журналистов, но, пожалуй, для любого мыслящего гражданина республики. Согласно нашим источникам, ежегодный объем закупок госструктур за счет госбюджета из одной только представляющей японские бренды Toyota и Lexus компании Toyota Yerevan, колеблются в пределах 100 авто. Примечательно, что 90% этих закупок делается в декабре, что не в последнюю очередь обосновывается стремлением глав различных ведомств израсходовать свои бюджеты под чистую.

Совсем недавно глава аппарата Национального собрания Армении потребовал для бюджета своего ведомства дополнительные суммы на закупку новых авто для глав парламентских комиссий, фракций и вице-спикеров. Меж тем, согласно нашим источникам, совсем недавно, в декабре 2013 года, парламент приобрел все у той же «Тойоты» для глав парламентских комиссий, фракций и вице-спикеров 11 автомобилей Toyotа Camry разной комплектации, средней стоимостью 34 тысячи долларов. И куда делись купленные автомобили, чиновник, естественно, не объяснил.

Самым крупным заказчиком иномарок является опутавший своими щупальцами все доходные части экономики, возглавляемый «суперминистром», олигархом Гагиком Хачатряном Минфин, в который с прошлого года влился Комитет госдоходов. Каждый год эта структура на деньги налогоплательщиков приобретает десятки автомобилей Toyota Corolla, самая дешевая из которых стоит 24 тысячи долларов. В прошлом году Минфин приобрел и две Toyota Prado общей стоимостью 112 тысяч долларов. Исправно оплатив автомобили, Минфин ставит их на учет, оплачивает техосмотр, полис ОСАГО, после чего «Короллы» месяцами пылятся на складах автотрейдера: к примеру, налоговый инспектор забрал приобретенную в 2013 году служебную машину в 2015-м.

Умеренный аппетит у президентской администрации, которая в тот же период приобрела всего пять Toyota Prado с предельно скромной комплектацией и стоимостью одного авто 50 тысяч долларов. Прошлой осенью для столичного мэра Тарона Маркаряна был приобретен самый дорогостоящий в армянском представительстве Lexus гибридный – LS 600 HL, стоимостью 200 тысяч долларов. Аналогичное авто в тот же период приобрел министр транспорта и связи Гагик Бегларян.

Впрочем, у мэрии есть многие иные прихоти, которые в нынешней армянской реальности иначе как странными не назовешь. Совсем недавно муниципалитет на средства все тех же налогоплательщиков приобрел коньяк на сумму 30 миллионов драмов, к которому прилагались серебряные бокалы, каждый стоимостью 400 тысяч драмов. Когда же журналисты спросили о целях подобных излишеств, заместитель мэра Камо Ареян посоветовал пишущей братии «не вмешиваться не в свои дела.

Пока что на все звонки и запросы журналистов относительно приобретения предметов роскоши мэрия ответила созданием новой должности – очередного по счету заместителя главы аппарата с ежемесячным окладом 300 тысяч драмов. Чем будет заниматься очередной зам очередного большого начальника с большой зарплатой, не сообщается. Не секрет, что на всех выборах именно эти сытые чины всеми правдами и неправдами, уговорами, посулами и иногда угрозами тащат на выборы менее сытых родственников, друзей, а иногда и просто знакомых.

И этот чиновничий пир, миллионные траты на роскошь происходят во время всеобщего обнищания, прогрессирующей миграции населения, в условиях, когда 20% населения Армении находятся за чертой крайней бедности, а еще 30% просто бедны. Чиновничья роскошь должна приравниваться к преступлению, особенно когда источников в охваченной социально-экономическим кризисом Армении для оплаты пиров день ото дня становится меньше и меньше.

Давид Степанян, Ереван

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 26 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты