№ 22-23 (274-275) декабрь 2015 г.

Ванская свадьба: Армянские обряды и обычаи 2-й половины XIX – начала XX в.

Просмотров: 10789

Этнограф Ерванд Лалаян в 1914 году запишет в свой путевой блокнот: «В провинциях Ванской, Тоспской и Хайоц-дзорской (Западная Армения – М. и Г.М.), кроме аборигенов-армян, с давних пор утвердились также пришельцы из Персии, т. е. из Хоя, Салмаста и Новой Джульфы, а равно как из соседних Вану провинций; однако большинство населения составляют аборигены-армяне… Ванский житель имеет коммерческую жилку. Он почти на все смотрит с меркантильной точки зрения и готов принести всякие жертвы, лишиться всех удовольствий и удобств, лишь бы заработать побольше денег, накопить богатство. Живя в течение веков в рабски-унизительных условиях, будучи принужденным всегда скрывать и таить от глаз хищников и грабителей свое имущество, ванский житель привык к нищенскому образу жизни. Неудивительно поэтому, что жены и девушки состоятельных и даже богатых армян ходят босыми и в ветхом рваном платье…» Образ жизни ванцев, разумеется, сказывался и на проведении обрядов. Вот почему у них и свадебный стол, и приданое невесты были намного скромнее, чем у армян Тифлиса, Ахалциха, Артвина, Шуши, Ново-Баязета, Нахичевани, Зангезура…

Ванские армяне предпочитают сочетаться браком со своими земляками, поэтому многие находящиеся на чужбине на отхожих промыслах, решив обзавестись семьей, возвращаются на родину. Вступив в брак, они остаются здесь на протяжении некоторого времени, а затем вновь отправляются на заработки. Обычно молодые люди вступают в брак в возрасте 18 – 25 лет, а девушки – 16 – 22 лет.

Выбор невесты

Родители выбирают невесту для своего сына, не испрашивая вовсе его предварительного согласия. Бывают случаи, когда жених видит свою невесту только в первую брачную ночь. В выборе невесты большую роль играют родственницы и соседки жениха. Его матери они настойчиво навязывают близкую или знакомую им девушку, неустанно расхваливая ее домовитость, чистоплотность, трудолюбие, характер, физические и душевные качества. Те же родственницы и соседки влияют на выбор со стороны девушки.

Смотрины

Чтобы оценить внешние данные невесты, мать жениха вместе с некоторыми своими родственницами отправляется в дом девушки под каким-либо предлогом. Мать девушки, догадавшись о цели визита, красиво одевает, причесывает дочку, подводит глаза и только после этого представляет ее гостьям. Смущенная и растерянная девушка низко кланяется пришедшим женщинам, целует им руки, кладет их себе на голову и снова целует. Гостьи тоже целуют ее, внимательно при этом рассматривая. Если дело происходит весной, мать жениха обычно дарит девушке букет цветов, если же зимой – плод граната.

Если девушка нравится, мать жениха надевает ей золотое ожерелье на шею или золотое или серебряное колечко на правый мизинец, предварительно, конечно, получив согласие на брак матери своей избранницы. После этого девушка приносит водку и, наливая в чарку, угощает ею гостей. Те осыпают ее благопожеланиями, а затем приступают к обеду, даже если это вовсе не обеденное время. Если девушка приходится не по вкусу, пришедшие уходят без всякого угощения.

Обручение

Через несколько дней после смотрин приходские священники жениха и невесты совместно со свидетелями, по одному от каждой стороны, заручившись предварительно согласием молодых вступить в брак, отправляются к архиерею и сообщают об этом духовному совету. Здесь рассматривается вопрос о степени родства молодых, и если, с точки зрения церковных канонов, не найдено никаких препятствий, брак разрешается, о чем делается отметка в особом протокольном журнале. Приходский священник жениха от его родителей передает председателю духовного совета – архиерею – обручальное кольцо молодых, вложенное в серебряную коробочку, покрытую шелковым платком. Архиерей, благословив кольцо, возвращает его священнику, а тот – родителям жениха.

После официального обручения устраивается обручальное торжество. Отец жениха вместе со своими родственниками и приятелями, взяв подарки для невесты – часы, браслеты, ожерелье и т. п. – отправляется в дом невесты. После торжественной встречи по просьбе посаженого отца (исполняющего роли отца жениха или невесты при свадебном обряде), невеста, наряженная и покрытая вуалью, появляется в сопровождении молодой невестки дома и, подойдя к гостям, поочередно целует им руки, а затем со сложенными на груди руками смиренно стоит в стороне. Будущий свекор передает ей все принесенные подарки, снимает с ее лица вуаль, предлагает ей угостить всех присутствующих чаркой водки. После угощения невеста вновь покрывает свое лицо вуалью и вместе с женихом усаживается на высокую подушку на почетном месте. Главной темой разговора присутствующих гостей, конечно, является молодая пара, в адрес которой раздаются похвалы и благие пожелания. Затем подают ужин, за который садятся вначале мужчины, а потом – женщины.

После этого семейного обручального торжества жених получает право иногда навещать свою невесту. В праздники он приносит своей суженой подарки, состоящие из разных вещей и денег.

Обрученные ждут свадьбы в течение 2–6 месяцев, а иногда даже целый год. Свадьба устраивается преимущественно осенью и зимою, чаще – на масленичной неделе.

Для определения размера суммы приданого отец жениха в сопровождении нескольких своих приятелей отправляется в дом невесты, где после обильного угощения приступает к переговорам по этому вопросу. Обсуждается также, чем родителям жениха следует одарить родителей и родственников невесты. В городах раньше был обычай, согласно которому отец жениха за 8 дней до свадьбы письменно сообщал родителям невесты о дне венчания. В этом письме обычно значились следующие слова: «Да не устыдит Господь вас, также да не устыдите вы нас перед нашими приятелями и недругами…», означающие, что приданое следует приготовить такое, чтобы не огорчились родственники и не возрадовались недруги. В тот же день посылалось письменное приглашение посаженому отцу, ему дарили целую голову сахара. В ближайшую среду рассылали приглашения всем родственницам и приятельницам, а в субботу – всем мужчинам.

Бритье жениха

В день свадьбы, во время сбора гостей, в дом жениха является цирюльник, чтобы торжественно побрить молодого человека. Жених целует руки своих родителей, посаженого отца и, окруженный гостями, усаживается посередине комнаты. Начинает играть музыка, и цирюльник, покрыв лицо жениха пышной пеной, провозглашает: «Да будет благословен сей день! Пожелаем жениху долгой жизни, и дожить ему до глубокой старости, когда его борода сделается такой белой!» «Аминь, аминь!» – громко отзываются присутствующие. И снова раздается голос цирюльника: «Родители жениха, бритва не берет – отупела, ее следует навострить!» В ответ на это распоряжение от родителей жениха цирюльник должен получить несколько монет или какой-нибудь другой подарок. Покончив с бритьем, он обычно берет зеркало и, обходя всех гостей, собирает подарки и медные монеты. В это время посаженый отец на красном шелковом платке подносит жениху украшенное цветами яблоко. На церемонии венчания жених почти все время держит это яблоко во рту, а после совершения церковного таинства передает его священнику. Некоторые из близких родственников и друзей одаривают жениха носками и фесками.

По окончании бритья все гости произносят: «Поздравляем с Богом и желаем, чтобы ты не видел вновь таких дней!», т. е. чтобы впоследствии не пришлось вновь жениться. Родители и близкие родственники подходят к жениху, поздравляют и целуют его.

Освящение платья

После церемонии бритья священник освящает платье жениха и передает его азапбаши (друг жениха), чтобы тот одел жениха. При одевании каждой детали костюма, азапбаши три раза проносит ее над головой жениха и кричит: «Носи на здоровье, наш жених!» Присутствующие повторяют за ним. В это время мать жениха начинает танцевать, а молодежь заводит песню, в которой восхваляется наряд жениха, ему адресуются благие пожелания. При этом молодые стараются выкрасть обувь или какую-нибудь другую часть одеяния жениха, дабы упрекнуть азапбаши в том, что он плохо справляется со своими обязанностями и тем самым вынудить его откупиться за свою нерасторопность подарком. Во все время проведения обряда одевания жениха около него стоят два мальчика со стороны посаженого отца с зажженными «сабельными свечами» в руках.

Харсихур

После завершения обряда одевания жениха все близкие родственники и почетные гости в экипажах, верхом, а иногда и пешком вместе с женихом или его отцом направляются в дом невесты. В первом почетном экипаже сидят обычно отец жениха и посаженый отец, во втором – всегда украшенном живыми цветами и зеленью – жених и азапбаши.

К приходу гостей невеста уже бывает облачена в освященное священником подвенечное платье. Одевая невесту, ее подруги обычно поют. Посаженая мать, снимает с головы невесты фату и, трижды проведя вокруг головы невесты, надевает ее на девушку. Женщины со стороны жениха угощаются в это время кофе, сиропом, печеньями и фруктами. Мужчинам предлагают кофе и водку. Наконец, по сигналу посаженого отца азапбаши вместе со своим помощником заходит на женскую половину, чтобы поторопить всех и поскорее отправиться в церковь. В это время дружка невесты – какая-нибудь пожилая женщина – зажигает свечи, принесенные из дома посаженого отца, и занимает место непосредственно около невесты. Азапбаши со своим помощником держат невесту под руки. Подходят мать и отец невесты, благословляют и целуют ее. Посаженый отец уже хочет вести невесту, но дружка, положив руку на ее голову, препятствует этому, пока не получит от посаженого отца несколько монет. Как только у нее появляются основания руку убрать, крестная мать осыпает невесту кишмишем или сладостями. Посаженый отец ведет невесту на мужскую половину и ставит по правую сторону от жениха. Подходит священник и, соединив руки молодых, совершает часть обряда бракосочетания. В это время произносятся речи и поются песни. Хор поезжан-товарищей (участников свадебного поезда) исполняет песнь, посвященную жениху и восхваляющую его достоинства. Затем в экипажах или пешком свадебная процессия направляется в церковь. Здесь жених исповедуется, причащается, получает интимные советы по поводу брака и семейной жизни. Невесту исповедуют и причащают на неделю раньше. Во время церковного обряда жених незаметно кладет в руку невесты кусок сахара, дабы «их любовь всегда была сладка». По его завершении молодым дают испить по одному бокалу вина. Затем все присутствующие на венчании гости подходят к молодым с поздравлениями, прикладываются к кресту, висящему на груди жениха, целуют новобрачного в лоб, а в последнее время только жмут ему руку. После чего жених и отдельно невеста направляются к церковной двери, жених, повернувшись к алтарю, три раза кланяется, а все присутствующие кричат: «Богу подарок».

Выйдя из церкви, участники свадебной процессии рассаживаются по экипажам и уже другой дорогой едут к дому жениха. Невеста сидит вместе с женихом на одной лошади. Движение кортежа под звуки зурны сопровождает толпа зевак. Во время следования кортежа мимо домов родственников и приятелей жениха те тормозят процессию и угощают всех фруктами и напитками.

По прибытии к дому жениха в воротах, прямо перед женихом и невестой закалывают жертвенного барана или курицу, а их кровью делают крестные знаки на арочном камне ворот и на пороге. Жених, наступая ногой на этот крест, входит внутрь. Невеста следует за ним, причем порог переступает правой ногой, чтобы ее вступление в новый дом было счастливым. В это время молодые поезжане – товарищи жениха – начинают петь веселые песни и вызывать мать жениха.

Наконец, держа в руках или на голове блюдо с горящими свечами и фруктами, мать жениха выходит из дома и, пританцовывая, движется навстречу молодым. Расцеловав, она ведет их в комнату невесты. Здесь священник начинает духовное песнопение. При прохождении молодых через комнатный порог под их ноги кладут две тарелки. Жених разбивает их ногой и тем самым устраняет нечистую силу

Молодые входят на женскую половину, и после непродолжительного здесь пребывания жених направляется на мужскую половину, к своим гостям. В селениях жениха и невесту усаживают на особо подготовленные «троны».

Через некоторое время гостей угощают ужином. Сначала, как обычно, мужчин, а затем – женщин. Священник благословляет первый заздравный стакан вина и передает его первому почетному гостю за столом. Только после этого все остальные получали право пить вино.

За ужином выбирают тамаду, который руководит пирушкой, произносит речи и предлагает заздравные тосты за молодых, их родителей, за здоровье всех присутствующих гостей, особо выделяя каждого.

Кушанья подаются не каждому отдельно, а на 5-10 лиц в одном блюде, откуда еду берут прямо руками. По этой причине перед застольем и после него в обязательном порядке моют руки. Прислуга или дочери семьи с рукомойником и полотенцем обходят всех присутствующих, предлагая им помыть руки.

В доме невесты тоже устраивается ужин для пришедших днем торжественно встретить жениха и гостей, прибывших за невестой. Однако это застолье не отмечено особым весельем, все немного грустят в отсутствие невесты, а мать ее даже может всплакнуть.

Приданое

На следующий день после венчания из дома невесты в сопровождении одной старухи приносят приданое. Его распаковывают и показывают присутствующим гостям, а старуху одаривают деньгами. Приданое состоит обычно из сундука, в который уложено несколько нарядов, украшения и разные подарки, главным образом – носки, предназначенные для родителей жениха и близких его родственников.

Следует заметить, что приданое собирается родителями, вернее, матерью в течение нескольких лет.

Снятие венца

На другой день после венчания священник приходит в дом жениха и совершает обряд «снятия венца». Молодые супруги стоят рядом по обеим сторонам лежащей на земле подушки и склоняют головы, на которые священник набрасывает епитрахиль (длинная лента, огибающая шею). После произнесения определенных молитв он снимает с голов епитрахиль, а с груди жениха – крестик, повешенный им при венчании.

Брачная ночь

В ночь снятия венца, после ужина, новобрачный уединяется в комнате с приготовленной брачной постелью, возле которой на столике стоит бутылка вина, разложены сладости и мед.

Все старшие члены семьи отправляются спать, а невестки под формальным предлогом показать новобрачной все комнаты дома в конце концов приводят ее в спальню и, поодиночке удалившись, оставляют с мужем. Приблизившись к ней, он пытается с ней заговорить, но молодая жена продолжает молча стоять. Получив от мужа подарки – несколько золотых монет или дорогие украшения, – она вступает в робкий и бессвязный разговор. Новобрачные пьют вино из одного стакана в знак их единения и отведывают сладости и фрукты, чтобы их совместная жизнь была такой же сладкой.

Доказательство девственности невесты строго требуется женихом и его родителями. Бывали случаи, когда невесты, не оказавшиеся девственными, с оскорблениями и унижениями отправлялись обратно в дом ее родителей.

После первой брачной ночи молодая невестка встает очень рано, отправляется к свекру, одевает его, наливает ему из рукомойника воду и подает полотенце. Свекор дает ей золотую монету, а свекровь, в свою очередь, одаривает ее как бы для «смотрения лица».

Иногда, в силу чрезмерной взволнованности жениха или других причин соитие не совершается. В этом видят влияние «злых сил», и для их устранения домочадцы прибегают к различным средствам: во время приготовления молодых к брачному ложу стреляют из ружей, а еще на свадьбе и к первой брачной ночи все пуговицы на новобрачном оставляют незастегнутыми. При этом в кармане его хранится замок, отворяемый только в первую ночь на брачном ложе. Для защиты молодых от злого глаза и «злых сил» употребляют урц (украшение наподобие искусственного дерева), которое со дня свадьбы до первой брачной ночи носят перед женихом и невестой.

Возвращение

Мать и ближайшие родственницы новобрачной в течение первого года ее супружества не имеют права навещать друг друга. Поэтому мать и сестры с нетерпением ждут возвращения дочери и сестры домой, чтобы из первых уст узнать о ее положении в новой семье. Согласно обычаю, это возвращение происходит в день Вербного воскресенья, Вознесения, Успения Богородицы. Пребывание молодой женщины в доме родителей длится 15 дней. В назначенный день в дом молодых супругов из дома родителей невестки отправляется женщина «с приветствиями», состоящими из подарков, главным образом в виде выпечки и фруктов. Родители жениха посылают подобные же «приветствия» вместе со своей молодой невесткой. Обряд «возвращения» от свекра и свекрови приносит невестке новое платье, а от родителей – какое-нибудь украшение. Обычай строго запрещает молодому супругу посещать свою жену в доме родителей во время ее «возвращения». Ему позволительно это делать только по большим праздникам. В день Пасхи, например, он может посетить ее с подарками. Обряд «возвращения» молодой жены к своим родителям обычно вызывает по этому поводу шутки, остроты со стороны домочадцев и соседей молодого супруга.

Расторжение брака

Случаи расторжения брака крайне редки. Даже если семейные отношения складываются неблагополучно, патриархальные традиции требуют терпения. Незаконное сожительство гневно осуждается окружающими. Связь с другой женщиной считается оправданной, если в браке не рождаются дети. В таком случае законная жена смиряется, если в одном с ней доме для появления потомства поселяется сожительница супруга.

Публикацию подготовили Марина и Гамлет Мирзояны

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 149 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Интересно было у армян,не видя невесты - женишься.А вдруг не понравится?Что тогда?Надеюсь сейчас эта традиция вымерла.
  2. Гамлет и Мрина Мирзояны пишут просто и доходчиво,читается с взахлёб.Конечно обряд свадьбы Ванских армян скорее не сохранился,так как очень консервативные правила.Но любопытно.
  3. Ваши публикации для нас как глоток свежего воздуха. Спасибо вам, наши дорогие Марина и Гамлет Мирзояны. Мы всегда ждем ваших познавательных и добрых статей.
  4. Невесты-Девственницы это приятно.До тебя никого не было.Чистота.А сейчас как? Попробует пару десятков мужчин и дальше пошло-поехало.Хорошая традиция была у армян.А сейчас сохранилась?
  5. Очень интересный свадебный обряд у армян Вана. Написано очень популярно и доходчиво. Спасибо авторам.
  6. Армянские традиции во многом нравятся,только руками есть не надо.
  7. Оригинальный материал.Редко где можно прочитать такие подробности.Интересно.
  8. "Связь с другой женщиной считается оправданной, если в браке не рождаются дети". Здорово!!!! И жена при муже, и дети появляются!
  9. Рубрика "Армянские обряды и обычаи 2-й половины XIX – начала XX в." предусматривает ли цикл публикаций, или ограничивается только "Ванской свадьбой"?
  10. Уважаемый Симон Петросян,цикл публикаций на тему "армянских свадеб" будет продолжен.Будут представлены несколько армянских регионов исторической и современной Армении.
  11. Прошу авторов замечательной статьи рассказать о свадьбе армян в Ростовской области в 19 веке или в Крыму.Это интересно.
  12. Может и есть какие-то обычаи у армян. На этот счет не спорю. Но то, что Лалаян (кстати, он большой фальсификатор истории, это не раз доказано учеными-историками) и Мирзояны называют армян аборигенами Вана - это верх бесстыдства и лжи. Согласно Лалаяну и мирзояшкам армяне являются аборигенами всей планеты от Антарктиды до Арктики. Хватит нести чушь и ерунду. Всем известно, что Ван является исторически тюркской землей, а армяне переселены туда в конце 19 века.
  13. Слюшай Мехрибан,ти не знаеш истори и молчи тряпку.Откриваи книжка и читаи всигда Ван била армянски озер и земля.Сестричка,нам не нужни чужой земля пускай там живут армени и курди.
  14. Спасибо редакции и авторам.Сегодня видел новый номер газеты и там очередная статья оБ армянских свадьбах.Ещё не читал,но уверен,интересно.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты