№14–15 (266–267) август 2015 г.

«Открытое небо» Армении стремительно пустеет

Просмотров: 979

В начале июля польская авиакомпания «ЛОТ» довольно кратко известила о прекращении полетов в Армению. И хотя основные причины ухода не объясняются, тем не менее для большинства профильных экспертов этот шаг иностранных авиаторов не стал неожиданностью поскольку, по их мнению, либерализация армянского неба себя не оправдала.

Между тем, еще в апреле нынешнего года министр экономики РА Карен Чшмаритян представил парламенту авиационные успехи по динамике частоты полетов: «В результате политики «открытого неба» у нас уже есть увеличение пассажиропотока на 20,9 процента. В 2014 году мы пересекли черту в два миллиона человек. Также подешевели и авиабилеты», – отметил он, подчеркнув, что все это доказывает эффективность свободной зоны полетов в воздушном пространстве нашей страны. Однако такой оптимизм разделяют не все. В частности, по мнению эксперта Антикоррупционного центра «Траспаренси интернешнл» Артака Манукяна, цены на авиабилеты из Армении в Европу в среднем на 150 евро превышают цены из Грузии по тем же направлениям. Да и согласно статистике, армянские туристы предпочитают вылетать на летний отдых за границу не из Армении, а из Грузии, где авиабилеты стоят действительно значительно дешевле. К примеру, билет из Еревана в Барселону и обратно обходится в 850, а из Тбилиси – 427 евро, из Еревана в Париж и обратно – 594, а из Тбилиси – 374 евро, из Еревана в Рим и обратно – 623, а из Тбилиси – 407 евро, на остров Крит из Еревана – 605, а из Тбилиси – 322 евро.

Очень наглядный пример, даже с учетом двадцати долларов на железнодорожный билет из Еревана до грузинской столицы, которые эквивалентны сумме, отдаваемой за «воздух» в аэропорту Звартноц.

Политика «открытого неба», инициированная правительством Армении в 2013 году, кстати не?без активного вмешательства тогдашнего посла США Джона Хефферна, МВФ и Всемирного Банка, так и не оправдала себя. За два года число иностранных авиаперевозчиков сократилось с 37 до 24. С армянского рынка ушли итальянская?ALItalia, эмиратская Etihad и многие другие, хотя официальная пропаганда продолжает хвалить этот изначально провальный проект.

А проблемы, по мнению премьера РА, связаны лишь с неудобными для авиапассажиров ночными рейсами. Забота о прибывшем туристе, который «не знает, что ему делать, как провести время, чтобы не платить лишний день за гостиницу», вызвала в СМИ и соцсетях откровенный скепсис. «Ночные рейсы или дневные – это не проблема. Главная проблема и позор в том, что Армения не имеет собственного национального авиаперевозчика. Было сделано все, чтобы обанкротились и закрылись сначала «Армянские авиалинии», затем «Армавиа» и «Эйр Армения». Политика «открытого неба» сыграла злую шутку с армянскими авиаторами, а государство не поддержало, как мне кажется, самый главный стратегический вопрос – сохранение своей гражданской авиации. Интересно, когда и кто решит этот судьбоносный вопрос?» – написал один из пользователей.

Вопрос не риторический, поскольку в нашей новейшей истории гражданская авиация Армении, несмотря на всю ее стратегическую важность, так и не смогла закрепиться в родном небе. Ушедшим с армянского авиарынка местным компаниям официальные структуры ставят в вину плохой менеджмент. Но, с другой стороны, отдавая компании в частные руки, государство совершенно забывает о своей ответственности в процессе развития национальной авиации. «Например, доля государства в авиакомпаниях «Эйр Франс» составляет 54,4%, «Чешские авиалинии» – 95,7%, «Аэрофлот» – 51%, что соответственно говорит о благополучии собственной гражданской авиации в этих странах. «Чего у нас нет, хотя в условиях Армении это еще и безопасность, поскольку для блокадной страны авиация после армии – вторая по значимости структура», – считает глава Ассоциации пилотов Армении, заслуженный летчик СССР Дмитрий Атбашьян.

С банкротством «Армавиа» и внедрением политики «открытого неба» предполагалось, что свято место пусто не бывает: вместо нее придут сразу три национальных перевозчика, а армянское небо будут густо бороздить корабли иностранной авиации.

Не случилось… Зато теперь – ни одного отечественного авиаперевозчика и редеющий реестр иностранных авиакомпаний.

А вот список курирующих или сопричастных к этой отрасли отечественных структур увеличился: наряду с ГУГА РА и аэропортом Звартноц, авиацией теперь занимается еще и Министерство экономики! Но при этом проблемы в отечественной авиации продолжают нарастать, как снежный ком.

Кстати, еще года два назад авторитетные аналитики одной из ведущих транснациональных консалтинговых компаний Frost & Sullivan предупреждали, что «принятие политики «открытого неба» может очень неблагоприятно повлиять на развитие собственной авиации, особенно в странах с развивающейся авиационной экономикой. Жесткая конкурентная борьба с зарубежными зрелыми игроками выдавит, в конце концов, более мелких игроков из развивающейся отрасли. И хотя конкурентная борьба является естественной при введении такого закона, все же очень важно подчеркнуть, что подписание договора на «открытое небо» может иметь весьма неблагоприятные последствия для национальных авиакомпаний страны». Что в итоге и случилось. Вдобавок без серьезной государственной поддержки армянская авиация вернулась к первозданному хаосу почти тридцатилетней давности.

По мнению специалистов отрасли, в ближайшее время Армения может оказаться совсем без национальной авиации. Хотя даже в самые трудные годы наша страна имела собственную авиацию, которая показала стратегическую важность и при катастрофическом Спитакском землетрясении, и в Арцахской войне, и даже в период массовой миграции армянского населения на заработки в Россию. Но в высших эшелонах власти с такой постановкой вопроса, видимо, не согласны и продолжают настаивать на политике «открытого неба». «Подобная либерализация воздушного пространства бывает эффективной, если собственная гражданская авиация конкурентоспособна. Это достаточно объемная тема, которая нуждается в серьезных исследованиях», – считает Дмитрий Атбашьян. Возможно, оздоровлению авиационной отрасли Армении сегодня мешают неслаженность действий различных инфраструктур, отсутствие единой концепции развития авиационной сферы и, в конце концов, вероятные «распилы», «откаты» и коррупция, о которых не раз говорил экс-глава Главного управления авиации Шаген Петросян… При таком отношении к отрасли со стороны государства вполне очевидным остается тот факт, что в нынешний День гражданской авиации Армении, отмечаемый в сентябре, поздравлять будет уже некого. И нечего. Родное небо опустело.

Наталья Оганова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 6 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты