№1 (276) январь 2016 г.

Епископ Анушаван Жамкочян: Бережное отношение к вере в народе неискоренимо

Просмотров: 1141

В нынешнем году богословскому факультету Ереванского государственного университета исполнилось 20 лет. Как рассказал «Ноеву Ковчегу» декан факультета, настоятель кафедрального собора Св. Григория Просветителя епископ Анушаван Жамкочян, это было первое на постсоветском пространстве учебное образование, открытое в стенах государственного вуза.

– Богословский факультет в системе светской высшей школы в Армении создавался вскоре после распада СССР. Если учитывать, что главной религией развалившейся страны долгие 70 лет был воинствующий атеизм, наверное, Вам пришлось непросто на первых порах?

– В постсоветские времена действительно было очень сложно рассчитывать на открытие такого факультета в государственном вузе. В нашем случае были споры (и даже сопротивление) определенной части академического сообщества, сомневавшегося в том, что создание богословского факультета целесообразно и своевременно. Хотя сегодня мало кто помнит, что при создании главного вуза нашей страны в 1919 году один из факультетов возглавлял епископ Мовсес. Тем не менее благодаря правительству, благодаря усилиям доктора философии и филологии, профессора и первого декана факультета архиепископа Шаге Ачемяна, а также президента НАН РА, тогда еще ректора ЕГУ Радика Мартиросяна и с благословения Католикоса всех армян Гарегина Первого в сентябре 1995 года в старом здании Института народного хозяйства был создан наш факультет. Его открытие, несмотря на 70 лет безверия, еще раз доказало, что в нашем народе невозможно искоренить бережное отношение к вере, к национальным ценностям, истоки которых берут начало от Гладзора и Татева. Здесь вполне уместно привести аналогию о дереве, засыхающем из-за отсутствия влаги. Но если его полить, то оно снова оживет и зацветет.

– Сколько студентов было в первый год обучения на факультете богословия?

– Очень мало, что легко объясняется отсутствием информации. Ведь это специфический факультет, в отличие от физфака или химфака, где преподают точную науку. Многим тогда (да и сегодня тоже) была неясна перспектива выпускников, чье будущее связывают только со служением Церкви. И не более того. Но это не совсем так. Сегодня на нашем факультете учатся 260 человек, которые, получив теологическое образование, могут сами выбрать свое будущее. Например, юноши действительно могут посвятить себя Церкви, стать священнослужителями. А девушки, которых у нас большинство, занимаются исследовательской деятельностью в рамках теологии. Лучшие студенты стажируются в зарубежных вузах, проходят переподготовку, получают второе образование в экономике или юриспруденции, а затем работают, например, в Министерстве диаспоры или МИДе. Мы следим за судьбой наших выпускников, многие из которых связывают свою жизнь со Святым Эчмиадзином. Не могу не назвать и наших преподавателей, которые после обучения в Европе вернулись на родину, защитили диссертации и теперь учат наших студентов. Это завкафедрой богословия профессор Рафаел Вартанян, завкафедрой истории религий профессор Самвел Мкртчян, профессор Левон Саркисян, господин Калашян.

– Ваш факультет поддерживает связи с аналогичными зарубежными вузами?

– Естественно. Поддерживаем теплые отношения с европейскими вузами, в том числе с университетами Страсбурга и Алеппо. Недавно их специалисты приезжали к нам с циклом лекций. Мы ездим к ним.

– Србазан Анушаван, Вы тоже возглавили факультет, вернувшись на родину...

– Возвращаясь на родину, я не думал о назначении на эту должность. Я уезжал получить образование. Но с благословения Католикоса всех армян Гарегина Второго вот уже более 10 лет возглавляю богословский факультет ЕГУ. Этому предшествовал длительный период обучения как в Армении, так и за ее пределами. В 1992 году я закончил Духовную семинарию по классу церковной музыки. Тогда же появилась возможность продолжить обучение в высшей музыкальной школе за рубежом. Первый год я изучал там язык в спецшколе, но уже тогда решил для себя, что буду учиться не только музыке. После сдачи экзаменов поступил в университет Мартина Лютера в немецком городе Халле на юридический факультет со специализацией «государственное церковное право». Затем поменял курс на каноническое право. Было трудно и интересно одновременно, ведь каждый день я узнавал что-то новое. Однажды с однокурсниками решили организовать в Саксонии вечер немецко-армянской духовной музыки. Как потом оказалось, собрались на него в основном армяне – выходцы из бывшего СССР. Кто-то служил в этих краях, потом женился и осел здесь. Кто-то приехал позже. Со временем мы создали там управление общины, с которой до сих поддерживаем отношения.

– На Ваш взгляд, какие годы были наиболее сложными для богословского факультета?

– Было очень сложно первые десять лет становления, когда только шел процесс интеграции нашего факультета в систему традиционного обучения ЕГУ. Сегодня богословский факультет хорошо известен. И если в год создания действовало всего две кафедры: богословия и истории религиоведения, то в 2006 году была открыта еще одна – по истории и экклезиологии Армянской Церкви. Когда создавался богословский факультет, одной из злободневных проблем являлось отсутствие специальной литературы. Но вскоре начали издаваться факультетские научно-педагогические издания «Тарегирк» и «Ай аствацабан». Это позволило публиковаться преподавателям и аспирантам нашего факультета, что, на мой взгляд, очень важно. Им теперь не нужно искать издательство для публикации своих работ, необходимых при защите диссертаций. Также с первых дней поддерживаем тесное сотрудничество с Матенадараном, в фондах которого хранятся ценнейшие древние рукописи. То есть делается все возможное для развития научного потенциала.

– За эти годы на факультете богословия ЕГУ, наверное, уже сложились свои традиции, которыми гордятся и преподаватели, и студенты?

– Естественно. Например, студенческие билеты первокурсникам мы вручаем в Ошакане, где у могилы Месропа Маштоца они дают клятву. Юбилейные выпуски, как правило, проходят в Святом Эчмиадзине. Будущие богословы получают благословение Католикоса всех армян и даже имеют возможность побеседовать с Его Святейшеством, задать ему вопрос.

Стало хорошей традицией проводить церковные праздники в рамках не только нашего, но и других факультетов. В частности, на Пасху наши студенты рассказывают об истории праздника своим ровесникам. Это бывает очень интересно. Или таинство крещения: так сложилось в нашем обществе, что этот обряд обычно пытаются приурочить к какому-нибудь событию. Но это не верно, человек должен осознанно прийти к такому решению. Кстати, наши абитуриенты не всегда бывают крещеными. Мы не делаем из этого проблемы. Со временем ребята сами просят их окрестить, а крестными, как правило становятся преподаватели факультета. Например, в этом году обряд крещения был проведен мной в кафедральном соборе Сурб Григор Лусаворич, причем для студентов не только нашего вуза, но и других учебных заведений Еревана.

Этому во многом содействуют Студенческий совет и Студенческое научное сообщество. И если первый разворачивает свою деятельность вокруг церковно-религиозных мероприятий, то научное сообщество концентрируется на конференциях. Одной из удачных форм общения стали научные диалоги между студентами юридических или медицинских вузов, где рассматриваются морально-этические принципы и религиозные догмы таких проблем, как трансплантология, эвтаназия, аборты. В любом случае молодежь познает новое, обучается, приобретает знания, а это хороший опыт для будущей профессии.

– Србазан Анушаван, а как Вы относитесь к новомодным традициям, которые с недавних пор стали заноситься к нам, например, когда на венчании отец ведет под руку свою дочь к алтарю?

– Это не самый плохой пример, поскольку здесь все-таки происходит обращение к вере, а не отторжение от нее. Гораздо хуже дело обстоит с модой праздновать Хеллоуин или День святого Валентина. Альтернативой последнему в Армении является праздник Сурб Саркис. У нас есть свои национальные традиции, которыми мы гордимся по праву. Это же касается и одного из главных церковных праздников Рождества Христова. В Европе Рождество традиционно отмечается не только церковью, но и на государственном уровне: все дни праздника в городах – праздничная иллюминация, кругом развешана соответствующая атрибутика. Слава Богу, наше правительство сегодня тоже поддерживает нас. Теперь Рождество в Армении – это и выходные дни, и праздничное освещение улиц города, и различные мероприятия. Не хочу сравнивать, но если в Европе это все же в большей степени дисциплинированное следование традиции, то у армян оно исходит от души. Наша нация более религиозна в исполнении обрядов, посещении церкви, соблюдении обычаев.

– В апреле этого года на территории вашего факультета был открыт памятник, посвященный 100-летию геноцида армян в Османской империи. Расскажите о нем подробнее.

– Все началось со встречи с общественным деятелем и благотворителем из Санкт-Петербурга Грачья Погосяном. Разговор зашел об установке хачкара на территории богословского факультета. Меценат взялся за реализацию проекта. Изготовленный из красного туфа мастером Камсаром Варданяном памятник был открыт в присутствии студентов, профессорско-преподавательского состава, многочисленных гостей. Это не единственная наша встреча с российским бизнесменом. Сказать, что это патриот своей страны и очень набожный прихожанин, значит ничего не сказать о нем. Это необыкновенно позитивный человек. Грачья Погосян принимает активное участие в духовной жизни нашего собора. Советом крестных попечителей и по благословению Католикоса всех армян Гарегина Второго он был избран крестным на 2015 год в Кафедральном соборе Святого Григория Просветителя. И могу сказать, что он очень помогает нам. Кстати, у нас давно был готов проект строительства катнахпюра (источника) на территории нашего храма – работа скульптора Артака Амбарцумяна. Благодаря участию Грачья Погосяна его строительство было завершено в конце сентября. И после чина освящения воды в первое воскресенье октября катнахпюр был освящен в присутствии прихожан и многочисленных гостей.

Наталья Оганова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 27 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты