№2 (277) февраль 2016 г.

Елена Саркисова: Учитель – инженер детских душ

Просмотров: 905

Елена Михайловна Саркисова – преподаватель химии.

За свою долгую профессиональную жизнь она воспитала не одно поколение молодых людей, которых учила не только своему предмету, но и главному в жизни – справедливости и честности, взаимоуважению и взаимопониманию, любви к своему народу и к родине.

В преддверии своего юбилея известный и заслуженный педагог ответила на вопросы «Ноева Ковчега».

– Елена Михайловна, в чем «секрет» Вашего педагогического успеха?

– Педагог должен любить молодое поколение, и это самое главное. Очень важен также индивидуальный подход к каждому. И конечно, профессионализм – педагог обязан быть подготовленным к уроку, причем на современном уровне.

– Что Вы считаете своим главным достижением в профессии?

– Умение раскрывать таланты молодого поколения! Это доставляет мне огромную радость. Я любила не только успешных, но и тех учеников, которым нелегко давался мой предмет. Много времени уделяла и «трудным» ребятам. К каждому ученику всегда относилась с большим уважением и с каждым находила взаимопонимание. Я хорошо знала, чем увлекается тот или иной ученик, как и в каких условиях он живет, что очень важно. Главным правилом для меня всегда было никогда не оскорблять ученика, не бежать жаловаться к директору, не выгонять его с урока, а разобраться с ним самим, понять, в чем дело. Я всегда была против исключения ученика из школы, зачастую шла против мнения коллектива, убеждая коллег в том, что нельзя выгонять подростка на улицу, так как это может привести к плачевному результату.

Мое главное достижение – это взаимопонимание, взаимоуважение, а также гордость за моих учеников. Горжусь моим учеником школы им. Асканаза Мравяна Леонидом Азгалдяном. Я была классным руководителем в 8-м классе, он – старостой класса. Леонид был наделен необыкновенно живым умом. Всегда учился на «отлично», был прекрасным организатором и очень красивым мальчиком. У него была хорошая интеллигентная семья – родители, старшая сестра и младший брат Сурен. В один из дней ко мне пришла мама Леонида со слезами на глазах и сказала, что больна, у нее рак, и что скоро умрет. Она попросила меня по возможности заменить ее Леониду. Мальчик ничего не знал о болезни матери. Вскоре она умерла, и я никогда больше не видела улыбки на лице Леника. Леонид добровольно ушел на фронт в Нагорный Карабах (Арцах). До меня доходили невероятные рассказы о том, как он воспитывал своих солдат, как наладил среди них дисциплину. Леник погиб, сражаясь за родину. Леонид Азгалдян был достойным сыном своего народа и вписал свое имя в историю Армении.

– Как Вы стали педагогом?

– К педагогической деятельности меня привели любовь к людям и уважение к молодому поколению.

– Современные школьники, какие они? Согласны ли Вы с тем, что учителям старшего поколения трудно их понять?

– Учителя старшего поколения должны шагать в ногу со временем как в общении с учениками, так и в самом процессе обучения. А если учитель не может или не хочет перестраиваться, то ему не место в школе. Ведь учитель – инженер детских душ.

– Кто из Ваших учеников Вам особенно дорог? Они поддерживают контакты с Вами?

– Я горжусь своими учениками – выпускниками ереванской школы имени А.С.Пушкина Араиком Минасяном, Артемом Кушкяном, Эдиком Налбандяном, Тиграном Саркисяном и многими другими. С некоторыми из моих учеников я поддерживаю отношения, причем встречаю их во всех уголках нашей планеты.

– Считаете ли Вы, что в системе современного школьного образования следует что-либо менять?

– Желательно проводить уроки на более доступном для ребят уровне. Темы урока нужно объяснять в форме беседы, устраивать больше практических занятий, посещать заводы и фабрики, где можно наблюдать химические процессы на практике. Это позволит понять важность предмета химия.

– В последнее время в школах сократили количество уроков химии, убрали лаборантов, возможно ли преподавать химию без проведения лабораторных опытов?

– Мы живем в век точных наук. Как можно сокращать уроки химии? Преподавать химию без проведения лабораторных работ неправильно. У детей пропадет интерес к химии, и усвояемость предмета будет низкая. Без лаборанта обойтись можно, учитель может сам прекрасно подготовить лабораторную работу.

– Вы работали в школах Еревана и Москвы, какая из них главная в Вашей жизни?

– Я работала в ереванских школах №25 им. Асканаза Мравяна и №8 им. А.С. Пушкина. В Москве – в школах №554 и №986. Безусловно, школы в Ереване – главные в моей профессиональной жизни.

Получив назначение в школу им. Асканаза Мравяна, я решила заранее познакомиться с классами, в которых предстояло преподавать. Среди всех выделялся класс 9 «Б», ученики которого не ладили ни с одним учителем… Подхожу к классу и слышу ужасный шум, один за другим из класса выбегают ученики, раздается крик преподавателя. Первое, что я сделала – пошла в учительскую, изучила фамилии ребят, чтобы их правильно произносить. Затем поинтересовалась, чем увлекаются мальчики из этого класса. Оказалось, все они очень любят футбол. Дома муж рассказал мне свежие футбольные новости. На следующий день я захожу в 9 «Б», меня не замечают и продолжают шуметь. Терпеливо жду. Когда шум стихает, задаю вопрос, кто любит футбол. Практически все подняли руки. Я назначила «комментатора», который в начале каждого урока в течение 5 минут сообщал классу о новостях футбола. После «футбольной пятиминутки» урок в классе всегда проходил при полной тишине. Учитель должен быть гибким, уметь быстро перестраиваться в соответствии с обстоятельствами.

– Чем отличаются и чем схожи ученики в Ереване и в Москве?

– Я люблю свою работу и поэтому, видимо, особой разницы между учениками Еревана и Москвы не заметила. Пожалуй, ученики в Ереване более сдержанны в общении с учителями и с уважением относятся к старшему поколению, чего не хватает московским школьникам.

– Что из курса школьной химии может пригодиться ребятам в жизни?

– Очень важны навыки поведения в экстремальных условиях (например, при пожаре), использования различных удобрений, а также осторожность в обращении с агрессивными веществами.

– Обычно преподаватели точных наук не верят в Бога. Вы верите?

– В молодости считала, что какая-то высшая сила существует. Сейчас верю в Бога, но не верю в приметы!

Беседу вел Григорий Анисонян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 9 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Дорогая Елена Михайловна! Сердечно поздравляем Вас с юбилеем! Мудрость, гармония, богатый опыт — ценности уникальные. Пусть в эти праздничные дни для каждого найдется место в сердце: для родных в душевных словах и благодарности, для друзей в воспоминаниях, а для всех остальных в уважении, признании. Пусть природа наслаждается женской сутью: мягкостью, уютом, лаской. Желаем Вам бодрых ясных дней, радостных волнений, всегда по жизни улыбаться, чтобы окружали близкие. С любовью - Марина И Гамлет Мирзояны.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты