№14–15 (266–267) август 2015 г.

Экзотический вкус «золотого» фрукта

Просмотров: 760

В Ереване завершился XII Международный кинофестиваль «Золотой абрикос», посвященный 100-летию Геноцида армян

Главным событием фестиваля стали специальные программы, посвященные этой трагической дате. В рамках программ «Мы?есть», «Крик», «Дань признательности» и?«Больше никогда» были показаны фильмы, рассказывающие не только о геноциде армян, но и о совершенных в мире геноцидах по отношению к другим нациям и народностям.

На этот раз на «Золотом абрикосе» широко была представлена программа этнологических и этнографических фильмов. Киноведы сразу же оценили такую «экзотическую направленность» и назвали эту тенденцию очень важной и достойной для современного кино. Так оно и вышло – фильм колумбийского режиссера Сиро Герра «Объятия змеи» был признан лучшим фильмом в номинации «Игровое кино» и был удостоен «Золотого абрикоса». Картина повествует о жизни в глухих зарослях Амазонки, где то и дело происходят беспощадные столкновения европейцев с туземцами не на жизнь, а на смерть.

«Серебряный абрикос» в номинации ?«Зарубежное игровое кино» получил южнокорейский кинорежиссер Ким Де Хуана за фильм «Конец зимы».

Специальный приз был вручен гватемальскому кинорежиссеру Хайро Бустаманте за картину «Вулкан Ишканул».?

Лучшим документальным фильмом жюри признало ленту «Создание смысла» режиссера Симоне Рапизарде Казановы (Канада – Италия). А «Серебряный абрикос» в этой же номинации достался картине режиссера Жан-Габриэля Перио «Молодежь Германии» (Франция – Германия – Швейцария).

Главный приз в номинации короткометражных фильмов «Косточка» был вручен немецкому режиссеру Патрику Фолрата за картину «Все будет хорошо».

Картина российского кинорежиссера Анны Гороян «Доктор» была названа лучшим короткометражным фильмом в номинации «Армянская панорама». Лучшим документальным фильмом в той же номинации стала картина Армана Ерицяна «Раз, два, три» (Армения – Норвегия – Германия).

Кроме основных конкурсных призов, специальный приз имени армянского писателя Гранта Матевосяна за лучший сценарий получила картина Гагика Мадояна «Дорога». Конкурс ФИПРЕССИ в?этом году выделил картину армянского режиссера Арама Шахбазяна «Москвич, любовь моя». Он же удостоился приза экуменического жюри.?Ну, а приз зрительских симпатий достался немецкому режиссеру Марку Брумунду за фильм «Святилище».

Накануне кинофестиваля, как уже заведено, прошла церемония освящения абрикосов – впервые фестиваль получает благословение в новой ереванской церкви Св. Анны. А на площади Азнавура перед кинотеатром «Москва» открылась звезда известного режиссера, сценариста, народного артиста СССР Генриха Маляна. Звезду мастера открыли директор-основатель кинофестиваля «Золотой абрикос», режиссер-документалист Арутюн Хачатрян, председатель Союза кинематографистов Рубен Геворкянц, композитор Тигран Мансурян и Нарине Малян – дочь Генриха Маляна. Таким образом, была водружена шестая по счету мемориальная доска на Аллее звезд.

На следующий день XII Международный ереванский кинофестиваль был торжественно открыт. Дефиле гостей кинофестиваля прошло по красной ковровой дорожке в Национальный театр оперы и балета им. А. Спендиарова. Среди гостей – французский режиссер армянского происхождения Робер Гедикян, возглавивший жюри в номинации «Игровое кино», польский режиссер и продюсер Кшиштоф Занусси, американский независимый режиссер Роб Нильссон, французский актер, сценарист и режиссер Патрик Шене и другие деятели кино. Зрители тепло приветствовали киношный бомонд, как вдруг пространство по обе стороны дорожки взорвал шквал аплодисментов и восторженные возгласы – на красной дорожке появились Настасья Кински и Орнелла Мути. Их невозможно было не узнать. Контакт был установлен сразу же – столько неподдельного внимания, столько добрых эмоций было обращено звездами к армянской публике!

О том, что XII ереванский кинофестиваль открыт, объявили президент фестиваля Арутюн Хачатрян и главный спонсор – гендиректор VivaCell-MTS Ральф Йирикян. А затем актрисам Настасье Кински и Орнелле Мути были вручены традиционные награды – «Параджановский талер» – за вклад в развитие мирового кинематографа. Обе звезды мирового кино были явно польщены столь необычным признанием.

На «Золотом абрикосе» были сформированы четыре цельные конкурсные программы: «Игровые фильмы», «Документальные фильмы», «Армянская панорама» (лучшие фильмы национального кино) и конкурс короткометражных лент «Косточка». На этот раз армянские зрители смогли посмотреть фильмы в рубрике «Новое французское кино» и «Новое германское кино».

По мнению президента Гильдии киноведов и кинокритиков России Кирилла Разлогова, произошло «окончательное превращение фестиваля в международный, при сохранении здравой концепции небольшого количества гостей и непосредственного взаимодействия между ними». А что касается фестивальной атмосферы, то, по мнению Разлогова, «практически нет перебора светских мероприятий, как раньше, и люди общаются между собой, налаживаются новые связи, обсуждаются проекты».

На «Абрикосе» состоялась ереванская премьера фильма «Любовь Свана» Вальтера Шлендорфа. Это экранизация произведений Марселя Пруста, где Орнелла сыграла с Джереми Айронсом и Аленом Делоном. Собирается ли она сняться в какой-нибудь новой картине? Орнелла Мути призналась, что, несмотря на то, что в?настоящее время она занята в?нескольких кинопроектах, многие из?них затягиваются из-за экономического кризиса в?Европе. Но при этом она готова принять участие в?театральной постановке в?России. Проблема – во времени, «надо подтянуть русский язык».

«С чем у вас ассоциируется Армения?», – спросили Орнеллу Мути. «С добротой и открытостью лиц, с духовностью, с прекрасным праздником, когда все обливают друг друга водой, не обращая внимания на возраст, пол и общественное положение», – сказала актриса.

И вдруг неожиданное для всех признание: «Я открыта для сотрудничества с армянскими режиссерами, и если меня пригласят сниматься в армянском кино, то я с удовольствием соглашусь».

А Настасья Кински в первые же дни кинофестиваля смогла ловко улизнуть от провожатых и в одиночестве совершить прогулку по вечернему Еревану. «Мне понравился город, мне понравились люди, особенно молодежь. Мне нравится гулять по незнакомым местам в одиночестве и каждый раз что-то новое обнаруживать для себя». И еще: «Такое сложилось ощущение, что я давно знаю армян, что все мы давно знакомы...».

Француз Патрик Шанэ показал на кинофестивале в программе «Новое французское кино» премьеру фильма со своим участием – «Я здесь не для того, чтобы быть любимым» Стефана Бризе, где он сыграл главную роль. В 2006 году за эту роль он получил премию «Сезар» и премию Европейской киноакадемии за лучшую мужскую роль. Однако французский актер сейчас поглощен своей новой ролью в фильме режиссера Сержа Аведикяна «Как одна американская песня». Съемки картины были завершены за три дня до открытия «Золотого абрикоса», и теперь Шенэ не терпелось увидеть фильм и узнать мнение кинокритиков о сыгранной им роли. «Я снимался в более чем 75 фильмах, но этот армянский опыт для меня был неожиданно восхитительным», – признался актер.

Еще один француз – режиссер, продюсер, сценарист и актер Робер Гедикян – был удостоен специального приза XII Международного ереванского кинофестиваля «Золотой абрикос» и Первопрестольного Святого Эчмиадзина «Да будет свет!».

Фильмы Гедикяна принимали участие в основных конкурсах многих продвинутых европейских фестивалей. К тому же в мировом кинематографе он известен и как знающий продюсер – на его счету более 30 фильмов.

Десять лет назад Робер и его супруга, актриса Ариан, практически постоянно снимающаяся в его фильмах, впервые приехали на «Золотой абрикос». По впечатлениям от поездок Гедикян снял киноленту «Путешествие по Армении». Вслед за этим последовал его новый армянский проект – военная драма «Армия преступников», которая рассказывала об антифашистской группе Мисака Манушяна.

Роб Нильссон – один из классиков американского независимого кино. Он любит писать стихи, признается, что ему нравятся Уитмен, Мандельштам и Маяковский. Нильссон снимается сразу в четырех фильмах и чувствует себя комфортно, когда голова его полностью занята сценарием или очередной ролью.

А еще он любит играть на трубе – это его отдушина. Тут он рассказывает историю о том, что ответил Луи Армстронг, когда его спросили, как ему удается так прекрасно исполнять музыку: «Он ответил: это очень просто, закрой глаза и дуй». Так же, размышляет Роб Нильссон, должно быть и в кино, где особенно нужна свобода владения материалом: «Ты настолько должен знать свое дело, так разбираться в его деталях и мелочах, что роль должна сама созревать и обретать внутренняя раскованность».

Режиссер, народный артист Армении, директор-основатель Международного ереванского кинофестиваля «Золотой абрикос», член жюри Европейской киноакадемии Арутюн Хачатрян в конце июня этого года в Москве был удостоен наград Гильдии киноведов и кинокритиков России и Московского международного кинофестиваля за большой вклад в армянский кинематограф. Во время «Золотого абрикоса» в Эчмиадзине Католикос всех армян Гарегин Второй вручил ему орден Армянской Апостольской Церкви «Сурб Саак-Сурб Маштоц».

На торжественном приеме в честь своего 60-летия режиссер построил свою речь на монологе, не лишенном рефлексии. Он стал излагать философские мысли о приобретенном и утерянном за прошедшие годы и конечно же об армянском кинематографе. При этом заверил собравшихся в том, что более всего он желает нынче помогать молодежи.?

При этом несколько странным прозвучало признание режиссера в том, что у него есть 5-6 сценариев, по которым он будет снимать фильмы. Странным оно было потому, что сегодня в Армении даже с одним сценарием трудно пробиться молодым талантам в кино. И даже «Золотой абрикос» не гарантирует молодой поросли «выход в свет» и тем более финансовую поддержку. Вот так и продвигаются вперед «продвинутые», а те, кто всерьез нуждается в поддержке, остаются за бортом.

В последний день кинофестиваля состоялся показ фильма «Намус» режиссера Амо Бекназаряна. Прошло 90 лет со дня его показа, и демонстрация этой киноленты в контексте сегодняшних достижений современного кино – это своеобразная дань уважения его создателям.

XII Международный кинофестиваль в Ереване завершил свой семидневный пробег – отшумели аплодисменты на?премьерах, призы вручены, по красной дорожке в последний раз прошлись гости фестиваля – режиссеры, актеры, музыканты...

Практически каждый год «Золотой абрикос» открывает новые имена и открывает этим именам новые перспективы. Чем удивит и порадует нас очередной кинофестиваль, покажет время.

Кари Амирханян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 6 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты