№16-17 (268-269) сентябрь 2015 г.

«Помня прошлое, мы должны думать о будущем»

Просмотров: 2238

Гаруну Сафаряну 46 лет, 28 из которых он собирает свою гордость – автомобиль Газ-21. Раритетная черная «Волга» производства 1958 года (автомобиль производился с 1956-го. – Ред.) досталась Гаруну от отца в довольно неприглядном виде. Кузов местами проела ржавчина, мотор побрякивал, обивка салона оставляла желать лучшего.

«Машина старше меня ровно на один год, но в отличие от меня так хорошо не сохранилась», – шутит моложавый мужчина. Все эти годы Гарун собирал автомобиль практически с нуля, по винтику, до ее нынешнего блестящего, во всех смыслах, состояния. На это уходило все его свободное время и львиная доля доходов семьи Сафарянов. Однако супруга Гаруна Марине и два его уже взрослых сына увлечение отца не только уважают, но и всецело разделяют и поддерживают. «На самом деле, мужу дорога не столько сама машина, сколько память об отце Артавазде. Свекор был великолепным человеком, но прежде всего, хорошим отцом не только своим детям, но и всем нам. Поэтому упрекнуть Гаруна мне, пожалуй, не в чем», – говорит Марине.

Проработав годы в колхозе села Тех механизатором, сегодня Гарун работает таксистом, развозя людей по разбросанным в горах селам Горисского района, иногда, правда, бывают заказы и в Ереван, и в другие области. Но основной его ежедневный маршрут лежит между родным Техом и Горисом. Несколько лет назад содержать автобусы на межобщинных линиях стало невыгодно, и сельчане стали ездить в райцентр на такси. Поездка в Горис и обратно обходится одному пассажиру сравнительно недорого, в тысячу драмов, или чуть больше двух долларов.

Рабочая машина Гаруна – Volkswagen Getta 1995-го года выпуска – принадлежит местному такси-сервису. «Работает машина исправно, бегает по нашим горам уже три года и ни разу не сломалась. Но все равно, что-то в ней не то. Не могу объяснить, почему, но не лежит у меня к ней сердце, и все. В «Волге» я чувствую себя как-то комфортнее», – застенчиво улыбается он. Секрет успешности «Волги» довольно прост и состоит в упрятанном в глубину объемного багажника баре с бутылками вина, местной тутовой водкой и стаканами. Бар в багажном отсеке – предмет гордости и новаторство Гаруна Сафаряна. «За рулем никогда не пью, у нас за это штрафуют безбожно, даже знакомства уже не помогают», – сокрушенно говорит мужчина.

Впрочем, за рулем Газ-21 Гарун оказывается нечасто, больно большой аппетит у машины возрастом более полувека, сравнимый разве что с аппетитами нынешних монополистов – импортеров бензина. Машина в основном украшает сельские свадьбы и служит для поездок к родственникам. Для ежедневного передвижения Сафарян предпочитает пользоваться работающим на сжатом природном газе такси. Но это не мешает ему при первой свободной минутке оказаться в гараже, где стоит «Волга», и полировать ее до блеска.

«В годы войны, когда всем нам пришлось несладко, в первый же день бомбежек я быстренько отогнал «Волгу» в Ереван к родственникам. Сам вернулся в Тех буквально на следующий день, чтобы не дай Бог не подумали, что я бежал от опасности», – рассказывает Гарун. Предосторожность оказалась не лишней, через три месяца пущенный со стороны Кубатлы снаряд разнес не только гараж, но и добрую половину обширного двора родительского дома Сафарянов. К счастью, сам дом и семья уцелели.

После войны Гарун вернулся к профессии механизатора, вместе со старшим братом восстановил полуразрушенное хозяйство и, главное, пригнал отцовскую «Волгу» обратно в заново отстроенный гараж. С этого дня доведение автомобиля до образцового состояния стало для Гаруна делом жизненной важности. Последним, сделанным несколько лет назад, пожалуй, самым дорогим приобретением для «Волги» стали госномера 77 MV 777 стоимостью… 1,5 миллиона драмов. Мужчина копил эту сумму нескольких лет.

«Я работал не покладая рук с 15 лет. Купил себе новый дом в Горисе, отделился от родителей и думаю, что сегодня могу себе позволить изредка водить отцовскую машину и держать ее в надлежащем состоянии. А вот мои сыновья, слава Богу, отслужили в армии, но пока что слоняются без дела. Нет рабочих мест. Эта проблема не только Гориса, думаю, всей Армении. Работа есть только в Ереване. Но ничего, что-нибудь найдется и для них. В крайнем случае будут работать механизаторами в Техе», – говорит Гарун Сафарян.

Мужчина убежден в главном – все препятствия преодолимы, главное, чтобы небо над головой было мирным. Все остальные проблемы – с работой, местными властями – второстепенны и, главное, разрешимы. «Война оставила в нашей памяти глубокий след, непоправимые последствия, и важно сегодня не допустить ее повторения. Нам, простым людям, эта война ни к чему. О ней говорят лишь те, кому война выгодна. Помня прошлое, мы должны думать о будущем – почему бы нет, совместном. Убежден, что так же думают и наши соседи», – мужчина кивает головой на восток.

Саргис Тертерян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 10 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты